(
Начало статьи здесь)
Возрождение крепостного права в России после октября через прописку, продразверстку и обязательность работать
Крестьянство
Большая часть России к 1917-му году была крестьянской. Такой Россия оставалась и после 1917-го года. Паспорта крестьяне смогли получить только к 1981-му году. До этого момента крестьяне оставались привязаны к земле отсутствием паспортов и, соответственно, права на передвижение. Все, что нужно было советской власти для возрождения феодализма в сельском хозяйстве - это переписать всех крестьян, заставить их работать и платить соответствующий натуральный налог государству.
Посмотрим на все эти меры чуть подробнее.
Продразверстка
Поборы с сельского хозяйства в натуральной форме с 1917-го года и по настоящее время остаются драконовскими, а зарплаты ниже прожиточного уровня. Работники российских колхозов и совхозов по настоящее время работают и в будние дни и в выходные без двойной оплаты за выходные. Простои в уборочную по вине погодных условий не оплачиваются до сих пор. Количество дней, которые колхозник отрабатывает в колхозе за год официально - такое, же, как у рабочих - примерно 250 дней, но с учетом дней, которые крестьянин работает на государство (выходит на работу, занимается обслуживанием техники, но не выходит в поле из-за непогоды) составляет те же самые 280 дней, которые крепостной крестьянин в 18-ом веке должен был отработать на своего феодала.
В 1953 году после смерти Сталина крестьянам вышло некоторое послабление: изменили порядок обложения крестьянских хозяйств сельхозналогом, а с 1958 года отменили обязательные поставки всех сельхозпродуктов с хозяйств колхозников. Но до настоящего времени, крестьянин в российском сельском хозяйстве обязан без устали трудиться на государство, получать мизерную зарплату, а большую часть своего дохода получать или со своего подсобного хозяйства или от колхоза в натуральном виде (корма, молодняк, удобрения, дрова, семена, трактор и т.д.).
Обязательность работы в сельском хозяйстве
Всех крестьян России после 1917-го года достаточно быстро загнали в колхозы и совхозы.
Единоличников быстро раскулачили и сослали или расстреляли.
Отказ от работы в колхозах и совхозах наказывался как саботаж вплоть до 1961-го года, когда в Уголовный Кодекс была введена отдельная статья «Тунеядство».
По действующему примерному уставу сельхозартели (1935) членство в колхозе оформлялось подачей заявления с последующим решением о приеме на общем собрании артели. На практике правило это не соблюдалось по отношению к детям колхозников, которых по достижении ими шестнадцатилетнего возраста правление механически заносило в списки членов артели без их заявления о приеме. Получалось, что сельская молодежь не могла распоряжаться своей судьбой: не могла по собственному желанию после шестнадцати лет получить в райотделе милиции паспорт и свободно уехать в город на работу или учебу. Совершеннолетние молодые люди автоматически становились колхозниками и, следовательно, только в качестве таковых могли добиваться получения паспортов.
По положению о паспортах от 21 октября 1953 года жители сельских местностей (за исключением режимных) продолжали жить без паспортов.
Только 28 августа 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР “О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в СССР” принимается решение о введении с 1976 года паспорта гражданина СССР нового образца 46 . Это положение о паспортной системе устанавливало, что “паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста”. Только с этого момента крестьяне получили неограниченное право выхода из колхоза. Что по своей сущности соответствует Манифесту 1861-го года.
Но сразу свободу передвижения крестьяне не получили. Фактически паспортизация граждан страны началась в 1975-ом году и была закончена только к 1981-му году. До настоящего времени крестьянину для смены места жительства необходимо найти средства для покупки жилья в городе, только в этом случае он сможет законно выписаться из сельской местности и прописаться в городе.
Прописка
Паспорт - вид, свидетельство, лист или письмо для проходу, проезду или проживания.
Вл. Даль.
«Власть помещиков, в том виде, как она теперь существует, необходима для рекрутского набора. Без нее правительство в губерниях не могло бы собрать и десятой доли требуемого числа рекрутов. Вот одна из тысячи причин, повелевающих нам присутствовать в наших поместьях, а не разоряться в столицах под предлогом усердия к службе, но в самом деле из единой любви к рассеянности и чинам…». (А.С. Пушкин)
После того, как государство приватизировало в стране все средства производства, ему стало не принципиально - где и кем работает гражданин. Главное, чтобы он работал, а место работы особого значения не имело. Где бы человек не работал - он работал на главного и единственного феодала в стране - на государство.
Известно, что первую перепись населения в России провел по указанию татар Александр Невский, сначала в 1252-53гг. во Владимиро-Суздальских а потом в 1257-1258 гг. даже в Новгородских землях, никогда не плативших дани татарам. По России прокатилась волна бунтов. Особенно сильно противились подчинению орде Новгородцы. Жители Новгорода восстали, разделились на верхов (тех, кто за татар, иго и перепись), и на низов, которые выступали против прописки. Бунт был жестоко подавлен Александром Невским. Но это была еще не прописка.
Институт прописки (приписки определенных крестьян к определенным феодалам), существовал в России с XV-го века. Но активно использоваться этот инструмент стал в России только после октября 1917-го года.
В царской России до революции паспорт и прописка не являлись обязательными. В соответствии с “Уставом о паспортах”, изданном в 1903 году, все, проживающие по месту постоянного жительства, не обязывались иметь паспорта. Не требовалось получать паспорт в тех случаях, когда люди отлучались с постоянного места жительства в пределах своего уезда или за него, но не далее чем на 50 верст и не более чем на полгода. Можно было наниматься на сельские работы без ограничения срока отлучки и без получения паспорта, если работать приходилось в соседних с уездом волостях.
Высочайший указ 5 октября 1906 года разрешил считать постоянным местом жительства не «место приписки», а место оседлого жительства.
Коммунисты, придя к власти, сначала попытались отказаться от царских паспортов. Что соответствовало позиции коммунистов, которую выразил В. И. Ленин в статье «К деревенской бедноте» (1903):
«
Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит:
свобода передвижения?.. Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один
урядник, ни один земской начальник не смел мешать никакому
крестьянину селиться и работать, где ему угодно. Русский мужик настолько еще закрепощен
чиновником, что не может свободно перевестись в город, не может свободно уйти на новые земли. Министр распоряжается, чтобы
губернаторы не допускали самовольных переселений: губернатор лучше мужика знает, куда мужику идти! Мужик - дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не
крепостная зависимость? Разве это не
надругательство над народом?.. (Ленин В. И. «К деревенской бедноте. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы»).
http://vilenin.eu/t07/p128 Сразу после установления советской власти паспортная система была отменена, но уже скоро была предпринята первая попытка ее восстановления, продиктованная борьбой с "трудовым дезертирством".
10 ноября 1917
Декретом СНК РСФСР «Объ уничтоженiи сословiй и гражданскихъ чиновъ» года была отменена прежняя паспортная система. Но не надолго.
В 1918-1919 годах вместе с трудармиями появились трудовые книжки, фактически выполнявшие функцию паспортов. В годы НЭПа система была несколько смягчена. Но не умерла.
Человек в городе, не имевший трудовой книжки, подлежал наказанию в соответствии с законами военного времени.
Институт прописки был введен в СССР в 1922 году с целью обеспечения органов власти полной информацией о жителях, проживающих в населенных пунктах страны и всех их передвижениях и с целью организации необходимого призыва на работы и службу в армии.
Закон от 24 января 1922 года гарантировал всем гражданам свободное передвижение по территории РСФСР. А декретом ВЦИК от 1923 года было запрещено требовать от граждан предъявления паспортов и иных видов на жительство, которые "стесняют их право передвигаться и селиться на территории РСФСР".
Положения
декрета 1923 года были конкретизированы в постановлении СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях» (понятие «прописка» впервые введено именно этим документом) и в постановлении ВЦИК и СНК СССР от 18 декабря 1927 года.
Граждане могли получить удостоверение личности, однако никто их не принуждал получать такое удостоверение. Хотя система регистрации по месту жительства и продолжала существовать, но была не обязательной и приобрела характер лишь регистрационный, а не разрешительный. Однако регистрационный период в советской истории оказался столь же кратким, что и сам НЭП. Уже в 1932 году ЦИК и СНК издали постановление, которым вводилась паспортная система и обязательная прописка.
27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано постановление № 57/1917 “Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов”.
В 1932 году в Советском Союзе была введена единая паспортная система и создана
Паспортно-визовая служба(ПВС), вошедшая в структуру органов внутренних дел (НКВД). ПВС был поручен «учёт населения городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатуры пролетариата» (Постановление ВЦИК и СНК от 27.12.1932 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»).
Введенная в то время в Уголовный кодекс статья предусматривала для беспаспортных граждан лишение свободы сроком на два года.
Положение о паспортах устанавливало, что “все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих поселках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта”. Вводилась обязательная прописка паспортов в органах милиции “не позднее 24 часов по прибытии на новое местожительство”. Помимо кратких сведений о владельце (имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность) в паспорте указывались: социальное положение, постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и перечень документов, на основании которых выдавался паспорт.
Постановление Совнаркома СССР № 43 от 14 января 1933 года утверждало “Инструкцию о выдаче паспортов”, которая имела два раздела - общий и секретный. В секретной части многие города переводились в режимные. Постановление от 19 сентября 1934 года определяло, что в паспортизированных местностях предприятия могут принимать на работу колхозников, которые ушли в отход без зарегистрированного в правлении колхоза договора с хозорганами, “лишь при наличии у этих колхозников паспортов, полученных по прежнему местожительству, и справки правления колхоза о его согласии на отход колхозника”.
В паспорте записывали место работы наряду с местом жительства, и гражданин не мог его сменить.
Лица, не имеющие паспортов, не могли находиться в городах более трех (затем - семи) суток под угрозой наложения административного штрафа и выдворения из города, а в случае повторного нарушения паспортного режима - уголовного наказания (с 1932 года - шесть месяцев исправительных работ, с 1934 - до двух лет тюремного заключения). Но и трое (семь) суток лица без паспортов могли находиться в городах лишь при наличии справки о служебной командировке. При отсутствии таковой «лицо» не должно было покидать место постоянного жительства.
Вновь прибывающим в режимные местности следовало для прописки кроме паспорта представлять справку о наличии жилплощади и документы, удостоверяющие цель приезда (приглашение на работу, договор о вербовке, справку правления колхоза об отпуске “в отход” и т. д.). Если размер площади, на которую собирался прописаться приезжающий, был меньше установленной санитарной нормы (в Москве, например, санитарная норма составляла 4 - 6 кв. м в общежитиях и 9 кв. м в государственных домах), то в прописке ему отказывали. Таким образом власть страховалась от появления в городе незарегистрированных граждан, которые как пролетарии могли представлять опасность действующей власти.
Инструкция по паспортной работе 1935 года основными задачами милиции по “поддержанию паспортного режима” в СССР определяла следующие: недопущение проживания без паспорта и без прописки; недопущение приема на работу или службу без паспортов.
Режимные города, “очищенные” советской властью от всех нежелательных “элементов”, давали своим жителям гарантированный заработок, но взамен требовали “ударного труда” и полной идеологической и поведенческой покорности.
Паспорта необходимо было регулярно обновлять. Для выезда за границу выдавался отдельный паспорт. И вся эта система была намного жестче, чем до 1917-го года в царской России.
В 1900 году заграничный паспорт был выдан, например, В. Ульянову, брату казненного террориста, активному приверженцу свержения монархии, выступавшему с пропагандой своих идей. Даже смешно представить возможность чего-либо подобного в СССР после введения паспортной системы.
Юридическое неравенство между горожанами и сельчанами просуществовало вплоть до 1976 года, когда паспорта стали выдавать всем гражданам СССР по достижении ими 16 лет независимо от того, где они живут - в городской или в сельской местности (в соответствии с новым «Положением о паспортной системе в СССР», принятым в 1974 году). К 1981 году полная паспортизация СССР была закончена.
До настоящего времени в России существует система надзора, которая удивляет граждан из цивилизованных стран. Граждане России обязаны несколько раз в год появляться в государственных органах для регистрации и получения нового паспорта. При этом использование просроченного паспорта не допускается.
В 1993-ем году некие правовые основания для законного игнорирования бессмертного института все же появились. В 1993 году Верховный совет принял закон "О праве граждан на свободу передвижения", по которому "никто более не вправе отказать гражданину в регистрации на свободно избранном им месте жительства". Кроме того, документ предписывал перейти на исключительно уведомительный характер регистрации. Иными словами, прописка - регистрация по месту жительства - осталась, но эта процедура по закону перестала быть "разрешительной".
Подписанный президентом закон должен был вступить в силу с 1 октября 1993 года. Но на деле ничего не изменилось. Закон до сих пор не работает.
11 ноября 2010 Владимир
Путин признался, что отменил прописку. Но это объявление оказалось пустым звуком.
Прописка в России существует. По ней на каждого человека существует огромное количество баз данных (МВД, миграционных служб, ФСБ, министерства обороны, пенсионного фонда, фонд социального страхования, налогоплательщиков, медицинского страхования, судебных приставов, регистрационной палаты, наркологических диспансеров, психоневрологических диспансеров, районных отделов образования, избирателей, охотников, владельцев автотранспортных средств, владельцев оружия, владельцев домашних животных, владельцев телефонов и т.д.).
Все эти базы являются фактически базами, которые позволяют тем или иным «российским дворянам и феодалам» получать определенные бюджетные деньги и определенные права и льготы.
Человеку, не прописанному в данной местности, не просто устроить ребенка в школу или детский сад, самому устроиться на работу и получить медицинскую помощь в государственном учреждении, отслужить воинскую службу по месту фактического проживания, не всегда просто пользоваться транспортным средством, иметь охотничье или травматическое оружие и т.д.
(Продолжение статьи в
следующем сообщении)