Архангельск-2023. Часть 27-я часть. Новодвинская крепость. Начало

Oct 05, 2023 15:06

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1639225.html

29.07.2023

Скажу сразу - мне экскурсия в Новодвинскую крепость ооочень понравилась! И могу смело рекомендовать, какгрится. Но! Вся фишка именно в рассказах экскурсовода. А эта экскурсия от Краведческого музея, и экскурсоводом начальник (я не знаю, как правильно должность звучит) самой Новодвинской крепости. То есть он заведует и археологическими раскопками там, и укреплением, и разумеется, историю знает, как никто другой. Ибо самим вас элементарно на территорию крепости и не пустят - там реальные работы строительны, но и вся интересность в рассказе экскурсовода!

Сбор в Краеведческом музее. На дорожку, конечно, надо посетить дамскую комнату.

Плакат сразил!



От Краеведческого музея до Новодвинской крепости едем в микроавтобусе. Пока ещё по самому Архангельску.



Проезжаем по району Соломбала, где верфи в своё время располагались.





Красиво... Но там за полосой воды - кладбище...



Новодвинская врепость располагается на острове Линский Прилук.
Но и до него надо добираться через ещё один остров - Бревенник.
На него можно перебраться на пароме. Который ходит по расписанию. Конечно, можно поныть, что, мол, почему моста нет? Но это главная артерия, по которой суда приходят из моря. И даже разводной мост пришлось бы сводить-разводить по двадцать раз на день...
И одновременно тут курсируют паром для транспорта и вот такой пассажирский теплоход. На пароме по технике безопасности в легковой машине могут пассажиры переезжать, но уже много пассажиров, как в микроавтобусе, должны ехать на теплоходе.



А вот и паром с транспортом.



Остров:



Вот по реке идёт транспорт...



Теплоход нас уже перевёз на другой берег. Ждём паром с нашим микроавтобусом.



Идёт транспорт уже посерьёзней яхты.



Вот нашла, как переправа зимой выглядит. Тут паонтонный мост.
Вот тут большой пост: https://vitalv89.livejournal.com/38385.html


Остров Бревенник инетресный. Его прозвище "Тайвань". Во-первых, тут не ГИБДД. Поэтому довольно вольготно живется автомобилистам. И как раз у переправы со стороны "большой земли" много автомобилей припарковано. Мы сначала перепугались - это очередь на паром?!!! Оказалось, нет, это не на паром. Это перехватывающая парковка. Толкьо у нас в МОскве перехватывающий парковки - это когда из дома до метро на машине, а дальше по городу уже на метро, а вечером с метро в свой автомобиль и до дома. То здесь с острова на пароме, тут на парковке в свой автомобиль, на этом авто уже на работу в Архангельск. Машины для езды по большой земле, а для езды по острову обычно вторая машина.

Какое красивое здание! Особенно на контрасте с другими.. Что такое?



А это БАНЯ!! Постройки 1961 года. Для СССР довольно типовой проект. Есть и её такие
Вот пост:
https://vk.com/wall-16274333_178

Сейчас не используется в связи с аварийным состоянием.



Но Линский Прилук же тоже остров. Но на него мост




И вот мы на месте.
Вот перед нами мостик через ров, где ручеек бежит.
Но фотографии на плакате фото крепости сверху. И мы сейчас справа от неё  - ров и речка ивдны, как и перемычка-мостик - на этом месте мы сейчас и находимся.



Крепость была заложена в 1701 году по личному указанию царя Петра I для защиты Архангельского фарватера в связи с ожидаемым нападением шведов (Северная война 1700-1721 годов). Автор проекта - немецкий инженер Георг-Эрнест Резе.

Вообще это сооружение было двоольно необычным даже для Европы. Плюс место - тут дельта реки, куча рек и протоков прореживают острова, которые тоже из песков и полноценно землёй и не назовёшь. Плюс строительство началось зимой. Ибо швед ждать не будет. Ну, фактичкеское строительство началось весной, однако ж надо было понять на местности под сугробами как на тех болотах строить крепость, аналоги которой если и есть, то где-то далеко...

Это была стройка века. Сюда согнали всех строителей и иже с ними с окрестных мест. Платили в разы больше. Сдергивали и мастеров, и материалы отовсюду. По факту на этот период встало всё остальное строительство в этих краях.

14 мая 1701 года были закончены работы только по расччистке территории. А 25 июня крепость приняла первый бой.
Собственно, рассказ о том бое - главная изюминка этой экскурсии. Но о неё позже.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#:~:text=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%CC%81%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%CC%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%E2%80%94%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20(23)%20%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F%201701



Деревянные дороги!



12 января 1863 года крепость упразднили.
Далее её растаскивали на стройматериалы.
В 1893 году включили в список памятников, составленных Академией художеств. Но по факту растаскивать её продолжили. Хотели было провести восстановление крепости, но там война , революция... Не сложилось.



Ну, и после революции тут нашли, чему разместиться.

На территории крепости в 1930 году были размещены производственные площади заодв "Конвейер". Кроме того, в 1935 году её территорию передали в ведение НКВД для организации колонии несовершеннолетних. На заводе было развернуто различное производство: работали лесопильный, столярный, механический, швейный и судостроительный цеха, имелось литейное производство. Завод, помимо швейной продукции, производил слесарные инструменты, строил аэросани, глиссеры, катера и деревянные морские суда. В годы Великой Отечественной войны завод "Конвейер" производил боеприпасы для Советской армии - корпуса мин 50 и 82 мм.










Завод в войну. М-50 - корпус для мин.




У крепости своя прекрасная канализация. Излишки воды из крепости и из-под стен уводились. Но в прошлом веке ею незанимались, а потом ещё и "пристроили" берег - "пляж" увеличили перед крепостью, а систему канализации засыпали. Сейчас как раз занимаются прочисткой их.



Ворота.
Какое-то время без "визы", полученной у коменданта крепости ни одно судно не имело право войти в Архангельск и дальше.




Ворота серьёзные, как и арка входная.

В 1931 году Новодвинскую крепость посетил великий реставратор П.Д. Барановский, который нашел в груде металлолома и вывез в Москву решетку Двинских ворот и створки Равелинных ворот.



Петли остались.





Комендантский дом.
Стоит на огрооооооомных сваях. Иначе на этом болте ничего бы не устояло. Так ещё и три века уже как...




Прервусь. Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1640424.html

Приключения, Архангельск-2023, История, Путешествия, Я фотограф

Previous post Next post
Up