Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1592792.html Утро следующего дня. По-прежнему жарко, но с утра какая-то то ли облачность, то ли дымка... Вид с того мостика над дорогой. А вооооон там крепость. Мы туда направляемся сейчас.
Проходим армянскую церковь.
Церковь Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич) - армянская церковь в городе Дербент, Россия.
Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян отбывавший в 1850-е годы в Дербенте ссылку. Церковь построена 1870 году в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 году к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля.
Постановлением Совета Министров ДАССР № 289 от 15.08.1975 года здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. С 1976 по 1982 год здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нём размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»).
С мая 2009 года в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию прихожан
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_(%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%82)
Проходим мечеть.
За этой стеной территория Джума-мечети.
При входе на территорию первым делом обращаешь внимание на эти огромные платаны!
Около центрального табличка, что это дерево выбрано Российским деревом года-2020.
Платан Восточный.
В реестре самых старых деревьев России он числится под номером 17.
В каком году ихз посадили - я не нашла, но вот тут есть такая информация:
Существует предание, по которому посадил платаны в девятом веке Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади для того, чтобы платаны защищали джума-мечеть от природных катаклизмов, и они в течение нескольких веков выполняли свою великую миссию, вытягивая влагу из земли и спасая джума-мечеть от разрушения, оберегая ее стены и купола от сырости. Грунт, на котором построена эта древняя мечеть России, прочно сцеплен корневой системой деревьев как стальной сеткой. Восточные платаны известны тем, что способны прожить до двух тысяч лет, и платаны Джума мечети уже тысячу лет возвышаются над ее куполами как надежные безмолвные стражники.
https://medinaschool.org/library/obshestvo/mechet/dzhuma-mechet Click to view
Дербентская Джума-мечеть - старейшая мечеть в России и на территории СНГ.
Строительство 733-734 годы
Древние мечети элементы позволяют полагать, что это перестроенный христианский храм, что подтверждается строительными особенностями и базиликальным планом здания, свойственным культовым сооружениям христианских стран Закавказья. Современный облик мечети сложился к концу XIV века. Поврежденную землетрясением мечеть в 1368 году заново отстроил зодчий устад-бенна Тадж-ад-Дин ал-Бакуи. Молельный зал (70×20 м) расчленен двумя рядами колонн, соединенных стрельчатыми арками. В пристроенном квадратном зале, покрытом сферическим, с заостренной макушкой куполом, находится михраб. По его оси в центральном нефе выделено также покрытое куполом помещение, видимо, максура - место представителей Ширваншахов или местных феодалов. Мечеть выходит на вымощенную каменными плитами просторную площадь, на противоположной стороне которой в XV в. построено большое медресе, обращенное к ней стрельчатой аркадой худжр.
В 1474-1475 годах началось строительство медресе. Количество мечетей со временем изменялось, и уже в 1796 году в Дербенте насчитывалось 15 мечетей. В 1815 году завершилось расширение и формирование всего комплекса мечети. В 1930-х годах мечеть была закрыта в ходе атеистической кампании, развернутой по всему СССР.
С 1938 по 1943 годы была перестроена в городскую тюрьму. В 1943 году постановлением из Москвы мечеть была возвращена духовенству города с правом дальнейшего использования её по прямому предназначению. В советские годы Джума-мечеть являлась крупнейшей на Северном Кавказе, а до последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. По этой причине на пятничный намаз в Дербент съезжались верующие из разных районов Южного Дагестана.
После возвращения мечети в 1940-х годах в мечети был выработан устав мечети и избрано правление из 20 человек. Первым председателем правления джума-мечети стал Мешеди Али-Хусейн. Суннитская и шиитская общины города имеют своих имамов.
В 2015 году, в рамках подготовки к празднованию 2000-летия Дербента, в мечети были проведены реставрационные работы
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C
Котик рядом с мечетью.
"Девичья баня" XIII век.
Особую группу архитектурных памятников средневекового Дербента составляют его бани, из которых до настоящего момента сохранились шесть построек.
Для нагрева воды применялись дрова, а продукты горения служили для отопления помещения. Они отводились от топки, проходили под резервуаром для горячей воды и далее по специальным каналам, проложенным под каменным полом, покидали помещение через дымоход, устроенный в стене.
Свадебный обряд
В свадебный банный день невесту с закрытым лицом в сопровождении подруг, родственниц и женщин-музыкантов приводили в "девичью баню". В бане невесту усаживали отдельно. Доверенные женщины (енгя) отгораживали невесту ширмой, ставили перед невестой медную чашу, куда наливали кефир. Кефиром смазывали волосы невесте, при этом приговаривали: "Долголетия тебе, невеста, чтоб ты жила до седины волос". Затем невесту провожали в отдельное помещение для омовения. После купания невесту приводили в этот зал, стелили ей под ноги коврик, отгораживали ширмой и одевали. Начиналось веселье. Угощали невесту и всех гостей сладостями: печеньем, конфетами и щербетом (сладкой водой), принесёнными родственницами жениха.
(с информационной таблички)
О ПРАВИЛАХ ХОЖДЕНИЯ В БАНЮ
(КАБУС-НАМЕ - "книга Кавуса")
Знай, о сын, что, когда идешь в баню, не ходи на сытый желудок, это вредно. И каждый день [ходить] не полезно, и даже вредно, ибо нервы и сочленения размягчаются и крепость их пропадает и природа привыкает ходить в баню каждый день, если только один день не получит, будет чувствовать себя в тот день как бы больной и все члены тела загрубеют. Потому нужно ходить один раз каждые два дня. А зимой и летом, когда пойдешь в баню, сначала проведи некоторое время в холодной комнате, чтобы природа этим насладилась. Потом уже иди в среднюю комнату и посиди и там немного, чтобы насладиться и ею. Потом ступай в жаркую комнату и посиди немного и там, чтобы получить удовольствие и от жаркой комнаты. Когда жара бани на тебя подействует, пойди в хилватхану - комнату уединения и вымой там голову.
И нужно, чтобы ты в бане очень долго не оставался и слишком горячую и слишком холодную воду на себя не лил, нужно, чтобы она была умеренной. И если баня будет пустая, это величайшее счастье, ибо мудрецы считают пустую баню большей удачей из всех удач. Когда будешь выходить из бани, волосы нужно хорошенько вытереть и только тогда выходить, ибо выходить на улицу с мокрыми волосами - не дело для разумных и уважаемых. И, выйдя из бани с мокрыми волосами, не подобает идти к уважаемым людям, это не входит в правила приличия.
Я назвал пользу и вред бани. Вот и все. Но в бане пить воду и * фука - этого остерегайся, ибо это очень вредно и вызывает водянку. Разве только если ты с похмелья, тогда можно выпить совсем немножко, чтобы успокоить похмелье и вреда было меньше. А Аллах знает лучше.
https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Kabus-name/text2.phtml ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВОСТОЧНОГО ХАМАМА
ПЕШТЕМАЛЬ - его основное применение заключается в том, чтобы покрывать тело во время пребывания в хамаме. В целом поштемаль имеет широкий спектр применения: постелив его, можно спокойно лечь на горячий камень, не боясь обжечься; использовать его в качестве полотенца; при желании, возможно, укрыться вместо покрывала. В зависимости от сложности узоров и вышивки, а также состава ткани, не составляло труда определить положение дамы в обществе. Таким образом, это не просто полотенце, а статусный аксессуар.
КЕСЕ - специальная руковичка для пилинга и массажа, имеющая шероховатую поверхность. Изначально кесе изготавливали из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти, но для людей более молодого возраста стали изобретать из шёлка или хлопка, чтобы мочалка была более мягкой и не вредила коже. Кесе - прекрасное наследие периода Османской Империи, как и сам хамам. Традиционно кесе является важнейшим атрибутом банной процедуры, обеспечивая коже бережное очищение наиболее естественным и самым недорогим способом.
НАЛЫН - распространённые в Малой Азии и на Северном Кавказе, в Закавказье и в Крыму деревянные сандалии на двух высоких подставках - под носком и пяткой - обычно называют банными туфлями. Они были незаменимы в традиционном хамаме: защищали ноги от обжигающего пара отапливаемого снизу пола и от потоков грязной воды и не скользили на мокром каменном полу.
КОПУК ТОРБАСИ - это мешок для создания пены. Он изготовлен из натурального хлопка и предназначен для создания пены при пенном массаже. Вовнутрь погружали листья крапивы, мелиссы, лепесточки роз и мыло, которое могло быть в жидким, вязком и твёрдом виде.
ТРАДИЦИОННОЕ МЫЛО В ВОСТОЧНЫХ ХАМАМАХ - в старину изготавливалось из соли и глины с добавлением различных масел и благовоний. Изначально в виде брусков, а затем приобрели многогранные формы для удобства использования. Позже были изобретены мыла из масел с добавлением различных экстрактов, оно хорошо очищало и увлажняло кожу, подходило для мытья волос и лица, а под воздействием тёплой воды быстро таяло, превращаясь в шампунь.
ХАМА ТАШИ - чаша для омовения. Ею зачерпывают тёплую воду из курны для омовения тела после мыльного массажа. Традиционные чаши для омоения делают из меди или латуни. Медь известна своими антисептическими свойствами.
ХОЛОДНЫЙ РЕЗЕРВУАР
Состоит из двух помещений.Первое промежуточное пространство служило для контрастных процедур, где можно было передохнуть прохладным воздухом, елси нахождение в горячем зале становилось невыносимым. У источника холодной воды температура воздуха была ниже, чем в зале для купания. Помещение использовалось для нормализования состояния организма в случае реакции на высокую влажность или температуру. Второе помещение - резервуар с холодной водой (сам проём раньше был застроен больше, чем наполовину, оставляя окошко для вычерпывания воды), соединён скрытыми в полу трубами с резервуаром для разогрева воды.
Если что - я из самого резервуара фоткаю.
ГОРЯЧИЙ РЕЗЕРВУАР
Помещение перекрыто стрельчатым сводом, было соединено скрытыми в полу трубами с бассейном. Под железным чаном расположена топочная печь для нагрева воды. Уровень воды в резервуаре достигал средней ступени внутренней лестницы. Продукты горения и горячий воздух от топки расходился по каналм, расположенным под полом всего помещения горячего зала, нагревая его до 60-65 градусов Цельсия.
Внутрь не входили, а разогретую воду черпали специально подвешенным ковшиком с длинной ручкой.
Уже на улице.
Рядом Бала-мечеть.
«Бала - мечеть» расположена в верхней части города Дербента недалеко от ворот Орта - капы. Данное культовое сооружение датируется XI-XIX веками. Первоначально строение XI века было полностью разрушено во время осады Дербента в 1796 году войсками генерала В. Зубова. Судя по рисунку Адама Олеария (1638 г.) и плану города, относящемуся к 20-м годам XVIII века, это было большое квадратное здание, которое выделялось среди других городских сооружений внушительными размерами и куполом своеобразного профиля.
Свой современный облик мечеть получила в 1810 году, когда после окончательного закрепления города за Россией, началось восстановление участков нижних крепостных стен и частично зданий, разрушенных во время штурмов города российскими войсками в 1796г. и 1806 г. О дате строительства - 1225 год хиджры, (1810 г.) сообщает резная надпись над клинчатой перемычкой входа.
https://welcomedagestan.ru/placepost/bala-mechet/
Улочки старого города. Мы всё вверх к крепости поднимаемся.
Мемориальный дом-музей А. А. Бестужева-Марлинского
Музей, расположенный в доме, где в 1830-1834 годы жил писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский, переведённый на Кавказ после ссылки в Якутске, куда он был отправлен за участие в восстании на Сенатской площади.
Музей представляет собой мемориальный комплекс, который состоит из каменного двухэтажного дома и дворика, являющийся типичным образцом архитектуры Дербента конца XVIII - начала XIX века, расположенном в старой (мангальной) части города.
Экспозиция дома-музея размещается на двух этажах и состоит из четырёх залов. В бывших жилых комнатах воссоздана обстановка комнат Бестужева, где экспонируются как подлинные предметы, которыми пользовался писатель-декабрист (деревянный диванчик, стулья, пианино, конторка), так и предметы быта и хозяйственная утварь, воссоздающая интерьер и убранства жилого дома зажиточного дербентца XIX века.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Бесту́жев (23 октября [3 ноября] 1797[~ 1], Санкт-Петербург - 7 [19] июня 1837[4], форт Святого Духа, ныне микрорайон Адлер города Сочи) - русский писатель-байронист, критик, публицист эпохи романтизма и декабрист, происходивший из рода Бестужевых. Публиковался под псевдонимом «Марлинский».
Литературная деятельность периода ссылки
Декабрьские события 1825 года на время прервали литературную деятельность Бестужева. Уже отпечатанные листы «Полярной звезды» на 1826 год с его статьёй были уничтожены. Сам он сначала был отвезён в Шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири. Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием «Андрей, князь Переяславский», первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Санкт-Петербурге (1828).
В следующем году Бестужев был переведён на Кавказ рядовым с правом выслуги. В первое время по приезде он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 году. Работал и жил он в городе Дербенте в Дагестане. С 1830 года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марлинский в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы («Испытание», «Наезды», «Лейтенант Белозор», «Страшное гадание», «Аммалат-бек», «Фрегат Надежда» и пр.), изданные в 1832 году в пяти томах под заглавием «Русские повести и рассказы» (без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 году явилось третье издание, в 12 частях; в 1847 году - четвёртое. Главнейшие повести Марлинского перепечатаны в 1880-х годах в «Дешёвой библиотеке» А. С. Суворина.
Одни из ворот Старого города.
На этом прервусь.
Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1593216.html