Арабы доисламской эпохи

Dec 06, 2008 16:32

Давно обещал Богу и людям сделать сайт о Христианстве на Арабском Востоке, и вот наконец начинаю свои обещания выполнять. Так что теперь к сообществу добавился и сайт.

Итак,
Арабы доисламской эпохи
Существуют различные источники по истории северных и южных арабских племён до VII в.: арабские, сирийские, греческие и латинские. Своеобразным источником выступает староарабская поэзия, как например диван Амрулькайса (Имруулькайса) - последнего царственного киндита. Также источником выступают различные повести и рассказы, составившие «Дни арабов» - أيام العرب .

Существует мнение, что арабы христиане - это арабизированные после исламского завоевания греки. Оно в корне не верно. Это не справедливое мнение оспаривал ещё Бандали ал-Джаузи (Жузе) [1].

Христианство проникало в Аравию в течении IV - VI вв., практически одновременно с иудаизмом. Прочные позиции Христианство приобрело даже в отдаленных от Византии странах, как Нубия, Эфиопия, Химиаритское государство в Южной Аравии. В этом процессе христианизации Востока очень большую роль сыграли сирийцы - просветители армян, грузин, арабских племен Северной Аравии и городов Йемена. Известно, что Христианство арабам проповедовали православные монахи Сирии и Палестины. В Аравии появилось много монахов-отшельников, живущих одиночками или группами в безлюдных местах, например в Сирийской пустыне, в долине Вади-л-Кура в Хиджазе. Образ такого монаха встречается в староарабской поэзии. Известно также, что арабы были приверженцами Симеона Столпника, а Феодорит Кирский и Кирилл Скифопольский писали о верности и благодарности арабов.

Широко известна греко-сиро-арабская надпись из Зебеда о построении мартирия св. Сергия (развалины находятся между Алеппо и Ефратом, а сама надпись датируется 512 годом). В ней встречаются имена арабов-христиан: Сергий, сын Саада и сын Марулькайса.

А в греко-арабской билингве из Харрана сообщается:

“Я Шарахиль, сын Залима, построил этот мартирий в год 463.” [2]

انا شرحيل بن ظلمو بنيت ذا المرطول سنت 463

О христианизации арабов имеются и другие свидетельства документального характера, в первую очередь - акты и деяния соборов. В деяниях Константинопольского собора 394 г., выдержки из которого сохранились в «Синтагме XIV титулов», упоминаются два священника Багадий и Агапий, между которыми разгорелся спор по поводу епископской кафедры Аравии - Византийской провинции Аравия с центром в Босре.

Аравия, находясь между двух огней, Византией и Сасанидским Ираном, была в центре геополитических интересов двух держав.

Для Византии христианизация играла известную политическую роль, и христианство проникало в арабскую среду при поддержке Империи. Ещё Аммиан Марцеллин подчёркивал необходимость для Византии поддерживать с арабами добрые отношения.

В то же время бежавшие от преследований монофизиты и несториане распространяли среди местного населения, в том числе арабов, своё учение. Этим воспользовался Иран, принявший несториан под свою опеку. Более того, при персидских наместниках йеменские христиане-монофизиты были обращены в несторианство, которое получило статус второй по значению государственной религии после зороастризма.

Таким образом, Ирану служило племя лахмидов, а вассалами Византии стали племена Кинд, Салих и Гассан. Эти племена, образовавшие целые государственно-племенные объединения, вышли из южных областей полуострова, вели оседлый образ жизни в городах и имели собственную многовековую культуру.

Первые же арабские государственные объединения существовали ещё в начале нашей эры. Ими были древние государства Петра и Пальмира. Письменность и язык этих государств были арамейские, но постепенно доля арабского языка возросла. В 106 г. Под давлением Рима прекратила существование Петра, а в 272 г. Была разрушена Пальмира.

Начать изложение следует, пожалуй, с лахмидов - персидских арабов.

Столицей Лахмидского царства была Хирта или Хира (“Военный лагерь”), расположенная неподалеку от Древнего Вавилона. Хирта была центром, в который сходились пути из разных концов Ближнего Востока. Первый из лахмидских царей, известных истории, умер в 328 году.

В основной массе лахмиды были язычниками. Отдельные роды, входившие в союз племён, объединённых лахмидами, исповедовали христианство. Лахмидам проповедовали православные, несториане и монофизиты. Монофизиты занимали достаточно уверенные позиции среди “персидских арабов”. Однако Иран проводил политику покровительства несторианам, поскольку они были гонимы врагом Ирана Византией.

Тем не менее, в Иране одно время шли гонения на христиан, которые закончились в 410 г., когда ЕздгердI официально признал христианство:

“В одиннадцатом году главенства Ездгерда, славного царя царей, после того как наступил мир и успокоение в церкви Господней, он устроил спасение и покой обществам [собраниям] Христовым, дал власть рабам Божиим открыто возвеличивать Христа в их плоти, в их смерти, в их жизни” [3]

Это было разрешением открыто исповедовать христианство, отправлять службы, отпевать и хоронить, согласно христианским обычаям. Также Ездгерд разрешил восстановить все разрушенные при гонениях церкви.

В сирийской хронике Иешу Стилита, написанной не позднее 518 года, есть упоминание о Лахмидах. Это рассказ о том, как во времена персидского шаха Кавада (488-531 гг.) “арабы, которые находились под его властью, когда увидели беспорядок в его государстве, стали разбойничать, насколько хватало сил, по всей персидской земле” [4]. Конечно, с таким положением вещей Сасаниды не могли мириться до бесконечности, и последний Лахмид был в 602 году заменен персидским наместником. Спустя несколько лет Лахмиды взяли реванш, разбив персов при Зу-Каре (ок. 611 г.).

Что же касается рода киндитов, то в 489-528 гг. они были византийскими филархами Палестины. В Центральной Аравии в конце V века киндиты основали там царство при поддержке Йемена. В течение немногих лет Киндиты возвысились и захватили Хирту (столицу лахмидов), а также распространили свое влияние на Хадрамаут и восточное побережье Аравии. Но в 529 году Лахмиды перешли в наступление и вернули Хирту, нанеся Киндитам сокрушительное поражение. Династия Киндитов не смогла отстоять свои притязания, поскольку Йемен сам в этот момент переживал кризис власти из-за дворцовых интриг. Киндиты попытались обратиться за помощью к Византии, но против этого выступили союзные арабские племена, и тогда династия окончательно потеряла власть. После этого киндиты вернулись в Южную Аравию.

Особое внимание стоит уделить государству гассанидов, во-первых потому, что это был наиболее христианизированный арабский род, во-вторых гассаниды были наиболее близки Византии, и наконец территория, занимаемая гассанидами, попадала под юрисдикцию Антиохийского Патриархата, а именно Антиохийская Православная Церковь является сегодня по сути Арабской Православной Церковью, наиболее полно представляя (вместе с Иерусалимским Патриархатом) православных арабов христиан.

Гассаниды были вассалами Византии. Они располагались в сиро-палестиском регионе, от Ефрата до Акабского залива, а их резиденция находилась в Джабии (80 км. южнее Дамаска). Их влияние доходило до Вади-л-Кура.

Первыми царями в Сирии по Масуди были танухиды [5], их сменили салихиды.

Они “подчинили Танух, обратились в христианство и были воцарены ромеями над этими арабами в Сирии” [6].

ثم وردت سليح الشام وتغلبت على تنوخ وتنصرت فملكتها الروم على العرب الذين بالشام

В отношении Гассанидов и их появления в Сирии авторы Масуди, Хамза Испаганский, Абульфеда, с относительной вероятностью, сообщают, в общем, следующее:

Гассаниды пришли в Сирию из Йемена. Там они встретили салихидов. Далее следует попытка узаконить своё положение - Гассаниды обращаются с просьбой к Византийскому императору остаться на тех же условиях, что и салихиды (военная служба Византии и уплата подати). Император даёт своё согласие. Это соглашение, вероятно, было достигнуто в первые года VI века (502 г.). Также вероятно, что филарх гассанидов и его род приняли христианство, как и салихиды, по крайней мере, существуют сообщения о том, что гассаниды строили церкви и монастыри.

Наиболее ярким представителем гассанидов был Харит ибн Габала (ум. к 578/9 г.). Его имя могло читаться несколько иначе: Халид ибн Джабала. Прокопий сообщает о нём следующее: “Юстиниан поставил над многими племенами Арефу (Харита), сына Габалы, который правил сарацинами (арабами) в Аравиях, дав ему звание царя, чего прежде у ромеев не было” [7]. Греческие хроники передают также его титулы и звания: “славнейший” ενδοξοτατος, “Христолюбец” φιλοχριστος. Связь гассанидов с Византией была тесной и охрана границ ими велась добросовестно. Сам же Харит был в должной мере почтён и признан в Империи. Кроме того, гассаниды охраняли и внутреннее спокойствие - как например, подавление восстания самарян. Тем не менее, у гассанидов были и свои интересы, а также и свои трудности, с которыми Византия не всегда считалась.

Весной 545 г. между Византией и Ираном был заключён мир на пять лет. Но в 546 г. Вспыхнула война между лахмидами и гассанидами. Лахмид Мундар убил сына Харита - и более того - он принёс его в жертву богине Уззе. Но победа была на стороне гассанидов. Однако, упомянутый выше Прокопий обвиняет Харита в предательстве (эти и подобные обвинения станут частыми), хотя сам замечает, что трагическая смерть сына Харита говорит о его невиновности.

В мирном договоре между Византией и Ираном от 561 г. гассаниды и лахмиды оговорены специально, что указывает на политический вес этих арабских государств.

В 563 г. Харит прибывает в Константинополь, чтобы решить вопрос о своём приемнике. Им стал его сын Мундар ибн Харит, который еще при жизни отца занимал видное положение.

Вместе с тем, Харит привёз в столицу догматическое послание монофизитов. Оно было подписано семью епископами и патриархом, но два епископа, Конон и Евгений, отказались его подписать.

Монофизиты, столицей которых, в сущности, была Антиохия, пользовались большим влиянием среди арабов.

Монофизитство было не только религиозным, но и политическим течением. В нём отразился сепаратизм провинций. Провинциальное негреческое население тяготилось официальным православием, которое было проводником греческого влияния - языка, философии, государственности. Харит поддерживал монофизитов, и сам опирался на поддержку царицы Феодоры.

Но всё же вопрос о конфессиональной принадлежности гассанидов спорный. Иногда в научной литературе высказывается мысль о том, что гассаниды были полностью монофизитами, и это явилось причиной их перехода на сторону арабских завоевателей в 636 г. Но это неверно. Говорить о безусловном монофизитстве гассанидов и других ромейских арабов (покровительствуемых Византией) можно лишь применительно к эпохе до 582 г. По свидетельству Михаила Сирийца, император Маврикий в 582 г. лишил власти гассанидского царя Мундара ибн Харита, “ереси распространились среди арабов”. Таким образом, к началу арабских завоеваний среди союзных ромеям арабов были распространены еретические, с точки зрения монофизита Михаила Сирийца, вероучения, в том числе, по-видимому, и православие. Те, кто оставались приверженцами православия назывались мелькитами - от ملك - царь, - сторонниками императора.
Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что Мундар ибн Харит, как и его отец, покровительствовал монофизитам. За помощью к нему обращался патриарх монофизитов Павел, обращённый в православие после 571 г. (видимо не добровольно). Также Мундар примирял Павла и монофизитского епископа Эдессы Иакова Барадея (которому помог занять своё положение Харит, при поддержке царицы Феодоры), спорившими между собой.

У Федора Чтеца сохранился рассказ, повторённый Феофаном под 6005 г. (496/7 г.) о крещении “филарха арабов”. Он называет его Аламундаром. Однако, считать, что речь идёт о “Мундаре ибн Массама, лахмиде” нельзя, так как лахмид Мундар был и оставался язычником.

Имеется предположение, что указанный “филарх арабов” - гассанид Харит. Но и тут встаёт вопрос, так как Харит открыто покровительствовал монофизитам. Впрочем, этот рассказ может являться анекдотом.

“Когда филарх арабов собирался креститься нечестивый Север послал двух епископов, чтобы присоединить его к своему поношению. Но по проведению Божию, он был крещён мужем из православных, принявших собор”. Епископы монофизиты стали стремиться отвратить филарха от православия, но Мундар отвечал им: Он сообщил, что получил ныне известие о смерти Михаила Архангела. Епископы возразили ему, что это невозможно. Тогда он их спросил, как же возможно, что они не признают двух природ во Христе, “когда и ангелы не умирают”. Епископы отступили от него “со стыдом”. [8]

Этот рассказ указывает на всю остроту противоречий между монофизитами и православными и на их стремление связать с собой арабов.

Начало конца государства гассанидов было так:

После больших побед над лахмидами Мундар ибн Харит написал о них императору Юстину II и просил прислать золото, чтобы оплатить войско. Юстин же посчитал, что гассанидам будет довольно добычи, пришёл в гнев и решил убить Мундара. Мундар ибн Харит узнал о заговоре. Он “взял своё войско, отправился и поселился в пустыне” и “избавил себя от всякой заботы за ромейские земли” [9].

Эти события относятся к 574 году, когда Тиверий стал соправителем Юстина II.

Персы и лахмиды воспользовались сложившимся положением. Византия скоро пожалела о халатном обращении с гассанидами. Примирение было достигнуто через три года.

При императоре Тиверии на Мундара пало подозрение, как и на его отца, Харита, в предательстве. Мундар ибн Харит был сослан на о. Сицилия вместе со своей женой и некоторыми детьми.

Династия оборвалась, и государство гассанидов распалось на 15 частей, которыми управляли шейхи.

Восток дело тонкое..., Антиохийская Православная Церковь, религия, арабы-христиане, Христианство на Востоке

Previous post Next post
Up