Во френдленте в очередной раз процитировали
Хайнлайна про удел насекомых. Этот отрывок по популярности среди моих френдов может конкурировать разве только со стихотворением Киплинга «Если». В связи с этим вспомнилось мне вот какая тема:
Ещё каких то 150 лет назад подавляющее большинство людей знало, как устроены и как в общих чертах делаются все рукотворные предметы, с которыми им приходится иметь дело:
- Не только как готовят еду, но и как и из чего делают продукты;
- Не только как шьют одежду, но и как и из чего делают ткани;
- Как делают хозяйственные инструменты и прочие орудия труда;
- Как строят дома, как делают мебель, как делают посуду;
- Как варят мыло, выпаривают соль, как красят ткани.
Лишь редкие области, такие как металлургия, стекловарение, оружейное дело и т.д. оставались для населения таинственными и волшебными.
Сегодня подавляющее большинство людей живёт в полностью «волшебном» мире. Они пользуются вещами, об устройстве которых не имеют ни малейшего представления. Дело тут не только в том, что развелось много нового, но и в том, что нафиг позабыто старое, огромные массы людей всерьёз не знают о связи молока и коров, а о том, как работает электростанция не знает по статистическим меркам никто. В демократическом обществе последствия катастрофически, это самая первая причина современного зелёного луддизма. Посему первоочередной целью образовательного комплекса в демократических странах должно быть исправление положения.
certus говорил, что хорошо бы ввести такой предмет, как «технология», где бы рассказывалось про устройство отдельных механизмов, которыми мы пользуемся, и промышленности в целом. Хочется пофантазировать, что бы можно было включить в программу такого многолетнего курса. У меня пока вырисовываются несколько частйй курса, которые нужно вести параллельно:
- Ремёсла: как делают посуду, мебель, одежду, обувь, металлическую, деревянную, керамическую, стеклянную и пластиковую утварь.
- Бытовая техника: как работает плита, лампа, кран-смеситель, водопровод, отопление, стиральная и посудомоечная машины, утюг, фен, наушники/колонки, радио, телефон, телевизор, микроволновка и компьютер.
- Машины: как работает швейная машинка, ткацкий станок, гончарный станок, токарный станок, фрезерный станок, формовочный пресс; паровая машина, двигатель внутреннего сгорания и дизельный двигатель, электродвигатель.
- Промышленность:
- легкая промышленность от сбора хлопка/льна/шерсти до изготовления готовой одежды на фабрике;
- добыча ископаемых/металлургия/машиностроение от добычи руды в шахтах до труб, кранов, столовых приборов и автомобилей;
- химическая промышленность, изготовление пластмасс, каучука, резины; фильтрация, очистка и переработка бытовых и промышленных отходов;
- энергетический комплекс: устройство электростанций, добыча и переработка торфа, угля, нефти и урана, устройство линий электропередачи;
- пищевая промышленность: от подсечно-огневого земледелия до ГМО с тракторами-комбайнами, а также всё о том, как изготавливаются распространённые продукты;
- Транспорт: устройство автомобилей, водного и воздушного транспорта. Устройство и построение систем железных и автомобильных дорог, воздушных трасс, организация систем общественного транспорта.
- Строительство: как строят дома, как прокладывают магистрали, почему мосты, башни и небоскрёбы делают подвижными.
- Бытовая химия и лекарства: как работает мыло, стиральный порошок, шампунь, омыватель стёкол. Как работают капли в нос, что делают антибиотики, как работает аспирин, как работают прививки.
- Измерительное, диагностическое и химическое оборудование: как работают рентген-аппарат, аппараты УЗИ, ЭКГ, томографы разных мастей; как работает перегонный аппарат, масс-спектрометр, хроматограф; разные сорта микроскопов.
(Если придумается, что добавить - пишите в комментах.)
Курс такого объема по всей видимости должен быть растянут чуть ли не на всю школу. Занятия, на мой взгляд, должны состоять из двух частей: теоретической, где учащиеся должны просто посмотреть заранее заготовленную видеолекцию, задать вопросы преподавателю и сдать мини-тест, и практической, где каждый ученик будет иметь возможность самостоятельно сшить, слепить, выточить на станке, сшить швейной машинкой, провести масс-спектрометрию неизвестной субстанции, сделать себе УЗИ, сыграть в групповые и/или компьютерные игры по созданию сети железных дорог, горнодобывающего комплекса, швейной фабрики, энергокомплекса областного масштаба. Чтобы информация не забывалась, в каждый семестр обучения необходимо уделять часть времени на краткое повторение материала предыдущих семестров.
Интересно, сколько учебных часов потребовалось бы для такого предмета и как можно было бы технически организовать обучение?