Бобби, пол и ап. Павел

Dec 02, 2010 13:52

ыход в 2009 году телевизионного фильма «Молитвы за Бобби» обнажил образ мыслей двух типов людей. Первый из них - юноши и девушки, со страхом обнаруживающие в себе гомосексуальные наклонности, второй - христиане, знающие «правильный ответ на этот вопрос», но невнимательные к контексту личности и отягчённые собственной греховностью.





Христианка Мэри Гриффит, ревностная прихожанка Пресвитерианской церкви, уверенно строит собственную семью в надежде, что все её близкие окажутся на небесах. Когда же она от своего старшего сына узнаёт, что младший начинает считать себя геем, её мечта сыплется в пыль. Будучи хорошо знакомой с консервативным учением Библии про «взаимоотношения» ада и гомосексуалистов, Мэри пытается переубедить Бобби: знакомит с красивыми девушками, пишет ободряющие библейские стихи. Мэри стыдится своего сына при других и считает порочную наклонность младшего сына своим собственным огрехом. Теперь это её «личный проект». Видя безрезультативность своих усилий и параллельно растущую независимость Бобби в действиях и суждениях, Мэри словами «мне не нужен сын-гей» отказывается от младшего. Из-за «материнской и общественной религиозной нетерпимости», как об этом принято писать на западный манер, Бобби заканчивает жизнь самоубийством. Мать пытается понять причину смерти сына и обращается к священникам своей церкви, оказывающимся неподготовленными к столь прямым вопросам. Неслучайно и то, что подготовленным оказывается преподобный Лэрри Витселл, настоятель Metropolitan Community Church (либеральная протестантская церковь, известная своей работой с ЛГБТ - движением). Он даёт понять, что религия как таковая не против гомосексуализма, это также дар Божий. Мэри признаёт свою главную ошибку: она видела грех там, где его нет. Подобная метаморфоза во взглядах приводит Мэри к движению «Родители, семьи  и друзья лесбиянок и геев» (англ.PFLAG), где она активно защищает гражданские права сексменьшинств.

Таков сюжет полуторачасового фильма «Молитва за Бобби», премьера которого менее года назад состоялась в США. Режиссёр - Рассел Малкэй («Горец», «Тень»). Фильм основан на одноимённой книге Лероя Ааронса, выпущенной в 1996 году. Книга сразу же была номинирована на литературную премию Лямбды (прогомосексуальная премия), что, в общем и целом, отражает общее позитивное принятие книги и последовавшего через 13 лет фильма. Растущий «авторитет» ЛГБТ-кругов в западном обществе оказался обратно пропорционален уровню доверия простых граждан к церковным структурам, которые продолжали последовательно опираться на библейские суждения о гомосексуализме. Ввиду это такие комментарии интернет-рецензентов, как «… я очень благодарен фильму за то, что он показывает, насколько убога и ничтожна религия рядом с теми процессами, что происходят в умах, сердца и душах людей» (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/415155/view_info/ok/), − знаковые. Сам фильм даёт повод ещё раз подумать над образом церкви и веры.




Остриё фильма - богословско-антрополого-психологический спор:  является гомосексуализм приобретённым или врождённым, своего рода генетически обусловленным. Если он похож на цвет глаз и кожи, то консервативные церкви - ретрограды по сути и специалисты по вольной борьбе с мельницами. Если он усваивается, то, создав нужную для искоренения гомосексуализма социальную обстановку, можно постепенно свести влияние сексменьшинств на нет. Правда, стоит заметить, большинство евангельских верующих исповедуют более простую логику: поскольку как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете «мужеложство» и параллельные ему явления названы «мерзостью» (Лев.20:13) и «бесчестной страстью» (Рим.1:26), а не болезнью, которую лечат, но не порицают,  − то от гомосексуализма реально отказаться. И медико-психологические исследования этой позиции не пошатнут: факт богодухновенности Библии закладывает прочный фундамент для такого мышления.

Мэри в течение фильма мигрирует с первой во вторую точку зрения: теперь гомосексуальность потерянного сына - данность, с которой всем нужно мириться и которая «вносит радужное разнообразие» в этот монохромный мир.

Не лучшим образом выглядят традиционные священнослужители: один на похоронах Бобби во всеуслышание сообщил присутствовавшим, что усопший был геем, и предположил, что его печальный конец - итог цепочки «голубых прегрешений». Правда - матка, но контекст надо знать, ведь похороны - не лучшее время для перечисления грехов человека. Это вполне уместно в другое время и в другое место. Иной священник не смог, пожав плечами, помочь Мэри в осмыслении причины смерти сына. Это её оттолкнуло от родной церкви и заставило обратиться к настоятелю из иной конфессии. Тот уже на свой манер пошёл ей навстречу.

«А судьи кто?». Подобно Чацкому, Бобби мог бы сказать в ответ на активные действия своей матери. Пытаясь «излечить» своего сына, Мэри попутно демонстрирует недостатки своего собственного характера. Зная, что Бог Библии ненавидит грех и любит грешника, сил в себе повторить это подвиг любви и принятия она не находит. Счёт выставлен: мать не может принять своего сына таким, каков он есть. «Людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией часто отказывают в соблюдении элементарных приличий и в уважении, и другими это воспринимается как должное…. Некоторые члены семьи не хотят иметь ничего общего с ними, другие притворяются, будто не знают их гомосексуальности» (Крук,Роджер. «Основы христианской этики», М.: «Триада».2005, с.151). Живя в небольшом городке, где тайна обычно быстро становится топ-темой для вечерних бесед, героиня фильма стыдится сына и своим отказом от него доказывает в который раз, что, несмотря на очевидное (пока для христиан) знание истины, не все становятся учителями.




Фильм важен настроением, с которым человек остаётся после просмотра. Так уж режиссёром и было, наверное, задумано, что всё в киноленте соткано стерильно-гладким:  и церковь иссиня-чёрная, и Бобби таков, что трудно пойти против его взглядов, и идеальные друзья-партнёры-геи, способные успешно заменить отмирающий институт традиционной семьи. Важно помнить, что мир не таков, и проблему принятия или непринятия гомосексуализма как общественной морали наше общество будет решать как при помощи адекватных и компетентных представителей религиозных организаций, так и при активном - в этом сомневаться не приходится - содействии не всегда соответствующих гламурной картинке «Молитв за Бобби» репрезентантов прогомосексуальной общины.

P.S.  - Что Вы думаете о будущем в контексте прав геев?

− Со временем я надеюсь вспоминать наше время как период позорной дискриминации наших ближних. И, надеюсь, наш новый Президент, Барак Обама, многое сделает для этого.

Из интервью с Сигорни Уивер, 2009 г.

(http://www.mylifetime.com/movies/interview-sigourney-weaver-star-lifetime-original-movie-prayers-bobby?page=0,1)

ЛГБТ, христианство и культура, гомосексуализм, фильмы, жизнь

Previous post Next post
Up