last updated 17/03/10
фотография, потому что текст без картинок выглядит скучно
Субъективная оценка сложности разных жанров в фотографии. Субъективная, я подчёркиваю это. Понятное дело, в любом жанре можно напрячься и сделать произведение искусства. А
можно расслабиться и сделать произведение искусства. Равно как получить пшик, независимо от того, напрягся ты или расслабился. Поэтому я взял «среднюю температуру по палате», некие типовые трудозатраты и необходимый реквизит. Полного тезауруса жанров тут тоже нет, уж не обессудьте. Ссылок в тексте много, мне нравится синий цвет. К тому же всё в статью не уместишь, да и незачем - хвала гипертексту.
•
Street. Просто ходишь и снимаешь. Можешь, как Брессон,
ловить решающий момент. Можешь, вслед за Мориямой,
бродить по мрачным закуткам города и стилизовать фотки
специальным пресетом. А можешь просто щёлкать всё подряд, в надежде на переход количества в качество. Из оборудования - камера попроще и понезаметнее, широкоугольные линзы. Или даже
самоделки. Желательно светосильные, но качество в уличной фотографии не так критично. Если кадр будет хороший, вас нарекут аватаром Брессона и простят любое зерно. Из осложняющих факторов - возможные конфликты с теми, кого снимаешь. Особенно если снимаешь драки/митинги/день ВДВ.
•
Панорама. Они бывают разные, хотя например
Том Маки считает, что архитектура и пейзаж похожи по технике съёмки и необходимым навыкам. В базовом виде, панорама - игра линий,
прямых и дуг, без чёткого центра композиции. Однако часты исключения, особенно в портретной и архитектурной панорамах. Да и в пейзажах
бывает.
Если снимаешь пейзажную панораму в солнечный день, это почти всегда беспроигрышный вариант. Особенно если делаешь угол побольше и захватываешь небо с облаками. От тебя почти ничего не требуется. Точнее так: не требуется по сравнению например с «непанорамным» пейзажем. И там и тут ты выбираешь точку съёмки и заботишься об экспозиции, но в панорамах ты гораздо меньше возишься с композицией и фокусным расстоянием. Мелкие недочёты на панорамах, они такие мелкие по сравнению с величием Земли и Неба…
Из важных умений: повертеть головой и увидеть дуги; выставить
в ручном режиме экспозицию; отключить автофокус; нетрясущимися руками сделать дцать кадров с перекрытием, желательно держа горизонт; обуздать PanoramaTools или другую подобную программу.
Реквизит для панорамной съёмки может влететь в копеечку. А может и не влететь, зависит от ваших претензий. Можно купить панорамную головку за штуку евро, можно купить робота для сферических панорам за восемь тыщ баксов, а можно купить простенькую головку за сто баксов или вовсе снимать с рук, как это делает
Zsolt Zsigmond. У крутого хардвера есть свои преимущества (помимо понтов), однако вам не обязательно продавать квартиру, чтобы начать снимать панорамы.
Усложнить задачу может необходимость не снять панораму вообще, а требование снять конкретную панораму на заданную тему. Впрочем, конкретизация задания усложняет любую съёмку. Был такой чудесный анекдот про суперлучника, который как-то раз попал в странный лес, где на каждом пятом дереве была нарисована мишень ровно из центра которой торчала стрела. Лучник восхитился, провёл расследование и выяснил, что этим балуется местный деревенский мальчик. За небольшую мзду мальчик вызывался обучить лучника своему мастерству. «Значит так», - заявил мальчик: «Берёшь, значит, лук. Стреляешь, значит. Если стрела попадает в дерево, берёшь мел…»
Значит, берёшь в руки камеру и делаешь десяток кадров по кругу. Если стрела попадает в дерево… Если в PanoramaTools результат выглядит прилично, берёшь мел… Публикуешь фотографию. Главное, снимать чаще. И иметь совесть, не публиковать промахи.
Вот. Я вам за просто так раскрыл страшный секрет панорамных фотографов. И street тоже.
• Репортаж. Это весьма конкретный жанр. Тебе дают задание снять того-то и подчеркнуть кадрами то-то. Или ты сам себе даёшь такое задание. Говорят, что репортажник - свидетель событий, а не участник. И что репортажный кадр не может быть постановочным. На деле ещё как может. Бывает, что
выходит замечательно. Чтобы снять хороший репортаж, нужно а) уметь работать по заданию, независимо от своих предпочтений и направления, б) уметь общаться с людьми, в) иметь силы бегать с горой фотооборудования целый день напролёт.
Усложнить задачу репортёра может война, драки и метеоритный дождь. Но тут мы уже уходим от сложностей фотографических в сложности журналистские.
Композиция и качество часто приносятся в жертву актуальности. Кадрирует репортажник с запасом, всё равно редактор потом зарэжэт по-своему.
Техника может быть от дешёвой (съёмка незначимых субъектов и объектов на 1/64 полосы или съёмка демонстраций, где технику могут разбить) до весьма дорогой. Особенно тут выделяются спортивные репортажники - штангисты с набором огромных тяжёлых «элек». С «мыльницами» в спорте мало что сделаешь. Для событийного репортажа важен светосильный зум-объектив и пыха на длинной лапе, чтобы не было глупых жёстких теней.
•
Фэшн. По идее это тоже съёмка по заданию, вариант на стыке репортажа, портрета и предметной съёмки. На деле фэшн часто становится
соревнованием не качества кадров, а связей фотографа с редактором. Бывает, что и не только дружеских. Поэтому не пытайтесь угадать, что именно имел в виду фотограф, сделав то или иное странное. Иногда он имел. Иногда в виду. А бывает, что и просто так снял, как душа запела.
В идеале из умений - сложите вместе то, что нужно для студийной съёмки людей и предметов, добавьте немножко репортажа и умения раскрыть модель. Аппаратура для фэшн обычно недетская. Например, мои знакомые если и удивятся, увидев меня, снимающего моду с помощью Hasselblad, так это только потому что они знают, что у меня Хасселя пока нет. Аналогично свет. Для моды света никогда не бывает много, а много света никогда не бывает дёшево. Даже съёмка на природе тянет за собой хвостом вереницу ассистентов со всякими отражателями и заполняющими вспышками.
• Студийная съёмка людей. По идее сложность студийной съёмки может расти до бесконечности, в зависимости от вашей фантазии и финансовых возможностей. Связано это с тем, что на природу в одиночку вы с собой унесёте максимум килограмм тридцать фототехники, а вот в студии вполне можете накопить не одну тонну. И всё можно использовать для съёмки.
Однако
простой портрет научиться снимать относительно легко. Есть
четыре основных вида света, есть несколько поз и ракурсов, раз выучил и шлёпаешь под копирку вполне качественные кадры. Главное не застревать на стандартах, а то люди могут подумать, что ты больше ничего не умеешь.
Также несложно
снимать для журналов на обложки. Вариаций ещё меньше, чем в портрете.
Техническое портфолио («snaps») достаточно протокольно - несколько основных поз в одежде и в меньшей одежде, крупный план, общий план, боком, в анфас - чувствуешь себя фотографом на паспорт, и это близко к истине.
Куда сложнее творческое портфолио и тут опять же многое зависит, развлекаешься ты или снимаешь конкретную тему.
Развлекаться просто. Главное, хорошее настроение у тебя и модели, и весёлая музыка. Коктейли? Кто сказал «коктейли»? :)
Умения для студийной съёмки: работать со светом, работать с моделью, работать со стилистом, работать с визажистом, создавать антураж.
Оборудование: до бесконечности, и ещё полмиллиона баксов сверху на всякие фенечки, стульчики, диванчики и прочее счастье. Однако
начать можно с малого, купить три-четыре самых простых вспышки и натянуть простыню как фон. Начальная камера тоже может быть почти любой.
• Студийная съёмка предметов. От натюрморта отличается тем, что часто нужно не просто «сделать красиво», а «сделать, чтобы выражало нужную идею». Например, кружка пива выражает одновременно и прохладность и золотистое тепло.
В предметной съёмке тьма хитрых трюков и приёмов. Наверное, больше всего среди разных направлений фотосъёмки, если не считать сложностей с портретами. Как снять сильно бликующую поверхность, как передать объём мелкой фигульки, как подчеркнуть фактуру ткани…
Полюбуйтесь сами. Кстати, про ткань. В Уфици гид рассказал нам, что едкий Микеланджело обзывал Рафаэля (я ведь не путаю?) «портным» за то, что тот изрядно сосредоточился на передаче как раз фактуры ткани. Сейчас его назвали бы фэшн-художником или предметником. :)
Умения: работа со светом, работа на конкретную задачу, знание хитростей, часто требуются весьма творческий подход и фантазия.
Оборудование как и при студийной съёмке портретов, но начать можно с нескольких вспышек, предметного столика и светового куба. И двух объективов - макро и телевика.
•
Натюрморт уже упоминался выше. Уменьшите значимость умения работать на конкретную задачу и добавьте в список оборудования побольше антуражных вещей и фонов. Натюрморт - художественное произведение, хотя самостоятельным он стал считаться всего какие-то пару сотен лет назад. У голландцев, если не ошибаюсь. Отдельно можно сказать про такой инструмент, как
световая кисть. Конечно её можно использовать и для портретной съёмки, но всё же самая большая её сила в натюрмортах. Ещё можно насмотреться работ Вика Мюйниса, и начать творить натюрморты прямо
в собственной тарелке. Эдакий «STOMP» в мире натюрмортов, «всё что есть в печи, на фотостол мечи».
•
Пейзаж. В древности, когда мы ещё не родились, а Шишкин уже родился, пейзаж считался у художников «низшим», вспомогательным жанром. А высшим - портрет. Мы с гневом отвергаем этот портретный шовинизм и считаем пейзаж вполне достойным занятием.
Пейзаж - искусство сочетания
геометрических фигур разных цветов. Знаю, так можно сказать почти про любой жанр, но в пейзаже оно вылезает в первую очередь. В отличие от натюрморта, при съёмке пейзажа не так легко поменять сцену. Снимаешь, что дали. В твоих силах только сменить ракурс и точку съёмки. На мой взгляд, снять хороший пейзаж в целом сложнее, чем снять хорошую большую панораму. Мелочи имеют значение. Можно потом ретушировать их в Фотошопе, можно искать идеальную точку съёмки, можно вслед за Георгием Колосовым,
размыть кадр моноклем.
Важны: знание композиции, перспективы, способов передачи объёма, сочетания цветов. Ах да, ещё полезно помнить, как высота солнца влияет на пейзаж.
Техника: любая. Правда, любая. Хотя лучше всё-таки избегать съёмки мобильником. Объективы: любые. Правда, любые. Можно снимать шириком, можно телевиком. Получишь разные результаты, но если снимал умело, они все будут хорошими. Полезно однако обзавестись резким объективом, штативом, поляриком и набором градиентных понижающих фильтров. Пригодится зонт, на случай дождя. Снять хороший пейзаж в солнечную погоду легче, чем ночью в тумане, но ничего невозможного нет.
Также многое зависит от места съёмки. Есть места по определению
антуражные, там просто води камерой из стороны в сторону и все будут пищать от востога, разглядывая фотки. А есть места, где целый день пробродишь, чтобы было хоть как-то красиво и поменьше проводов, а потом ещё полдня будешь в фотошопе закрашивать мусор и битые бутылки.
Кстати, говоря выше о панорамах, я имел в виду в первую очередь
сложносочинённые кадры, охватывающие горизонтальные углы порядка 180°. Понятно, что любую фотографию можно склеить из нескольких кадров, панорамная головка в помощь. Например, я видел замечательные панорамные макро: 50-мегапиксельное фото цветка, склеенное из десятка макро-кадров, сделанных Canon 20D. То же касается и пейзажа - вы вольны взять супертелевик,
Epic, и сделать из ста кадров мегарезкий пейзаж с соотношением сторон 1:1 и охватывающий поле зрения в 30°. Панорамой он будет только технически, но не идеологически, я считаю.
•
Архитектура. Верим
Тому Маки и применяем те же требования, что и к пейзажу. Но со следующими уточнениями. Во-первых, чаще мешаются провода, реклама и люди. Во-вторых, для архитектурной съёмки полезны объективы tilt-shift, которые стоят денег. Или форматные карданные камеры, которые стоят ещё больших денег. Это не значит, что вы не имеете права снимать понравившийся вам домик вашим EF 18-85. Но возможностей у вас будет меньше.
•
Макро. И
съёмка животных с птичами. Валю их в одну кучу по двум причинам: 1) и там, и там желательны спецобъективы; 2) и там, и там, если вы снимаете просто нормально, кадр весьма радует зрителя. Мы любим цветочки и «ути-пути, лисичка!». Надо просто терпеливо сидеть в засаде и щёлкать кадр за кадром. Разумеется, чтобы хорошо раскрыть тему и просто суметь подобраться к зверьку, важно знать его повадки.
Оборудование, как говорилось выше, спецобъективы. Макро и светосильные телевеки-фиксы. Для макро - кольцевая вспышка и штатив. Хотя штатив, или
хотя бы монопод, не помешает и для животной съёмки.
•
Астрономическая фотография. Чем качественнее кадр и чем сильнее приближение, тем больше фотография будет нравиться людям. Некоторые усилия придётся применить для кадрирования, но по сравнению с другими жанрами, это просто отдых.
Правда для того, чтобы снимать всякие небулы и конские головы, нужен телескоп с системой поворота вслед за звездой. А камера может быть и не очень навороченной. И ещё минус требований к оборудования - как ни гонись,
NASA не обгонишь. У неё всё больше и круче. Остаётся вслед за нашими олимпийцами утешать себя, что главное не победа, а участие.
•
Аэрофотосъёмка. Наш кумир - Медведев Ястржембский
Янн Артрюс-Бертран. А вообще аэрофото - тоже беспроигрышный вариант, не требующий особых усилий. Главное, взлететь и чтобы солнце светило. Основная работа - тщательный выбор лучшего из отснятого, поиск игры линий или забавных ракурсов. Потом ретушь и цветокоррекция. Всё это, если вы - Артрюс-Бертран. В двух других случаях эти шаги можно пропустить.
Из оборудования не помешает
стабилизатор и конечно самолёт/вертолёт/ракета. И раз уж ты можешь себе это позволить, купи вдобавок несколько «элек» от широкоугольника до телевика.
• HDR. Он не жанр, он технический приём. Но эти три буквы настолько повсюду, что скажу про них и я. HDR - когда в итоге вы получаете кадр, в котором диапазон яркостей больше, чем ваша камера может снять за один присест. Обычно такое делается за счёт нескольких экспозиций одной сцены с разной выдержкой. По сути, на экране HDR вы не видите. А видите вы некое отображение в допустимый для монитора диапазон. Требования к отображению простые - оно должно быть красивым и радовать глаз. Поначалу была мода на супернасыщенные цвета и «гранулированные» контуры. Но
HDR не обязан быть таким, это целиком вопрос вашего желания. Ничто не мешает вам сделать
кадр, неотличимый от обычного, за исключением того, что в нём будет больше деталей в тенях и светах. А можете вслед за
Zsolt Zsigmond насыщать цвета и тоже будет мило.
• Инфракрасная фотография. И ультрафиолетовая фотография. Ещё два технических приёма. Требования к ним зависят от того, в каком жанре вы работаете. Оверхед - специальная камера для съемки вне видимого диапазона. И фильтры, отсекающие видимый диапазон - полностью, или частично. Камеру можно
сделать самому, а можно поставить на обычный фотоаппарат
специальные фильтры. Правда в последнем случае об оперативности съёмки можно забыть, время экспозиции будет исчисляться минутами. И горе листве, которая посмеет за это время пошевелиться.
Дополнительные умения - преобразовать инфракрасный кадр во что-то цивильное. Но это просто.
Подвожу итог. С моей точки зрения, в целом самые сложные жанры: фэшн, предметная съёмка, творческий портрет. А самые простые: панорамы, аэрофото, астрономическая фотография, макро и животные на природе.
Как завещал нам Мартин Мункачи, хороший фотограф умеет снимать всё. «Специализация - удел насекомых»
©.
содержание •
вся фототематика •
только фотографии •
мысли •
новости •
обзоры •
интересное •
alex-krylov.ru