В принципе, волнующее слово для инженера, конструктора, создателя... Для нас вдвойне, так как на данных тестах все было новое. И это новое подвергалось испытанию. Собственно, испытывалась лопасть. Испытания были на разрушение статической нагрузкой. Новым была сама конструкция: лопасть для семейства турбин в 20-35 кВт длиной 5.5 метра. Новым была форма, примененое семейство профилей, методика расчета аэродинамики и прочностные, методика производства, конструкция лонжерона. Так же абсолютно новым было применение конструкции заформованных резьбовых "морковок" для крепления лопасти к ступице. Раньше мы применяли вклееную цельную втулку, соединенную с лонжероном с приваренным фланцем.
Но как всегда, что-то пошло не так. В результате эпопея со статическим тестом растянулась почти на две недели. И ломать пришлось не одну, а две лопасти.
Первый раз, при распределенной нагрузке в 630 кг не выдержало сварное крепление фланца лопасти к опоре. Лопасть целая, сварной кронштейн разрушен. Потом наши сотрудники, разумеется очень стараясь, приварили фланец к новому кронштейну не снимая лопасти. В результате разрушение соединения "морковок" со стеклопластиком при 450 кг, а тело лопасти снова целое. Распил потом показал отслоение стенок лонжерона от полок, сделанных заодно с обшивкой на одном участке.
Принято решение разрушить вторую лопасть, которая была сделана для усталостного теста. Ладно, потом еще одну сделаем. И снова разрушился кронштейн крепления лопасти. При тех же 630 кг. Сделали абсолютно новый кронштейн, одновременно увеличив толщину фланца на 50%. Наконец то не выдерживает сама лопасть, и поскрипев, пошуршав, с оглушительным треском ломается при 710 кг.
Сказать честно, хотя и сломалась при почти в 2 раза больше трехкратной нагрузки 20 кВт ротора, но сломалась в не совсем расчетном месте. Разумеется, в последующие экземпляры внесем коррективы, которые, полагаю, накинут еще килограмм 50-100 веса до разрушения.
Но, в общем, доволен. Купили новый вакуумный насос, современные расходные материалы, лопасти будут на уровне!