Грузия-2017. Часть 21-я. Вардзия

Nov 24, 2017 10:52

Предыдущая часть:

А дальше на своих двоих! До входа тоже ещё немного пройти надо!

Ва́рдзиа (груз. ვარძია) - пещерный монастырский комплекс XII-XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.
На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

Вардзия - порождение эпохи Золотого Века. Постройку города приписывают царице Тамаре, но первые пещеры были созданы в правление её отца Георгия III (1156 - 1184). К тому моменту здесь уже существовал небольшой пещерный храм Ананаури, а неподалёку на другой стороне реки уже имелся пещерный монастырь Ванис-Квабеби.

Парковка машин, а заодно и остановка "маршрутки" от касс до подножия Вардзии. А напротив "наш серпантин".
Причём "старт" тут в кадр не попал - начали мы спускаться от "башни", а она ещё правее должна быть

Вот фотография Мэри, на ней эта "башня" видна! "Палочка" наверху горного массива ближе к правому краю фотографии. И ещё правее неё видно начало дороги вниз.
Зато не видно место спуска на главную дорогу. Оно уже левее фотографии :-))))

Вид на долину в сторону Турции

Сам город.. Мы всё ближе!

Фотосессия-с!

На сашин фотоаппарат:

Две Анечки!

Так, разогнал девушек!
Саша!

Ещё одно фото от Саши:

На экскурсию в этот пещерный город пошли не все. Часть народа поехали сразу в хостел к сидящему там одному Андрею!
Вот зумлю!
Ира!

Вера и Витя!

Ананаури в 50 метрах?!!! :-)))))))

ну, раз зашла речь.
То немного инфы и фоток!
Крепость Ананури расположена в Грузии на Военно-Грузинской дороге в 70 км от Тбилиси там, где вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви. Ананури служила главным опорным пунктом для арагвских эриставов, правителей этого края.
Крепость относится к ранней феодальной эпохе и служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.
Резиденцией эриставства в XVII веке был город Душети. Главная дорога из Душети на север проходила через узкое ущелье реки Ведзатхеви и при слиянии этой реки с Арагви создавались естественные ворота. На таком удачном месте эриставы воздвигли сначала башню, а спустя некоторое время - крепость Ананури, которая стала надёжным укреплением.
О жизни обитателей Ананурского замка в исторических источниках почти ничего не сообщается до 1720-х годов.
Известно, что крепость защищала центральную часть эриставства, при нападениях она прикрывала отступление в горы местных жителей и населения центральных частей страны.

Фотографии понатащены с инета:

Но и Вардзия тоже прекрасна!!

Зумлю:

Подходим к первым пещерам. которые можно осмотреть!

Коллективное фото от Саши А.
Улыбаемся и машем!

Красота!

Ничего себе тут потолочки!

Пространство!

Саша:

Уж не знаю, что это за строение, но красивое! И видно было с любой дали:

Башенка эта явлется колокольней. У неё было два этажа, но верхний не сохранися. Этой колокольни не существовало при Тамаре, как и не существовало в те годы отдельно стоящих колоколен - мода на них пришла в самом конце XIII века. Тогда было построено сразу несколько - в Гударехи, в монастыре Сапара и в армянском Ахпате. Предполагаю, что и колкольня Тирского монастыря - из той же серии. Вардзийскую колокольню строили уже после замлетрясения 1283 года, уже на руинах, и её можно вопринимать как своего рода мемориал, как памятник тем страшным событиям.

Саша Аню тут сфотографировал:

Вид от этой "беседки".
Чётко в центре фотографии та самая парковка/остановка, докуда нас довезла "маршрутка". Всё равно набор высоты! :-))))

На этом фоне фотография трёх подруг на наташин фотоаппарат:

Внутри:

Наташино фото:

Хм. Гнёзда!

Вид от "беседки" в другую сторону:

Фото от Наташи:

Когда я фотографировала это же место, тут уже назревала фотосессия!

Результаты той фотосессии (на телефон Саши А.)

Город нескончаемый!

Осюда вход в два помещения, которое справа - трапезная!

Вот она:

Улей!

"Эту Вардзию начал строить еще отец её Георгий, - говорит хроника, - но он оставил ее незаконченной". Георгий изображён сейчас на фреске в Успенском храме, как один из его ктиторов.
В 1184 году Георгий умирает, и в этот момент происходит вторая фаза строительства - по приказу Тамары создаётся Успенский храм, который расписывают фресками по распоряжению эристава Рати Сурамели - видимо, в этот момент (1184 и 1185 годы) появляются портреты Тамары и эристава Рати на фресках.
Где-то в это время появляются первые монахи, хотя есть версия, что они появились тут лишь в 1205 году.
С 1184 по 1205 год длился третий период строительства - самый масштабный. Сначала были сделаны кельи для монахов около Успенского храма, потом они стали строиться дальше во все стороны. Однако, все это грандиозное сооружение едва не погибло во время землетрясения 1283 года. Важный нюанс - именно в эти годы Тамара вышла замуж за Гиоргия "русского", потом развелась с ним, а в 1191 году Гиоргий взбунтовал Западную Грузию и часть Южной. Решающее сражение произошло где-то около Вардзии. Упоминается место "место между Тмогви и Эрушети". Эрушети пока не локализовано, но эта крепость находилась где-то выше по реке. Сражение могло быть где-то километрах в 5 - 10 к югу от Вардзии. Войска Тамары победили. Может быть именно это событие заставило Тамару относиться к Вардзии особенно эмоционально. Икона Вардзийской Богоматери станет для Тамары главной реликвией её жизни.
Но был еще и четвёртый период: 1285-1306 годы, когда правитель Самцхе Бека Джакели построил колокольню и арки притвора.
В итоге вышло нечто весьма масштабное. Современная Вардзия - скромная часть того, что было изначально. Землетрясение 1283 года почти уничтожило пещерный город и мы видим как бы руины. Рухнула вся передняя сторона города - стены, галереи и лестницы. Из-за этого сейчас непросто понять логику планировки. Весь комплекс имеет 13 уровней.

Так интересно подазить - архитектура весьма интересная!

Не очень поняла, где это мужчины фотосессию устроили.
Но вот три кадра с сашиного фотоаппарата.

А мы заходим в церковь! Это пока ещё "помещения/веранда около неё

Фрески!

У Наташи красивый кадр вышел:

А я всё фрески разглядываю

Фото от Саши К.

Виды

Сходили к Источнику. Там как миниозерцо в пещере, от туритстов защищено стеклом!

Часовня. "Домик" в пещере

Дырка в потолке - вентиляция! Сооружение-то многоуровневое!

За часовенкой лик Иисуса на стене

Зашли мы и в Храм Усыпения Богородицы.
Храм - смысловой центр всей Вардзии и хронологически то место, откуда всё началоь. Именно с этого места пещеры потом расползлись во все стороны.
В центре крепоти они вырезали место высотой 10 локтей, - писал Румлю после похода 1551 года, - и устроили церковь с четырьмя обширными помещениями и длинным притвором. Стены изнутри и снаружи расписали золотом и лазурью и ликами идолов. Во втором помещении устроили престол и поставили золотую икону, украшенную драгоценными камнями. Вместо обоих глаз этому бездушному лику вставили два блестящих лала.
Сейчас сам храм находится как бы в глубине скалы, а снаружи видны только арки притвора. Этот притвор в прошлом был больше, но впоследствии частично обрушился. Сам храм - это большой зал с закруглением (апсидой) в восточной части. Алтарная часть слегка приподнята, а под алтарем имеется потайной ход вниз, в секретное помещение, где предположительно хранили храмовую утварь и одеяния. Все стены храма сложены из камня, и только апсида вырублена в скале. В храм имеется несколько входов. Западный прорублен, чтобы получился проход к роднику.

Реставрационные работы идут вовсю!

Основная культурная ценность этого храма в его фресках, которые созданы в 1184 и 1185 годах. Осознайте, что это год похода князя Игоря на половцев или же год гибели клана Тайра в Японии.
В алтарной нише изображены Богоматерь с архангелами, ниже изображены 12 первосвященников со свитками в руках. На своде храма изображены евангелические сюжеты: Благовещанье, Рождество, поврежденные Сретенье и Крещение, на северном своде - Преображение и Воскрешение Лазаря. На южной стороне - поврежденная сцена Входа в Иерусалим. На западной стене храма три сцены: Вознесение, Сошествие Святого Духа и Успение Богородицы.
Самое интересное с исторической точки зрения - это изображения ктиторов (основателей храма), которые всегда помещаются на северной стене. Здесь мы имеем портрет царя Гиоргия и царицы Тамары. Это один из трех её портретов, еще один - в монастыре Кинцвиси и третий в монастыре Бетания.

А это Мэри в открытую дверь церкви фотографирует. Работа кипит!

Ход к роднику и Саша

А вот как "пещера" с часовенкой выглядит. Справа выложенная из камня стена Храма

Из этой пещеры есть лесенка наверх. Можно "прогуляться" по нескольким этажам.

Мэри меня сфотографировала. Но я ж вся такая стремительная!

Какой вид!!!!

Выцеливаем друг друга в фотоаппараты. Кадры хорошие!

Две фотографии на сашин фотоаппарат:

Какая верандочка живописная!

Решила даже здесь сфотографироваться!

Тут и Саша меня сфотографировал:

И ещё одна его фотография

А я ещё и Олега папараццнула

Но зависла, конечно, я с этими видами

Самые эффектные здесь!

Позумила

Наташина фотография:

А воон там "ворота" - это колокольня при храме

Ждём продолжение экскурсии.

Вообще экскурсовод у нас был примечательный. Шустрый мужичок. Во-первых, мы не договорились о гиде изначально и нам нужно было ждать следующую группу. Он же уже начал рассказывать одной группе, но ухитрился провести экскурсии  и им, и нам. Существенно упрощало эту его задачу то, что прогулка по этажам осуществляется туристами самостоятельно. Ну, там ему и говорить-то негде, в лучшем случае в тех узких коридорах его услышат два человека рядом с ним. Поэтому он вводную речь выдал первой группе, отправил их гулять по этажам, а потом нам повторил. Отправив нас на прогулку по уровням Вардзии. Он пошёл встречать ту первую группу и продолжил им рассказывать, пока мы гуляли.
Ну, и вот сейчас уже нам он продолжит рассказывать.
так как эта крепость, ну и Грузия потосянно с кем-то воевала, то с турками, то русские пришли, то ещё кто, а туристы как раз то руские, то турки, то ещё кто, то его рассказы немного видоизменялись. Кто-то из наших просто невольно услышал, что он рассказывает той, предыдущей группе. Но рассказывал довольно интересно! Ну, а нам диссертации не писать.

Сашина фотография:

А я ж не могу просто ждать, я ж фотографирую всё, что ни попадя!

Живописная речка!

И вот вход в Храм, а площадка, где мы сейчас находимся совсем рядом. Наверное, мы у стены того Храма (просто снаружи)

Тамара

Очень интересная икона!

Храм же Богородицы

Ещё росписей, ну и противоголубиная защита? Али что посерьёзней?

Над входом в Храм надпись. Спрашиваем - о чем она? Как оказалось, к самому храму не имеет никакого отношения. Что-то про кухню. Очевидно, что тут же достраивали после землетрясения, достраивали из тех же камней, что остались от разрушенных помещений. Этот камень явно где-то в трапезной был.

А дверь-то какая массивная!

Явно пристроенная!

И как же ж не полюбоваться?!

Пора уходить.

Красиво!

Заглядываем в пещерки

Всё ниже и ниже..

Это явно часовня была

Ещё сашин фотоулов:

Земля!

Прощальный взгляд на Вардзию.