Собор Минина и Пожарского или когда ещё в погреб с фотоаппаратом и в юбке в пол? Часть 3-я. Церкви.

Jul 05, 2016 14:00

Предыдущая часть:
http://akostra.livejournal.com/1128288.html

Он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного.
И да - 12 июля исполняется 455 лет с даты завершения строительства и его освящения!!!

Экскурсия состоялась благодаря Михаилу tushinetc И спасибо ему огромное!
Само приглашение:
http://tushinetc.livejournal.com/484604.html
Сайты Покровского Собора (Храма Василия Блаженного)
http://shm.ru/visit/excursions/#museum=9/date=current/page=1
https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral
https://vk.com/club51240869
https://www.instagram.com/saint_basils_cathedral/

Вы вернулись в центральную церковь Покрова Богородицы.
У меня есть подруга, которая занимается реставрацией. Она очень интересно рассказывала, как реставрируют иконы. Это же не картины, иконы - функциональны. Они в церквях, где проходят богослужения, где чадят свечи, где к иконам прикладываются верующие. Не самая подходящая среда для сохранения. Иконы покрывают олифой или маслом, но это всё темнеет, ообенно, если растительное масло. И там лет через 50 икона уже просто не видна. Ну, сейчас её бы отреставрировали, а тогда переписывали прям поверх. Икона же ценна сама по себе, а не рисунком. И так как "сюжеты" известны, то новый художник обновляет изображение. Это изображение опять темнеет со временем, обновят и его.. Та же "Троица" Рублёва "подновлялась" раз пять, если не девять... Что уж говорить о прочих.. При реставрации таких икон возникает дилемма - какой слой оставлять? Тут же 5 слоёв? Самый первый? Но так вот третий, например, был написан тоже весьма мастерски.. Так какой оставлять? И существует технология снятия верхнего красочного слоя и переноса его на отдельную картину, особенно если "масляной-олифный" слой довольно "толстый". Сказать, что это адски кропотливая работа - это не сказать ничего.
Но и росписи в церквях как иконы - и проблемы те же. Несколько слоёв - какой оставлять? И в этом Покровском Соборе всё та же дилемма. Реставраторы 20-х годов прошлого века не колебались - самый первый! Мол, в первоначальном виде. Первоначально некоторые церкви собора были просто побелены. И никаких тебе росписей на религиозные сюжеты. Во времена гонений на религию - всё довольно просто. В итоге сейчас в Соборе есть росписи различных временных периодов. И вот в центральной церкви оставлена и первоначальная роспись "под кирпич", и более поздняя более помпезная роспись с орнаментальным рисунком и изображениями святых.  Вот тут видна различная "раскраска" церкви. Немного фантазии и мы можем представить себе церковь в разные времена




Информация о церкви:



Относительно недавно - в середине прошлого века реставраторы "откопали" под многими слоями росписей изначальную роспись купола. И в том числе - надпись по периметру. Там была указана точная дата освящения храма: "совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 (1561) месяца июня 29 (12 июля) на память святых и всехвальныхверховнывх апостолов Петра и Павла..." До того момента касаемо даты создания храма, в распоряжении историков был лишь текст Никоновской летописи 7069 года: "Того же лета совершена церковь камена Покров пресвятыя Богородица и живиначальная святая Троица и иные пределы, что по конец Фроловского мосту".. Так как летописец не указал месяц, исследователи относили его к 1560 году.
Но вот теперь у нас есть главный "документ", который и не оспоришь.



Но даже недавняя реставрация сделала очередное открытие. Для лучшей акустики в стены вмонтировали голосняки - в данном случае это были кувшины. Но что за кувшины узнали лишь вот в последнюю реставрацию - простые кувшины, купленные на торгу на близлежащей тогда ещё даже не "Красной" площади. Так реставраторы опознали и форму, и марку, и откуда привезены!
Вот эти круглые отверстия в стене и есть голосняки - кувшины с базара.








Пол тут изначальный сохранился не только из-за качества, но и из-за того что в реставрацию XVIII века полы в Соборе покрыли белыми мраморными плитами, которые были уложены поверх "старого" пола.



Конечно, и эти полы подновляли и реставрировали. Чем темнее кирпич - тем старее.



Вечерело...



А в этой части внешней галереии оставили совсем старую роспись - чашуйчатую..



Я пыталась разглядеть. но так и не поняла точно, где она...



вот тут вроде?






В эту реставрацию и заменили стёкла на окнах. Первоначально эти галереи вовсе не были застеклены. Когда же затем застеклили-таки, то в те времене на имелось больших стёкол - рама была решётчатая, с маленькими стёклами. И вновь метания - что оставлять? Но решили создать первоначальную иллюзию безстеколья. Татьяна Григорьевна сказала, что вечером с улицы эта иллюзия пустых безстекольных окон абсолютна!



А потом нас запустили в ризницу. Там располагалась постоянная выставка.



Ух ты ж - витражи!!! Храм очень необычен, даже витражи есть, мягко говоря, не своственные русскому зодчеству.



Здесь хранятся две подлинные иконы Покровского Собора.
"Святитель Иоанн Златоуст"



"Святитель Василий Великий"



Ещё три иконы были взяты из Новодевичьего монастыря. Подтверждения тому нет, но уж очень эти иконы схожи с первыми двумя.



А сковзь кусочек стеклянного пола можно видеть старинную, неотреставрированную кладку собора! Эта ризница пристраивалась позже к Собору, а внешний "рельеф" Собора в этом месте своеобразный. И чтобы в ризнице пол был вровень с полами в соседних помещениях, то оставили пустоту под ним.



И туда можно спуститься! И вот тут люк в "подпол"! Всё аутентично - даже подпорка для крышки, как в любом подполе! :-)))) Юбка в пол, фотоаппарат наперевес - когда ещё бы так?! :-)))))



О! знакомые люди! :-))))
Сверху вниз!



А теперь снизу вверх! Эй, вы таааам, наверху!



А вот как выглядит архитектурная неучтёнка.



Татьяна Григорьевна сказала, что смотреть там нечего, но было прикольно походить по когда-то внешнему рельефу Собора.
Кстати, балки для пола ризницы - это железнодорожные рельсы! И там даже где-то есть клеймо - 1897 год! (ну, или где-то так - повторюсь, болела голова, с памятью было не очень)






Просто погреб!



Когда я гуляла одна по Собору в ожидании нашей очереди подниматься на внешнюю галерею, то видела, что одна из церквей (Церковь трёх Патриархов Константинопольских) закрыта дверкой-решёткой, сквозь которую я и фотографировапа. Но сейчас для нас её открыли!
Причина держать церковь закрытой проста - ещё не установили ограждения перед иконостасом, чтобы иконы посетители не трогали. Церковь вся росписная по более поздней "моде"







И да - когда этот иконостас устанавливали - полы были покрыты белыми мраморными плитами, то бишь уровень пола был выше. И иконостас был подогнан под тот уровень. Когда полы выровняли, то "стенки" иконостаса поставили на подставочки, а вот Царские врата на подставочки не поставишь - тут службы проходят, их надо открывать. Вот и получился такой вот "дизайн"




А в этой церкви сохранили изначальную "простую" побелку. И очень интересно видно, как выкладывался купол.



Это не просто узор, это замковые кирпичики, используемые в кладке для прочности, чтобы соседние ряды кирпичиков держались друг за друга. Они ставятся наискосок.



Иконостас тут установлен тябловым способом. Длинную балку (тябло) горизонтально вставляют в углубления в стенах, а на неё уже крепят иконостас.
Данные иконостасы совершенно не принадлежат изначально Покровскому Собору. Они были "созданы" в период реставрации 1920-х годов. В то время повсюду же сносили церкви, но вот иконы и прочую утварь, что могли, церковную свозили подводами сюда в музей. Из этих свезённых икон работники музея и составляли иконостас. Иконы реально старинные и ценные, просто не те.



Одна из самых ценных и почитаемых икон, находящихся сейчас в Соборе "Ветхозаветная троица"



Ещё одна церковь со спиралью в куполе.



Голосняки тут хорошо видны. И их четыре всего.
Интресный момент - в 20-е годы прошлого века выставлять на всеобщее обозрение иконы было как-то.. хм.. опрометчево. Но работники музея пошли на хитрость. Они обклеили все иконостасы цитатами из Ленина и прочих революционных деятелей - "Религия - опиум для народа" и т.п. Типа, тут демонстрируют, как не надо, дабы все знали врага в лицо! :-))))



В галереи вокруг центральной церкви сохранили росписи орнаментальные, хоть и двух разных временных периодов. Но оставили кусочек росписи ещё более древней - под кирпич. При этом роспись не соответствует настоящей кладке кирпичей в этом месте. И сами кирпичи были различной формы. Вот тут это хорошо видно.
До того фотографировала без вспышки, но тут совершенно темно уже было... :-((((




А вот парадная часть галереи, тоже никакого цветочного орнамента - изначальная роспись под кирпич. Но она здесь очень необычная. Начиная с потолка - роспись под "мелкий" кирпич явно должна создать иллюзию высоты.




А это крепления потолка - он как бы "висит" на тросах с той стороны над нами. И да - этот тоже арочный свод, просто очень сильно приплюснутый.



А вот что значит, роспись: кладка кирпича тут совсем не соответствует "кладке" росписи!




И пол тут выложен тоже по-парадному!



Церковь Входа Господня в Иерусалим. Иконостас как и в Центральной церкви, перенесён в своё время из сносимой церкви в Кремле. В 1770 году.



В 1917 году в эту церковь попал снаряд, когда большевики обстреливали Кремль.



Отделение Света от Тьмы..




Выходим из самого Собора. Но экскурсия ещё не окончена!!



Продолжение следует
http://akostra.livejournal.com/1129333.html

Архитектура, Я фотограф

Previous post Next post
Up