ыход в 2009 году
телевизионного фильма «Молитвы за Бобби» обнажил образ мыслей двух типов людей.
Первый из них - юноши и девушки, со страхом обнаруживающие в себе
гомосексуальные наклонности, второй - христиане, знающие «правильный ответ на
этот вопрос», но невнимательные к контексту личности и отягчённые собственной
греховностью.
Христианка Мэри Гриффит,
ревностная прихожанка Пресвитерианской церкви, уверенно строит собственную
семью в надежде, что все её близкие окажутся на небесах. Когда же она от своего
старшего сына узнаёт, что младший начинает считать себя геем, её мечта сыплется
в пыль. Будучи хорошо знакомой с консервативным учением Библии про
«взаимоотношения» ада и гомосексуалистов, Мэри пытается переубедить Бобби:
знакомит с красивыми девушками, пишет ободряющие библейские стихи. Мэри
стыдится своего сына при других и считает порочную наклонность младшего сына
своим собственным огрехом. Теперь это её «личный проект». Видя
безрезультативность своих усилий и параллельно растущую независимость Бобби в
действиях и суждениях, Мэри словами «мне не нужен сын-гей» отказывается от
младшего. Из-за «материнской и общественной религиозной нетерпимости», как об
этом принято писать на западный манер, Бобби заканчивает жизнь самоубийством.
Мать пытается понять причину смерти сына и обращается к священникам своей
церкви, оказывающимся неподготовленными к столь прямым вопросам. Неслучайно и
то, что подготовленным оказывается преподобный Лэрри Витселл, настоятель Metropolitan
Community Church (либеральная протестантская церковь, известная своей работой с
ЛГБТ - движением). Он даёт понять, что религия как таковая не против гомосексуализма,
это также дар Божий. Мэри признаёт свою главную ошибку: она видела грех там,
где его нет. Подобная метаморфоза во взглядах приводит Мэри к движению
«Родители, семьи и друзья лесбиянок и
геев» (англ.PFLAG), где
она активно защищает гражданские права сексменьшинств.
Таков сюжет полуторачасового
фильма «Молитва за Бобби», премьера которого менее года назад состоялась в США.
Режиссёр - Рассел Малкэй («Горец», «Тень»). Фильм основан на одноимённой книге
Лероя Ааронса, выпущенной в 1996 году. Книга сразу же была номинирована на литературную
премию Лямбды (прогомосексуальная премия), что, в общем и целом, отражает общее
позитивное принятие книги и последовавшего через 13 лет фильма. Растущий
«авторитет» ЛГБТ-кругов в западном обществе оказался обратно пропорционален
уровню доверия простых граждан к церковным структурам, которые продолжали
последовательно опираться на библейские суждения о гомосексуализме. Ввиду это
такие комментарии интернет-рецензентов, как «… я очень благодарен фильму за то,
что он показывает, насколько убога и ничтожна религия рядом с теми процессами,
что происходят в умах, сердца и душах людей» (
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/415155/view_info/ok/),
− знаковые. Сам фильм даёт повод ещё раз подумать над образом церкви и веры.
Остриё фильма -
богословско-антрополого-психологический спор: является гомосексуализм приобретённым или
врождённым, своего рода генетически обусловленным. Если он похож на цвет глаз и
кожи, то консервативные церкви - ретрограды по сути и специалисты по вольной
борьбе с мельницами. Если он усваивается, то, создав нужную для искоренения
гомосексуализма социальную обстановку, можно постепенно свести влияние
сексменьшинств на нет. Правда, стоит заметить, большинство евангельских верующих
исповедуют более простую логику: поскольку как в Ветхом Завете, так и в Новом
Завете «мужеложство» и параллельные ему явления названы «мерзостью» (Лев.20:13)
и «бесчестной страстью» (Рим.1:26), а не болезнью, которую лечат, но не
порицают, − то от гомосексуализма
реально отказаться. И медико-психологические исследования этой позиции не
пошатнут: факт богодухновенности Библии закладывает прочный фундамент для
такого мышления.
Мэри в течение фильма мигрирует с
первой во вторую точку зрения: теперь гомосексуальность потерянного сына -
данность, с которой всем нужно мириться и которая «вносит радужное
разнообразие» в этот монохромный мир.
Не лучшим образом выглядят
традиционные священнослужители: один на похоронах Бобби во всеуслышание сообщил
присутствовавшим, что усопший был геем, и предположил, что его печальный конец
- итог цепочки «голубых прегрешений». Правда - матка, но контекст надо знать,
ведь похороны - не лучшее время для перечисления грехов человека. Это вполне
уместно в другое время и в другое место. Иной священник не смог, пожав плечами,
помочь Мэри в осмыслении причины смерти сына. Это её оттолкнуло от родной
церкви и заставило обратиться к настоятелю из иной конфессии. Тот уже на свой
манер пошёл ей навстречу.
«А судьи кто?». Подобно Чацкому,
Бобби мог бы сказать в ответ на активные действия своей матери. Пытаясь
«излечить» своего сына, Мэри попутно демонстрирует недостатки своего
собственного характера. Зная, что Бог Библии ненавидит грех и любит грешника,
сил в себе повторить это подвиг любви и принятия она не находит. Счёт
выставлен: мать не может принять своего сына таким, каков он есть. «Людям с
нетрадиционной сексуальной ориентацией часто отказывают в соблюдении
элементарных приличий и в уважении, и другими это воспринимается как должное….
Некоторые члены семьи не хотят иметь ничего общего с ними, другие притворяются,
будто не знают их гомосексуальности» (Крук,Роджер.
«Основы христианской этики», М.: «Триада».2005, с.151). Живя в небольшом
городке, где тайна обычно быстро становится топ-темой для вечерних бесед,
героиня фильма стыдится сына и своим отказом от него доказывает в который раз,
что, несмотря на очевидное (пока для христиан) знание истины, не все становятся
учителями.
Фильм важен настроением, с
которым человек остаётся после просмотра. Так уж режиссёром и было, наверное,
задумано, что всё в киноленте соткано стерильно-гладким: и церковь иссиня-чёрная, и Бобби таков, что
трудно пойти против его взглядов, и идеальные друзья-партнёры-геи, способные
успешно заменить отмирающий институт традиционной семьи. Важно помнить, что мир
не таков, и проблему принятия или непринятия гомосексуализма как общественной
морали наше общество будет решать как при помощи адекватных и компетентных
представителей религиозных организаций, так и при активном - в этом сомневаться
не приходится - содействии не всегда соответствующих гламурной картинке «Молитв
за Бобби» репрезентантов прогомосексуальной общины.
P.S. - Что Вы думаете о
будущем в контексте прав геев?
− Со временем я надеюсь вспоминать наше
время как период позорной дискриминации наших ближних. И, надеюсь, наш новый
Президент, Барак Обама, многое сделает для этого.
Из
интервью с Сигорни Уивер, 2009 г.
(http://www.mylifetime.com/movies/interview-sigourney-weaver-star-lifetime-original-movie-prayers-bobby?page=0,1)