СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Главный довод в пользу посещения ребенком яслей и сада - социализация. Ребенку необходимо общение, он должен уметь строить взаимоотношения в коллективе. Сразу замечу, что это в корне неверно для детей до трех лет - их общение со сверстниками может носить эпизодический характер, и в коллективные игры они еще не умеют играть. И уж тем более, утверждать, что трехмесячному младенцу нужен коллектив, просто глупо. Мы поговорим о среднем и старшем дошкольном возрасте, от трех до шести лет.
Итак, ребенку необходимо общение. Но вдумайтесь - нормален ли с точки зрения человеческой природы коллектив сверстников? Разве вы на работе и в быту имеете дело только с ровесниками? У вас нет друзей старше или младше вашего возраста? Общение должно быть в РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ. Иначе ребенок не научится общаться в реальном, а не искусственно созданном, коллективе.
Если дети находятся, например, во дворе или на площадке, они могут выбрать партнера по играм. В условиях детского сада общение является вынужденным - хочет ребенок того или нет, но неприятная для него личность будет с ним бок о бок ежедневно. Общение не может происходить ПО ПРИНУЖДЕНИЮ.
Для нормального психического развития любому человеку необходимо иногда пребывать в одиночестве. Если для детей холерических и сангвинических темпераментов это время не так уж велико, то для флегматиков и меланхоликов оно куда более продолжительно и значимо. Человек должен уметь быть наедине с самим собой, приводить в порядок свои чувства и мысли, иногда заниматься делами, не требующими партнеров. Посещение детского сада не дает ВОЗМОЖНОСТИ УЕДИНИТЬСЯ.
К сожалению, фраза «ребенок учится общаться в коллективе» - всего лишь распространенное заблуждение. Учится ли он общаться? Завязывать и строить отношения, налаживать и поддерживать связи, осваивать различные типы взаимодействия с другими людьми? Вряд ли. Для того, чтобы ребенок полноценно общался в группе детей, необходим взрослый, который не будет вмешиваться там, где это не нужно, и придет детям на помощь, если они самостоятельно не могут разрешить сложную ситуацию. В условиях 20 и более детей на одного-двух воспитателей это невыполнимо. Таким образом, воспитатели организовывают игры тогда, когда инициатива должна исходить от детей, и не всегда успевают придти на помощь в конфликтных ситуациях, когда это действительно необходимо. К тому же, в таком коллективе ребенку ничего не остается, кроме как найти свою «нишу» в сложившихся отношениях. Это может привести к искажениям поведения, воспитывая изгоя или драчуна, ябеду или врунишку. Агрессивность и нетерпимость нашего общества не берутся из воздуха. Общество состоит из индивидуумов, и взрослые вырастают из детей. Чаще всего у ребенка не развивается конструктивная форма общения и взаимодействия с людьми, а лишь приобретается навязанная лидерами группы схема подавления более слабого. В детском саду ребенок как раз НЕ УЧИТСЯ ОБЩАТЬСЯ, а лишь принимает продиктованную группой форму общения. К тому же, социальная роль, с которой он свыкся в садике, может закрепиться за ним на всю жизнь. У ребенка складывается опыт общения только в заданных ситуациях. Самое лучшее решение - совместить пребывание ребенка с близким человеком (мамой, бабушкой, няней) и общение в различных социальных ситуациях (на площадке, во дворе, на занятиях в студии или на кружке, и прочее). Безусловно, и садовский ребенок может посещать другие детские учреждения, но в таком случае схема общения, которую он получает в детсаду, будет превалировать над остальными.
К тому же, когда общение избыточно и ребенок не умеет быть вне группы, формируется зависимость от коллективного мнения. Ребенок копирует интересы, поведение, и даже внешний вид лидирующих детей. Так растет зависимый и подвластный человек, боящийся остаться вне группы, боящийся пойти наперекор большинству, не ищущий своего мнения. Государству гораздо удобнее управлять такими людьми, живущими во власти стереотипов, и не желающими думать самостоятельно. Человек теряет способность мыслить автономно и принимать собственные решения.
Часто можно услышать, что, если ребенок воспитывается дома, он непременно вырастет замкнутым и чересчур застенчивым, а дети, привыкшие к коллективу с самого раннего возраста, чувствуют себя везде как «в своей тарелке». Это ошибочное мнение, поскольку существует много людей с нарушением коммуникации, несмотря на то, что они посещали и ясли, и сад, и школу. Да и для взрослого человека нормально чувствовать себя не очень комфортно первое время в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми. Как бы вы ни были коммуникабельны, не станете же бросаться на шею чужому человеку?
В довершение всего, ребенок, слишком много времени проводящий вне семьи, «отвыкает» от нее, и в выходные дни может чувствовать себя дома дискомфортно, что, разумеется, совсем нерадостное явление. Это, конечно, хорошо, что ребенок окружен друзьями и умеет общаться в коллективе. Но подумайте, ведь друзья, как бы прекрасны они не были, - «переменная», а вот семья - «постоянная величина»! И если ребенок учится общаться только с чужими людьми, а в семье не умеет себя вести - с чем предстоит ему столкнуться в собственной взрослой жизни? Какая модель семьи сформируется в его подсознании? К тому же, если малыш научится строить отношения в мини-группе (в условиях семьи, что естественней), то он сможет проецировать эти умения и на более многочисленный коллектив. Поэтому родителям нужно серьезно задуматься, какие именно коммуникативные умения ребенок выносит из детского сада.