Спасибо
AmbroziyA за то, что была катализатором.
Многие из нас бывают на концертах, а некоторые - даже с фотоаппаратами. Иногда мы снимаем просто для удовольствия, по мелочи, иногда профессионально освещаем событие. В любом случае, нам хочется, чтобы кадры были хорошими. Как же снять концерт хорошо? Ниже я привожу ряд рекомендаций, из моего личного опыта.
По большому счёту есть два типа съёмки: когда ты участник и когда ты внешний фотограф. Если ты участник, то бери с собой маленький фотоаппарат, чтобы легче было таскать с собой. Часть из рекомендаций однако применима и в этом случае.
Вот эти рекомендации:
- Снимается обычно сам выступающий (крупный и общий планы), как зрители на него смотрят (снять можно сбоку или сквозь лес голов), зал (снимается из за сцены или сверху-сбоку), восторженные зрители (фрагменты, большие тусовки), что-то из антуража сцены. После концерта снимается общение с фанами, иногда гримёрка. Также делаются честные кадры актёра с организаторами - в большинстве случаев по просьбе организаторов («сними меня с ним!»).
- Снимай не только статику, но и действия и отношения. Актёр общается со зрителями? В кадре актёр, зритель и что-то, что указывает на общение (жмёт руку, дарит цветы, обращается). Выступающий поёт? В кадре он, микрофон, выражение лица - поющее. Ну и так далее. Прояви фантазию. Лучше ты сделаешь лишние и неудачные кадры, чем упустишь нужное.
- Заранее выбери и обеспечь несколько удобных позиций рядом со сценой. Удобные означает близко, чтобы не мешали снимать, чтобы микрофон и мишура не закрывали лицо. Как правило это сбоку, под углом 45° от сцены. Иногда удобно снимать сверху, но не перебарщивай с очень нижними и очень верхними ракурсами - они смотрятся неестественными.
- Если нужна суперчёткость, без вспышки будет обойтись сложно. Направляй её не на самого выступающего, а ввверх. Поставь рассеиватель, чтобы свет был мягче.
- Как правило экспозамер фотоаппарата не может справиться с ярко освещённым объектом на тёмной сцене. Выставляй экспокоррекцию на -1, -2 ступени. Или даже ставь выдержку и диафрагму вручную. В сложных условиях используй брекетинг. Это когда фотоаппарат снимает сразу три кадра: с нормальной экспозицией, с передержкой и с недодержкой. Дома разберёшься, что лучше вышло.
- Снимай по возможности в RAW: если что, потом легче будет вытянуть кадр. Заодно не будешь мучаться с цветовым балансом - на сцене, в условиях кучи разных источников света, это часто проблема.
- Жди, когда актёр перестанет гримасничать и закроет рот. Ну или хотя бы мимика будет приемлемой. Разумеется, возможны эмоциональные сюжеты с сильной мимикой.
- Если актёр движется, нужны выдержки не меньше 1/125, иначе будет смазано. Подбирай ISO под это. Но учти, при высоком ISO будет шум на кадре. Это не всегда плохо, можно стилизовать кадр под ретро. Также иногда хорошо смотрятся смазанные движением кадры. Опять же, главное - не перебарщивать.
- Любой актёр рано или поздно театрально замирает. В этот момент с ним можно получить чёткие кадры даже на длинных выдержках.
- Свет на сцене часто переменчив. Иногда его больше, иногда меньше. Иногда он хороший, а иногда ужасный. Учитывай это. При хорошем и сильном свете можно сделать удачные кадры.
- Если съёмка идёт на открытом воздухе, то обеспечь себе и фотоаппарату прикрытие от дождя. Дождевик, маленький зонтик на голову, полиэтиленовый пакет, одетый на камеру.
- Штатив - полезная вещь. Если его нет, попробуй использовать монопод. Если и его нет, и фотоаппарат не поставишь на спинку впередистоящего стула, сделай «треногу» из своих рук, прижми фотоаппарат к лицу, сделай вдох-выдох, и плавно нажми на спуск. Не дыши, пока идёт экспозиция.
Bezdna_Golodnih_Glaz напомнил, что можно снимать с задержкой в секунду. А сам я использую тросик. - Необычные и удобные ракурсы можно получить с помощью ZigView по описанной здесь технологии.
- Делай дубли. Делай дубли. Делай трибли. Даже если на маленьком экранчике кажется, что всё хорошо, это ещё не факт. Шевелёнка часто становится видна только на большом экране.
- Эмоционально прочувствуй выступление и актёра. Только тогда сможешь поймать хорошие кадры и предсказывать, когда надо снимать.
- Запасись заранее батареями и картами памяти. Будет обидно, если в самый интересный момент что-то закончится.
- Если есть возможность, создай дома схожие условия освещённости, попроси кого-нибудь из знакомых попозировать и отработай технологию.
Несколько примеров в качестве бонуса