Серия «Мои города. Впечатления, заметки, ощущения»Те образы и чувства, которые остались в памяти. Субъективные, фрагментарные, целиком мои.
Улитка Парижа свернулась вокруг Сены, обхватив её каменными спиралями. Париж горд, шумен, кичлив и чем-то похож на Д'Артаньяна. Брусчатка, как и Праге, но более холодная, крупная. Париж хорош в цвету и очень естественен в дождь. Снег ему не идёт. Мне Париж очень нравится, но жить бы там я наверное не хотел.
Я был там три или четыре раза. Но фотографий в цифре нет - только плёнка и бумага. И то, что есть - совсем не выражает те ощущения, которые я хочу передать.
В Париже много арабов. Наверное, за время моего отсутствия, их стало ещё больше. Особенно, если верить фильмам Отара Иоселиани. Про Голландию говорят то же самое.
Некоторым шоком для меня стало отсутствие красивых девушек. Мы даже решили провести эксперимент - сели на скамеечку на Елисейских полях и минут пятнадцать смотрели на прохожих, искали красавиц. Нашил одну, да и та оказалась русской, причём из нашего отеля. Другие стандарты красоты здесь явно не при чём - с рекламных щитов то красавицы на нас смотрят. Говорят, что в Мулен Руж (обязательно сходите) 75% девушек-танцовщиц - русские.
И французская мода очень многим обязана нашим эмигрантам начала XX века. В общем, Россия и Франция связаны очень тесно. Не только совместными войнами.
Французы смешные. Многие из тех, с кем мы общались, очень чванились. «В вашей России…» - и далее ложка-чашка-ведро грязи. Ну и для сравнения разумеется приводили Францию, как куда более совершенную во всех отношениях державу. А через секунду так же упоённо критиковали собственное правительство и глупость других французов. Лучше было не спорить, а просто подождать, пока сменится вектор ругательной фазы.
Наполеон любим и чтим. Французы гордятся тем, что у них был правитель, который почти завоевал мир. «Наполеон самым непобедимым!» - заявила нам экскурсовод. «А Суворов?» - резонно спросили наши. «А Суворов не считается.» - отшила дама: «Сам Наполеон называл его "Демоном войны"!». Ну раз называл…
Весь город полон кафешек, ресторанов и музейчиков. Можно кочевать от интересного места к интересному месту, а по пути пить кофе и вино. Лучшее мороженное готовили на Ситэ - островке, где стоит
Нотр Дам. Говорят, что в Париже около сорока тысяч кафе. Для нас это выглядело так: идёт дом, а в нём кафе раз, кафе два, кафе три. За ним второй дом. В нём кафе раз, кафе два, кафе три. Потом третий, и так далее. Вот это конкуренция. Когда (если) в Москве будет такая плотность кафешек, тогда и научатся обслуживать качественно, а не как сейчас.
На Монмартре мы познакомились с русским музыкантом. Он играл там прямо на ступенях. Мы разговорились и он показал нам, как питаться в Париже на 30 франков в день. В арабской шаурмятне под Монмартром мы купили за 25 франков гиганскую шаурму, и к ней за 5 франков банку Кока-колы.
Там же, на Монмартре в тихом закоулочке мы случайно набрели на крохотный музей скульптур моего любимого Сальвадора Дали. Тогда я впервые увидел его Георгия Победоносца и он меня покорил. Чего только в Париже нет…
А Версаль мне показался скучным. Геометрические сады, пустой дворец… Справедливости ради, он не всегда был пустым. Всё из Версаля вынесли во время Революции. Французской Революции, разумеется. И продали нафиг. Или украли. Видите, всё, как у нас. Только чуть раньше, чем у нас. Экскурсовод рассказывала, как зимой благородные шевалье, чтобы не идти на мороз, писали с этой самой парадной лестницы, и как весной все из Версаля перебирались в другую резиденцию, чтобы дворец как следует отмыли. Почему то это сильно врезалось в память.
Парижское метро странно, запутанно, темно, эффективно и удивительно. Город покрывает густая сетка линий - не радиально-кольцевая система, как у нас, а «квадратно-гнездовая», что ли. В результате, вы почти наверняка выберетесь из метро рядом с нужным местом, хоть и сделаете перед этим три пересадки. При нас сами парижане спорили о лучшем маршруте, приводя энергичные аргументы.
Переход на поезд, идущий в противоположном направлении, устроен не очень хорошо. Не как у нас - перешёл перон, и едешь обратно. А там надо перебираться по лестнице, как по переходу. И запросто можешь заблудиться в хитросплетении туннелей. Был какой-то хороший фильм с Рено, где действие происходило в парижской подземке. Очень похоже…
А однажды, когда мы тряслись в вагончике, мимо кресел с бодрой песней пошёл баянист. Тоже русский. Зарабатывает. Нас там много…
Я не упомянул Эйфелеву башню. Впрочем, уже только что упомянул Эйфелеву башню. Даже два раза к этому моменту. Ну и хватит о ней!
Уже который год я собираюсь снова навестить этот город, но обстоятельства всякий раз уводят меня совсем в другие страны и места. Я не сдаюсь, рано или поздно я вернусь Париж. Вернусь, чтобы снова уехать и снова хотеть вернуться.