Ясли-сад (1)

Dec 10, 2007 08:54

Первый фактор - "разлука малыша с матерью". Прошу в комментариях обсуждать именно означенную тему, постепенно мы поговорим и о социализаци, и о развивающих занятиях, и т.п. Сегодня - о маме.

В настоящее время можно заметить, что люди зачастую боятся естественного, отдавая предпочтение изобретенному, неестественному. Это происходит в разных сферах жизни. К примеру, многие наши знакомые узнав, что мы покупаем органические продукты, приходят в ужас: «Да вы что, их же нельзя есть! Это так вредно!». Лучший довод, который мне довелось услышать, был таков: «В химических удобрениях все сбалансировано!». На родительских форумах не утихают споры по поводу грудного вскармливания - оказывается, грудное молоко «вредно», и только искусственная смесь может восполнить все потребности младенца. Когда я прихожу в рукодельный магазин и спрашиваю натуральную пряжу, меня принимается просвещать не только продавец, но и досужие покупательницы - разве я не знаю, что полезней носить синтетику? И так далее.

Тот же принцип проник и в воспитание. Если мама сама хочет воспитывать своего ребенка, это считается неестественным. Хотя разлука малыша с матерью противоречит его и ее природе! Нарушается самая главная связь, которая должна укрепиться на всю жизнь. Такая позиция, безусловно, не сформировалась «на наших глазах».
В СССР долгие годы людям внушали, что государство справится с воспитанием любого ребенка куда лучше собственной матери. Поначалу это касалось только беспризорных детей, но потом власть стала лишать родительских прав всех себе неугодных (например, исповедывавших какую-либо религию), отправляя ребенка в детский дом, под свою «надежную» опеку. Но и тех детей, которые росли в семьях, государство не оставляло надолго без присмотра - детские дошкольные учреждения становятся из подспорья для бедных семей обязательными и всеохватными. Материнский инстинкт заглушался пропагандой «освобождения женщин от бытового рабства», отдаления от семьи, погружения в общественную жизнь. Результаты этого «освобождения» мы видим до сих пор в угрожающей статистике разводов и абортов. Методично формировалось общественное мнение, осуждающее материнство как таковое. Женщина должна была воспроизводить потомство и сразу же отдавать его на попечение государства. Вспомните, каким было отношение в СССР к многодетным семьям! Да и ныне новость о рождении второго (и уж тем более - третьего!) ребенка вызывает не радость, а соболезнования у слушателей!

В Израиле ситуация была во многом схожей: киббуцницы* работали «для блага страны», отдавая детей с рождения в интернат, и это стало нормой для многих людей. Государство хотело самостоятельно воспитывать «новое поколение», не доверяя это дело «старорежимным» матерям.
Теперь не редкость мнение, что женщина, воспитывающая ребенка дома, лишает его всего необходимого. Да и самой маме необходимо время, чтобы свыкнуться со своей новой ролью. За ничтожно малый декретный отпуск - три месяца - женщина не успевает перестроиться, ведь материнский инстинкт формируется, он не врожденный (будь он врожденный, детские дома пустовали бы). Всего три поколения назад любая девочка постоянно нянчила малышей - своих младших братиков и сестричек, племянников, и т.п., и к своему деторождению подходила уже достаточно опытной в деле воспитания. Теперь же ситуация изменилась - у женщины, родившей первенца, нет никакого опыта ухода за младенцем, и часто бывают случаи, когда получив новорожденного на руки, она просто не знает, что с ним делать. Неудивительно, что она с радостью перепоручает его кому угодно.

Что же означает разлука с матерью для ребенка во младенчестве?
В первую очередь, может нарушиться эмоциональное развитие ребенка. Многие исследователи утверждают, что способность ребенка любить зависит от полученной им материнской любви во младенчестве.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений со взрослым человеком. Мать - посредник между ребенком и внешним миром, и когда ребенок теряет ее из виду, он пребывает в растерянности и страхе. Он еще не умеет самостоятельно реагировать на окружающую действительность, целиком и полностью зависит от эмоционального состояния матери.

Первый год жизни ребенка является критическим периодом для принятия или непринятия им окружающего мира. Некоторые мамы говорят: «Я так устаю дома, что буду только раздражаться, а воспитательница за ним лучше присмотрит, ей за это деньги платят». Казалось бы, всем давно известно, что любовь не купишь. Конечно, воспитательницы, как и все люди вообще, совершенно разные. И среди них попадаются прекрасные, заботливые, терпеливые. Но если мать, даже в сердитом расположении духа искренне любит своего малыша, то чужой человек на это не способен, независимо от профессиональных навыков. Текущее эмоциональное состояние берет верх, и ребенок ощущает только раздражение взрослого. Еще один странный аргумент, который доводилось мне слышать в защиту яслей: «Зато я прихожу с работы и полноценно общаюсь с ребенком, сиди я дома весь день - появится куча дел, не до ребенка!». Как можно полноценно эмоционально общаться после долгого рабочего дня? И потом, для ребенка очень важно наблюдать маму в самом разном настроении - да-да, и уставшую, подчас и сердитую, и радостную, и грустную, она ведь не робот! В этом и воспитывается будущий семьянин, у которого правильные представления о супруге. К тому же, самое лучшее для малыша - находиться с мамой, по мере взросления участвуя в переделывании этой самой «кучи дел». В совместной хозяйственной суете укрепляются семейные связи, в том числе и связь «родители-дети».

Лишь рядом с мамой малыш ощущает себя в безопасности, и если на его зов нет никакой реакции, то формируется недоверчивое и агрессивное отношение к миру и окружающим. Какой бы добросовестной не была воспитательница в яслях, она просто физически не может взять на руки четверых кричащих малышей! А ведь у детишек «цепная реакция», и если один заплакал, остальные тут же «подхватывают». Ребенок, плач которого неудовлетворен, теряет доверие к миру, и чувство уверенности в себе.

«Мать-ребенок» - это первый симбиоз с психологической зависимостью. Пройдя несколько стадий развития, человек избавляется от этой зависимости (подростковый возраст), и приобретает самостоятельность. Зачастую происходит наоборот - в период полной зависимости от матери, до года, мать старается как можно быстрее приучить ребенка обходиться без нее, но зато потом, когда ребенку пора взрослеть, пытается его удержать психологически, выступая против его самостоятельных решений. Неудовлетворенная в младенчестве зависимость от матери сохраняется в подсознании на всю жизнь и легко может смениться любой другой зависимостью.

Но не только младенцы эмоционально страдают в разлуке с мамой, это касается и дошкольников. На протяжении всего дня (а не только перед сном!) ребенок должен получать невербальные подтверждения родительской любви, а именно - телесный контакт и контакт глаз. Дети именно так усваивают, что они любимы и желанны. Если оба эти контакта или один из них нарушен, у ребенка может развиться чувство отвергнутости и подавленное эмоциональное состояние.

Конечно, многие возразят - ведь дети привыкают к саду, и потом с удовольствием туда ходят, даже не хотят возвращаться домой. Последнее как раз должно настораживать. Привыкание, адаптация - далеко не лучшая жизненная позиция для личности. Это продиктовано безвыходностью, что никак не способствует воспитанию внутренней свободы действий. К тому же, если ребенок при поступлении в садик тяжело «привыкал» - этот стресс не растворяется в воздухе, а оседает глубоко в памяти, и впоследствии даст о себе знать.
Если ситуация действительно того требует, и мама не может себе позволить находиться дома с малышом, то няня в любом случае предпочтительнее яслей или садика, так как у ребенка будет близкий человек, полностью посвященный ему. Это верно не только для младенцев, но и для дошкольников - можно найти женщину, присматривающую за двумя-тремя детьми, или маму, берущую еще одного ребенка к своему. Знаю случаи, когда мама решает отдать своего малыша в ясли, потому что «хорошую няню тяжело найти». Как вы думаете, сколько вариантов она видела? Сто? Двадцать? Десять? Правильный ответ - ни одного. Она слышала, что «няню тяжело найти», но ничего не предприняла. Может, немного пафосно прозвучит, но это правда - наши дети стоят наших усилий!

Что делать, если нет выхода, и ребенка необходимо оставить с няней, или отправить в садик:
1. Проверить, действительно ли нет выхода? Может, он есть, а родители его просто не искали?
2. Лучше выбрать няню, а не учреждение, хотя это, безусловно, дороже. Если вы боитесь, что ребенку одному будет скучно, можно поискать няню, берущую 2-3 детей.
3. Люди, которым вы поручаете ребенка, не должны вызывать у вас ни тени недоверия и подозрений! Не верьте рекомендациям, верьте своей интуиции и ребенку!
4. Лучше не отдавать ребенка в любое учреждение хотя бы до трех лет.
5. Проверить, что происходит в ваше отсутствие, очень просто, если ребенок умеет играть: поиграйте с ним в куклы, выполняя свою обычную роль «уходящей на работу мамы», а ему поручите быть воспитательницей или няней. Вы все увидите без прикрас. Если даже ребенок еще не говорит предложениями, его мимика вас не обманет.
6. После садика уделяйте ребенку максимум внимания.

*«киббуц» - коммуна наподобие колхоза.

апд: поскольку у моего журнала появилось очень много гостей, и данный пост обсуждается в других жж, мне придется дописать немного. Я пишу - как лучше. А малышу, бесспорно, лучше с мамой. Но не все могут обеспечить это ребенку - бывают разные обстоятельства. Главное, чтобы в своей ситуации мама старалась сделать максимум, чтобы ребенку было лучше. Моя статья в первую очередь обращена к тем, кто ни разу не задумывался об этом, и считает ясли или сад естественной средой для ребенка.

психология, развитие детей, о детских дошкольных учреждениях

Previous post Next post
Up