В России разработана международная конвенция о запрете использования Интернета для вмешательства в дела суверенных государств. Разработчики представили ее проект вчера на закрытой встрече руководителей спецслужб и силовых ведомств 52 стран, которая проходила в Екатеринбурге.
Россия указала выход для интернета
// Совбез и МИД придумали, как установить мир и порядок в киберпространствеРоссия придумала, как поставить надежный заслон на пути расползающихся по миру интернет-революций. В распоряжении "Ъ" оказался подготовленный Совбезом и МИД РФ проект конвенции ООН "Об обеспечении международной информационной безопасности". Документ, на принятие которого Россия рассчитывает уже в 2012 году, запрещает использование интернета в военных целях и для свержения режимов в других странах, но при этом оставляет властям полную свободу действий внутри национальных сегментов сети. Эксперты убеждены, что главной целью Москвы является устранение угрозы, которую представляют растущие возможности США по ведению кибервойн.
открыть материал… В ряде стран уже созданы и действуют структуры для ведения военных действий в киберпространстве, а в США, уже есть и Кибернетическое командование, во главе которого стоит генерал Кейт Александер, еще недавно служивший директором Агентства национальной безопасности США. Так что, угрозы враждебных действий в киберпространстве явно серьезны, коль к ним так серьезно готовятся. В тех же США в нынешнем году принята стратегия по киберпространству, в которой американским правительством прямо заявлено, что на враждебные действия в киберпространстве США будет отвечать так же, как и на любые иные угрозы своей стране. Как США отвечают на «любые иные угрозы» мы все хорошо знаем.
Комментаторами предложенной Россией конвенции отмечалось, что главной целью Москвы является устранение угрозы, которую представляют растущие возможности США по ведению кибервойн. США действительно намного опережает всех в технических возможностях, но всеобщая компьютеризация и интернетизация имеет и обратную сторону. В тех же США многие системы и объекты так называемой критической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь и так далее) настолько зависят от компьютерных сетей, что становятся уязвимыми для атак извне. Так что, по мнению некоторых, довольно серьезных специалистов, при наивысшем потенциале для кибератак США имеет самые слабые возможности в киберзащите. Это, кстати, мнение американского эксперта Ричарда Кларка, который занимался вопросами кибербезопасности при 4 президентах.
Киберугрозы это уже не отдаленное будущее, о котором можно прочитать в книжках фантастов и футурологов. Уже сегодня есть факты разработки высокоточного кибероружия. Например компьютерного червя созданного специально для атак атомных электростанций в конкретной стране. Это оружие не весит почти ничего (ровно столько, сколько флешка на которую записана программа), не имеет характеристик, по которым можно определить атакующую сторону и предъявить ей счет, но может физически уничтожать сложнейшее оборудование, принося колоссальные убытки и отбрасывая страну в развитии на многие годы назад. При этом - это действительно высокоточное оружие - уничтожает только ту мишень, на которую нацелена.
Это, так сказать, техническая часть кибероружия. Есть еще часть информационно-психологическая. Та, которая позволяет агрессору манипулировать большими группами людей. Про Интернет-революции в ряде стран, которые случились в этом году, слышали уже, пожалуй, что все. Технологии массового воздействия на население использовались антиливийской коалицией при штурме Триполи, когда тысячи жителей города одновременно получили текстовые сообщения на мобильные телефоны с призывами к восстанию против режима Каддафи, а также инструкции, как действовать в создавшихся условиях.
Интернет, как всякий информационный инструмент, используется не только для общения, обучения и прочих благовидных целей, но и для пропаганды, манипуляций, формирования общественного мнения и не всегда на пользу этому обществу.
Не знаю какова будет судьба документа в ООН, я не специалист в данных вопросах, но могу предположить, что принятие конвенции может толкнуться с определенными сложностями. США усиленно пропагандирует Интернет-свободу, готово финансировать полезных для себя блогеров (в начале года Хиллари Клинтон заявила о выделение грантов борцам за Интернет-свободу), и даже разрабатывает технические средства, которые позволяют обходить Интернет-блокаду. Но надо понимать, что под лозунгами всеобщих гражданских свобод тут как всегда скрываются интересы конкретных стран и людей. Да и та же ООН провозгласила свободный доступ к Интернету базовым принципом как, к примеру, право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу совести. Так что, столкновение интересов вполне может быть. Не исключено, конечно, что конвенция будет принята, что не помешает ее нарушать. Нарушается же повсеместно конвенция о правах человека? С конвенцией о запрете использования Интернета в военных целях будет еще проще - доказать факт гораздо сложнее, еще сложнее поймать за руку инициатора атаки.