Читаю нынче редкую книжку - изданные в 2001-м челябинскими краеведами частные записки за 1899-1924 гг. бывшего акцизного чиновника, депутата городской Думы К.Н. Теплоухова.
http://unilib.chel.su:81/el_izdan/kalendar2005/teployho.htmНатурально, энциклопедия русской провинциальной предреволюционной жизни, чудеснейшая вещь. Помимо примечательных эпизодов с участием челябинских революционных деятелей, для нашего поколения ставших не людьми, но названиями городских улиц, дневники К.Н. Теплоухова ценны бытописанием - что ели-пили, как зарабатывали на жизнь, развлекались, учились и т.д. Так вот, по поводу голода.
До красных:
1901 - ни намека на голод, недород, хоть какое-то продовольственное неблагополучие в Оренбургской и Пермской губерниях, цены на рынке не меняются.
лето 1902 - К.Н. Теплоухов оценивает деревни вокруг имения возле Кунгура: "живут зажиточно, неурожаи редко, ржи получают до 10 пудов с десятины, овса - больше". В Челябинске все совершенно благополучно.
1903 - полное продовольственное благополучие, с сентября в Челябинске заработал ректификационный завод, спиртзаводы губернии работают на полную мощность. Цены на хлеб осенью 1903 - пшеница в зерне 45-55 коп.\пуд, рожь 35-45, овес 30-40, картофель 10-14.
1904 - полный порядок
1905 - кроме рабочих и солдатских волнений и погромов еврейских магазинов городскими подонками ничего особенного не наблюдается
1906 - все в норме
1907 - полное благополучие
Кстати, тогдашнее "интервью" Теплоухову английского рабочего - агента по продаже сельхозмашин Чемберса о России: "Это самый богатый... самый свободный страна! Каждый фермер имеет дом, земля... Они живут плохо - не желают работать, не желают жить лучше. Очень ленивый народ! Они даже водка пьют мало - в Англии больше! А какой свобода! Всякий может сделаться богатый фермер... торговый... хороший мастер. Если будет учиться - чиновник, учитель, купец... В Англии так... сделаться трудно".
1911 - "Урожай в этом году неважный - засуха. Цены поднялись: на пшеницу на 15-20 коп, на овес - 10-15, на картошку - 5-10, но на базаре хлеба и картошки сколько угодно. Вдруг узнаю из газет, что на Урале полный неурожай, голод , жители бегут во все стороны на заработки. А мы здесь, в центре голода, не только не видели его, но и не слыхали... объехал все винные лавки участка, про неурожай слышал, про голод - нет".
"2-го декабря по снегу отправился в участок. У поселка клади хлеба, видимо нетронутые. Спрашиваю: "Хороший, что ли урожай?" "Урожай не совсем хороший, да еще не трогают его". "Чего же ждать?" "Пособие дают. Голод ведь у нас!" Оказывается, газеты настолько нашумели о голоде, что жителям Оренбургской губернии выдавали пособие хлебом по числу едоков бесплатно!"
1912-15 гг. - все благополучно
1916 - "Война начала чувствоваться", к зиме "цены поднялись на 10-20%. Мясо с 10 коп. за фунт поднялось до 12 коп., пшеница стоила 80 коп. пуд, воз сена вместо 3-4 р. стоил уже 5-6 р". Не стало некоторых сортов табака, сукна.
1917 - "Отречение Николая не произвело особого впечатления на меня да и на окружающих. "На такое место охотников много - ушел этот, найдется другой. Если не будет царя - будет президент... Нам-то ни тепло ни холодно!"
Еще прекрасная история про челябинского "большевика" Елькина, эпонима одной из центральных городских улиц:
"Заседание Комитета Общественной безопасности. Входит швейцар: "Елькин желает побеседовать о чем-то. Можно?" "Конечно, можно!" Елькин - юнец лет 20, местный, - сын владелицы небольшой типографии, типичный еврей. Вежливо кланяется, стоит у двери. "Дело вот какое: прошу от Комитета защиты от рабочих - обнаглели совсем! Требуют прибавки. Мамаша уже давно прибавила 10%, потом 15% - они еще желают! У нас предприятие культурное, мы итак зарабатываем мало. Вызовите, разъясните им, что так нельзя." :)
"Дороговизна на все товары росла, но в продаже были все необходимые товары".
1918 - начало года - первое издание советской власти в Челябинске:
"На последней неделе перед Пасхой торговля на базаре оживлялась, привезли горы масла ввиду высокой цены - новая власть сочла цену ненормальной, вышел приказ об установлении "твердой цены" вдвое ниже. Через час на базаре не осталось ни фунта - все развезли по дворам, которые потом обыватели и объезжали, покупая масло".
"Дороговизна росла, полиции не видно; в казармах за рекой поселилась сотня-другая различных личностей". 27 мая чехи совершили переворот, "правители к утру все бесследно исчезли".
"С осени дела в Военно-промышленном комитете и на бирже очень оживились. Хорошо работали кожевенные заводы. Сношения с Сибирью и заграницей через Владивосток крепли. Сначала появились самые ходовые товары - табак.
Цены зимой 1918-19 гг. в сравнении с 1916 г.: мясо 1 фунт - 2 р. (12 коп), пуд пшеницы - 20 р. (80 коп), овес - 18 р. (70 коп.), воз сена - 25 р. (5 р.), пуд муки - 30 р. (1,4 р.)." Продовольствия довольно, голода нет.
"Красный голод":
1919 - после поражения сибирских войск в июле в Челябинской битве, в уезде восстановлена советская власть. Колчаковские бумажные деньги новой властью не принимались, что сильно ударило по покупательским способностям большинства южноуральцев.
"Несмотря на постоянные уверения о наступлении всеобщего благоденствия, жить становится хуже и хуже. Не говоря уже о терроре и неизвестности для каждого, плохо было и самым лояльным обывателям. Квартиры переполнены, топливо и жизненные продукты добывались с большим трудом, цены росли. Лавки почти все закрылись, торговля еще существовала очень убогая на базарах, и очень оживленная на толкучке, куда тащили все, что можно продать. Новая власть, кроме прочего, принесла с собой сыпной тиф".
Цены (сент.-дек. 1919): мясо 7\22 р. фунт, пшеница 35\180 р. пуд, воз сена - 700 р.\4000 р.
1920 - "Главным насущным вопросом было питание. Раньше - "в мрачную эпоху царизма" - никто об этом не думал, даже нищие. На месяц человеку достаточно пуда хлеба, стоил он около рубля, купить можно было где и когда угодно. "Светлая радостная жизнь" существовала около года, - "мрачная эпоха" не догадалась накопить и оставить достаточного количества запасов, и хлеба становилось все меньше... Вступил в Общество сельского хозяйства, у которого были большие огороды. Взяли в обработку землю, посадили не то, что необходимо, а что смогли достать".
В торговле все перешли на еду как главную валюту. "Починил ботинки за стакан сметаны... Пускали ночевать за еду - 6 человек - 6 фунтов хлеба".
1921 - "С утра до вечера заботились о поддержании своего существования... весной подвоз хлеба в Челябинск уменьшился, цены росли. Ездили в уезд на поиски хлеба - денег взяли немного, в уезде они уже теряли значение, набрали разных домашних вещей". "На службе отделу ежемесячно выделяли кроме денег продовольствие - 2 ведра мерзлой картошки и требушину от двух коров".
"В начале ноября пришел ночью Иван Осипов, егерь с озера Каясан - глаза дикие, оборванный. Недели две назад его с другими более зажиточными в селе арестовали, привезли в Челябинск, в тюрьму, за что - не говорили. Вечерами вызывали 2-3 человека и расстреливали. Сегодня вызвали оставшихся 5-6 человек, выводят и говорят, что они... свободны! Растерялись, думают, что смеются над ними. "Свободны! Убирайтесь поскорее!"
1922 - в уезде хлеба мало, не меняют. Начали есть лебеду. "Едим одно мясо. Пухнут ступни ног - цинга. Мясо съедаем много, но есть еще хочется. Делаем пельмени". ""В марте официально установлено 3 случая людоедства". Много убийств из-за еды. "Базара почти нет - налоги такие, что торговать не имеет смысла" (Заметим, что это уже начало НЭПа). "Купили воз сена, заплатили 2 пуда пшеницы, 1 пуд овса, 1 пуд картофеля, переводом на деньги - около 20 миллионов".
"18 марта открылось отделение Американского общества для кормления голодающих (АРА) - открывают столовые, но принимают на работу только "избранных" от советской власти... Озериха (жена советского функционера) сумела забраться в АРА на крупное место. У нее в передней завелось несколько хороших окороков, круги масла, колбасы. Появилось несколько больших мешков с рисом, девать его некуда - завела 2 свиней и кормила их рисом".
Май - питание: хлеб из лебеды, пшеничная похлебка, молоко.
С осени начала появляться мука, овощи, грибы-ягоды.
Зимой 1923-24 гг. голода как такового не отмечается.