12. Теория неврозов Карен Хорни. Нарциссизм.

Dec 30, 2013 17:14

Нарциссическая семья.

Развитие той или иной формы нарциссизма у ребенка зависит от двух факторов, действующий в семье, в которой он растет:

- от конкретной структуры невротического Я у каждого из его родителей: преобладающей невротической тенденции, формы ее конфликта с другими тенденциями и силе ее проявления.

- от того, какой стороной своего невротического Я (идеальной или презираемой) будет обращен каждый из родителей к своему ребенку. То есть, что будет поощряемо больше - научение нарциссизму или компенсация ощущения собственной неполноценности через нарциссизм.

Дети, бессознательно развившие в себе нарциссизм, как преобладающую стратегию могут иметь совершенно разных, с точки зрения лидирующих тенденций, родителей: ярко нарциссичные родители могут вырастить типично отчужденного невротика, а отчужденные и зависимые - типичного нарцисса.

Так, например, родитель-нарцисс может проецировать на ребенка как свое презрение к самому себе, так и свои амбиции. Он может бессознательно и неразборчиво опасаться конкуренции с любой стороны, в том числе со стороны собственных детей или наоборот, перенеся на них нереализованную часть своего идеального Я, желать, чтобы они добились большего.

Что конкретно будет перенесено родителем на ребенка зависит от множества причин: от степени соревновательности в которой вырос нарцисс-родитель; величины стыда, который он вытесняет; своей социальной успешности и т.п. Если сила подавления и количество обиды, накопленной в детстве были велики, то велик и шанс того, что нарцисс будет соревноваться со своим собственным ребенком.

Вместе с тем родитель, выбравший в своем детстве главенствующей тенденцией отчуждение или подчинение, может «подарить» ребенку свою подавляемую агрессивную часть личности, бессознательно мотивируя это ложным альтруизмом - «Ты должен достичь успеха, а не быть неудачником как я».

Кроме того, способ отношения к детям зависит от динамики и формы отношений между самими родителями их социальным окружением. Члены семьи могут принадлежать к разным невротическим типам: нарциссичная мать - нарциссичный отец, нарциссичная мать - зависимый отец, отчужденный отец - зависимая мать и т.д. При этом, степень обесценивания в супруге своего презираемого Я или перенесения на него своего идеального образа может быть определяющей для того, какая часть личности родителя окажется недореализованной в супружеских отношениях и будет обращена на ребенка. То же самое - применительно к внешнему социальному окружению.

Особенность состоит еще и в том, что невротичные родители, в их обычной жизни не демонстрирующие явный нарциссизм, склонны обращать к ребенку именно нарциссическую, авторитарную сторону, так как эта часть личности позволяет максимально просто и быстро (но, не значит - правильно) управляться с потребностями детей.И картину усугубляет то, что с точки зрения ребенка, в силу незрелости его восприятия, малого опыта и неспособности различать абсолютное и относительное, они, очень часто, кажутся ему действительно компетентными и авторитетными. Он склонен экстраполировать их локальную мудрость в отдельных вопросах на всю их личность.

Отношения в нарциссической семье в части проецирования сторон своей личности на ее членов с течением времени или под воздействием обстоятельств могут непроизвольно меняться, что не добавляет им, и так недостающих, устойчивости и здравого смысла. Одновременно, эти отношения могут изначально искажаться из-за персональных субъективных иллюзий родителей относительно поло-ролевого поведения детей.

Например, если мать уверена в том, что главная роль мужчины в социуме - быть обязанным женщине, угождая всем ее капризам, то по отношению к своему сыну, она будет чрезвычайно требовательной и критичной, стараясь навязать ему неестественный невротический способ существования, а по отношению к дочери - снисходительной и потакающей. Так, в одной семье, при одних и тех же родителях вырастает тревожный и, поэтому, отстраненный и замкнутый мальчик и самовлюбленная и капризная девочка.

При этом, возможны любые другие варианты бессознательного выбора детьми разных невротических стратегий, обусловленные культурными и моральными нормами их родителей, но обычно, в таких случаях, родители не видят действительную причину формирования непохожих характеров, находя объяснение в некой «разной генетике» у своих детей.

Находясь под нарциссическим влиянием, ребенок чувствует себя идущим по тонкому льду. Родители посылают ему взаимоисключающие сообщения: с одной стороны, демонстрируют что он им жизненно необходим, с другой - он ощущает, что их любовь поверхностна и фальшива. Недостаток подлинной эмпатии и отсутствие здорового взаимообмена переживаниями формирует в ребенке неполный образ себя.

Так как, чувства других важны для нарцисса-родителя только в рамках поддержания своего идеального образа (а, в других случаях - просто наплевать), то, именно, образовавшаяся пустота в самовосприятии ребенка заполняется самомнением, поглощённостью фантазиями о об успехе, власти, красоте, идеальной любви, вере в свою исключительность.

По мере взросления такое представление о себе ищет опору в уверенности в том, что должен дружить и может быть понят лишь себеподобными или еще более исключительными людьми, имеет право на эксплуатацию других. В обиходе появляется хвастовство, самоуверенные заявления, изворотливость, сверхкритичные оценки других людей.

В дальнейшем, став взрослым, ребенок в общении с другими бессознательно воспроизводит привычные отношения - он затыкает дыру в своей личности другими людьми, одновременно формируя дыру в их представлениях о самих себе, заставляя усомниться в их собственном восприятии действительности, чувствуя себя беспомощными и уязвимыми.
Таки образом, eсли родители переносят на ребенка собственный грандиозный образ, свою невротическая гордость, жажду славы, то есть все шансы «на выходе» получить нарцисса. А, если в ребенок в семье окружен безусловным восхищением и подчинением родителей, бабушек, дедушек и т.д., то нарциссизм может стать гипертрофированным.

Но когда, ребенок растет под давлением, спроецированного отвергаемого Я своих родителей, наделенным их собственным вытесненным стыдом, ненавистью и презрением, то (в своем крайнем случае, если ему не было позволено хоть как-то проявлять свою агрессивность, а любовь была под запретом) он формируется как слабая, тревожная, мнительная и зависимая от чужого мнения личность. Единственный выход, который он может найти в будущем - отчуждение, отстранение, избегание.

Люди с подобным прошлым вырастают очень чувствительными к внешнему вмешательству: с одной стороны, они никак не могут ему противостоять и воспринимают его как неизменную данность, с другой стороны - принуждение, вызываемое таким вмешательством, субъективно ощущается как непереносимое.

Ребенок, выросший в атмосфере обесценивания и удушающего нарциссического контроля, где правота родителей является приказом, обязательным для выполнения, в дальнейшем бессознательно будет искать и находить похожие отношений с другими людьми, так как форма и суть таких отношений условно-рефлекторно увязана с его ощущением безопасности. Кроме того, в структуре его личности отсутствует навык и цельное представление о формах, способах, характере иных связей с личностями других людей, так как родители «постарались» передать ему как можно меньше знаний об устройстве окружающего его мира, его самого и других людей.

По привычке, он будет неразборчиво доказывать другим свою ценность, так как отсутствие приятия породило в нем потребность сделать что-то для другого человека, угодить ему, предусмотреть его реакцию, сгладить эмоции. Опыт подсказывает ему, что если виноват он, то он будет наказан и от него, в виде морального возмещения будет истребована забота, если виноваты другие, то не признавая своей вины, они все равно требуют и получают эмоциональное тепло.

Именно таким образом формируется будущая вероятная жертва нарцисса - человек с нарциссической травмой, инвертированный нарцисс.

Нарциссическая травма, наличием которой пользуется нарцисс, может быть не только у отчужденного типа, но и у подчиненного, и у надменно-мстительного, и у самого нарцисса. Возможно, естественным противоядием против нарциссического вторжения может обладать очень явный перфекционист-педант. Хотя, и перфекционизм, и нарциссизм являются родственными агрессивными стратегиями, часто переплетающимися внутри личности.

Однако, с наибольшей вероятностью поддаться нарциссическим манипуляциям способен человек, у которого есть представление о том, что для собственной безопасности он должен постоянно беспокоиться об эмоциональном благополучии других людей, так как привык, что получал приятие своих родителей только тогда, когда чувствовал себя их безропотной тенью.

По своей сути, многие невротические требования, и в полной мере невротический стыд, ненависть и презрение к себе являются составляющими понятия нарциссической травмы. И для инвертированного нарцисса способом избегания стыда является принудительное желание полностью соответствовать запросам других. Он будет тянуться к такому привычному поведению и образу мыслей даже если оно не будет приносить плодов, как это было в его детстве. При этом, пагубность такой стратегии для жертвы нарцисса в большинстве случаев не очевидна, так как его естественной интуитивной защитой от осознания собственной беспомощности перед внешним миром является отстраненное высокомерие. Оно формируется в противовес бездонной яме презрения, выполняя функцию компенсации и уравновешивания личности и, в то же время, в силу стремления к абсолюту затемняет понятия здравого смысла и житейской предусмотрительности.

И, в любом случае, ребенок в нарциссической семье растет в мире с постоянно меняющимися правилами, он тратит много сил на поиск взаимосвязей между вещами и событиями, которых на самом деле нет, которые вызваны сиюминутным изменением баланса внутри невротической гордыни его родителей. Он не получает четкой обратной связи при совершении конкретного проступка, так как на протяжении короткого времени или в разных ситуациях оценка его действий обычно меняется. Но, вместе с тем, всегда присутствует скрытое сообщение о том, что он недостаточно хорош. Сейчас или будет в будущем. «Станешь никем и будешь мыть полы, если не будешь делать то, что я от тебя требую».

Дихотомичность мышления, свойственная любому невротику, в случае нарциссизма, обычно, имеет четкую социальную окраску. Например, родитель видит только два возможных варианта будущего своего ребенка: быть счастливым и богатым директором или несчастным и бедным дворником. В нарциссическом мировоззрении отсутствует понимание того, что престиж, достаток и статус, имея важное значение, не являются единственными факторами обеспечивающими субъективное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью.

Вместе с тем, ощущая социальный крах или не возможность реализации амбиций, нарцисс может переместиться в другу крайность - озаботиться «духовным ростом» и «отрешением от всего суетного». Буддизм, православие, эзотерика, духовные практики, ортодоксальный психоанализ, восхождение на горные вершины будет использовано как подспудная демонстрации величия и цельности личности или как средство получения дополнительных оснований для манипуляции близкими людьми. Еще больше власти - это то, в чем нуждается человек, обладающий властью.

И, даже в этом случае, постоянное и настойчивое противопоставление всего «духовного и экзистенциального» всему «мирскому и низкому» является лишь показателем важности для нарцисса того, с чем он борется и против чего он восстал. Но, однако, у множества нарциссов эти два противоположных мировоззренческих представления, удивительным для стороннего наблюдателя образом и непротиворечиво для самих нарциссов, переплетаются и сосуществуют.

Характер представлений ребенка о его родителях во многом определяет его дальнейшую возможность избавления от невроза. Излечение в процессе анализа, и, вообще, возможность обращения к конструктивному и продуктивному анализу и самоанализу существенно падает при наличии у человека явного восхищения или преклонения перед авторитетом родителей. При этом, идеализация родителей у нарциссов часто строго коррелируется со степенью их социального успеха.

Жизнь в нарциссической семье полна тревог и скрытого напряжения. Боязнь потерять лицо, естественным для нарцисса образом, распространяется на все что ему принадлежит. Преувеличенное значение имеют опасения не только за социальный ранг, размеры имущества, внешний вид, количество любовных побед, степень успеха в бизнесе, но и страх быть скомпрометированным не соответствующими собственному статусу мужем или женой, неподобающе глупыми детьми, не воспитанными домашними животными, унижающими дружескими связями.

А, так как, собственное презрение нарцисса всегда обращено во вне, то в других всегда найдется то, что его оскорбляет. Зачастую придирки к близким преподносятся как любовь и забота о их развитии, но на самом деле - это желание реализации своего идеального образа в другом человеке.

Структура личности

Причина трудности лечения нарциссизма заключена в самой его структуре. Стыд - это эмоция, возникающая в конкретных жизненных ситуациях и сигнализирующая невротику о том, что его личность включает в себя качества несовместимые с его идеальным образом. Эти качества, с точки зрения гордости, недопустимы, порочны, унизительны. Они опасны тем, что само их наличие, в представлении невротика, может привести к тому, что они поглотят всю его личность, что допустив их существование он допустит превращение себя в свою презираемую противоположность.

Если, для соглашательского (подчиненного) типа невротика ощущение стыда может быть всеохватывающим и, как раз, оно толкает его на активный поиск того, кому можно поручить свою жизнь, то для нарцисса мысль о собственном несовершенстве чужда и противна.

Стремление изменить себя в ходе терапии, подразумевает осознание собственной слабости и дефектности, вызванной не цельностью и глубинной противоречивостью и чем выше степень развития и востребованности нарциссической тенденции в личности человека, тем меньше шансов на возможную успешность терапии.

Тем не менее, как у любого невротика, объем всей личности нарцисса не состоит на сто процентов из активности только одной невротической стратегии. Агрессивный компонент всегда уравновешен подчиненным и дополнен отстраненной тенденцией. Избежать стыда при проявлении противоположных нарциссизму стремлений помогает феномен фрагментации личности. Субъективной объяснительной основой для фрагментации, почти всегда, служит разделение на своих и чужих, свое и чужое. Критериями разделения являются родственные связи, социальная группа, страна, религия, нужность и полезность, понятность, престижность, опасность для собственной гордости. Причем, последнее - определяющее. Угроза собственной гордости, то есть угроза разоблачения своей несостоятельности может подтолкнуть человека, бессознательно использующего нарциссическую тенденцию как главную для реакции на основные события жизни, к моментальному пересмотру взглядов на то, кто ему друг, а кто враг.

Родственными агрессивными стратегиями для нарциссической тенденции является перфекционизм и надменная мстительность. Общим является наличие нереалистичных идеалов достижения тотального контроля над другими людьми и зависимость собственного уважения от степени достижения этого идеала (грандиозный исход).

Часто все три агрессивных способа отношения к миру плотно переплетаются в одной личности, дополняя друг друга, используясь для самокомпенсации в случае не эффективности одного из них. Особенность состоит в том, что нарцисс, в силу заложенной в нем переменчивости и изворотливости, не является педантом. Поэтому перфекционистские требования, обычно, направлены не к себе, а обращены во вне - на других людей, и не постоянно, а только в нужный для одержания победы момент. То есть, используются в угоду главенствующей стратегии.

Отчужденная (отстраненная, избегающая) стратегия у нарцисса, как у любого невротика, бессознательно активируется в случаях внутреннего конфликта между агрессией и подчинением и невозможности выбора между ними.

При этом, за усиление, расширение и развитие нарциссизма, отвечает усиление, все того же стыда, ненависти и презрения к себе, на силу которых влияют особенности и история жизни конкретного невротика.

Стоит отметить, что нарциссически устроенные личности очень часть обладают истерическими чертами характера. Очевидно, что без этого, очень удобного инструмента влияния на других людей, арсенал манипулятивных воздействий нарцисса был бы не полным.

Строго говоря, любое расхождение межу действительными возможностями человека и его идеальным представлением о них является нарциссизмом. Вопрос вреда для личности и связанных с ней людей - это всегда вопрос степени такого расхождения.

________
Хорошие рекомендации по противодействию нарциссическим личностям - в книге Сэнди Хотчкис "Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма".

теория неврозов Карен Хорни

Previous post Next post
Up