Здесь приведена часть главы
"16. Моя туристско-книжная деятельность" из книги "Воспоминания о жизни"
Колесова Александра Николаевича, дополненная позднее его сыном Андреем собственными комментариями и воспоминаниями (выделены цветом) и фотографиями из семейного архива.
Перед текстом этой главы нужно дать пару фрагментов из предыдущих глав:
1. Фотоальбом "По Енисею" А.Н.Колесова" 2.Комментарии и воспоминания о путешествиях по Енисею Андрея Колесова (участника трех рейсов, 2 - 1971 и 1 - 1975).
*
От армейского туризма к енисейским круизам*
На Енисее от Красноярска до Диксона*
Вступительная беседа (у секретного Железногорска)*
Самодеятельность. Праздник Нептуна*
Преферанс - полезное развлечение!*
Коллективная рыбалка*
Пиво в Туруханске ВоЖНС 14. Как создавалась система туризма Министерства обороны СССР (1961-68 гг.)В 1967 году в свой очередной отпуск я совершил путешествие на теплоходе по реке Енисей с намерением зафрахтовать там теплоход для армейских туристов. В результате этой интересной поездки через год в издательстве Главного управления геодезии и картографии вышла моя схема-буклет "По Енисею", который переиздавался три раза.
ВоЖНС 15. После отставки - начало гражданской жизни:Итак, с 6 июня 1970 года я стал гражданским человеком. Это легко сказать и написать, но тяжело психологически переносить. Военную службу я любил, форму носил с гордостью и достоинством. Теперь приходилось переходить на гражданский костюм, белую рубашку с галстуком. А главное стоял вопрос: чем заняться дальше? Не буде же я днями сидеть во дворе и забивать "козла"! Это - не в моем характере!
В первые дни гражданской жизни из Красноярска, Краевого Совета по туризму мне пришла телеграмма: "Александр Николаевич, приезжайте к нам работать директором теплоходного маршрута по Енисею". Не долго думая, я отослал ответ: "Выезжаю 12 июня".
Глава 16-1: 1970-76 гг. - Енисей, Черное море, Дом Военной Книги
Скорый поезд "Енисей" 16 июля 1970 года доставил меня в Красноярск. Представившись начальству краевого Совета по туризму, я посетил Енисейское пароходство, где меня принял его начальник Иван Михайлович Назаров - уроженец Горьковской области, член Союза писателей СССР, обаятельный человек - и начальник пассажирской службы пароходства Александр Иванович Кольцов.
Теплоход "В.Чкалов" -
головной в серии 588, которая является самой массовой и удачной среди пассажирских речных судов СССР (серия строилась в ГДР, а потом и варианте похожего проекта 26-37 в ЧССР). "А.Матросов" - второй в серии. Оба были спущены на воду в 1954 году и были отправлены с Балтики на Енисей,
причем шли туда вокруг Скандинавии (Беломорканал был маловат для них). Оба находятся в эксплуатации по сегодняшний день (04.02.2023). (По Волге ходит 3-палубный теплоход «Валерий Чкалов» проекта 26-37, построенный в 1961 году в ЧССР). Почему первые новой серии были отправлены не на Волгу? Говорят, что еще не был готов гидроузел на реке Шексна.
В этот день у причала речного вокзала стоял белоснежный трехпалубный лайнер "Валерий Чкалов", на котором я проходил по Енисею пять навигаций, а шестую -- на теплоходе "Александр Матросов". Капитаном "Чкалова" был Иннокентий Васильевич Копеев - молодой смелый и решительный сибиряк. С ним я работал в 1970 году, затем ходил с капитаном Иваном Антоновичем Булавой -- осторожным, грамотным специалистом своего дела.
Енисей -- одна из величайших рек мира (протяженность ее 4100 км), с многочисленными шиверами, перекатами, с опасными Казачинскими и Осиновскими порогами. В низовьях глубины фарватера реки достигают 60 м. От Карского моря в Игарку (около 800 км) по Енисею свободно ходят морские суда. Несмотря на сложность судовождения и суровые климатические условия за 29 моих рейсов от Красноярска до Дудинки и Диксона у нас не было происшествий, мы не потеряли не одного туриста. В этом была заслуга экипажа и туристских работников теплохода.
Как директор маршрута я работал на теплоходе всю навигацию, а вот другие штатные работники из Бюро путешествий менялись от рейса к рейсу. Некоторые из них ехали не трудиться, а отдыхать, хотя деньги получать не стеснялись.
Мои беготня и заботы начинались с 6 часов утра, а заканчивались, как правило, поздно ночью. Проснувшись утром, я бежал в капитанскую рубку узнать где идем, какая погода, затем спешил на камбуз (кухню) проверить готовится ли завтрак, вывешено ли меню на день. С подъемом людей по судовому радиоузлу передавал программу на день, после завтрака вместе со старшим инструктором организовывал зеленые стоянки, экскурсии по городам и поселкам, прогулки в тайгу. Редко после обеда мне удавалось "прикурнуть" на часок.
Вечером опять среди людей: надо было организовать их веселый отдых. Перед отбоем (в 23 часа) "прогулка" по каютам, беседы с туристами - довольно ли они прошедшим днем, проверка - нет ли попоек. И только после отхода отдыхавших ко сну у меня наступала расслабленность. Записав в вахтенный журнал (а я такой вел) о прошедшем дне, в капитанской рубке согласовывал с капитаном программу завтрашнего дня. После короткой "травли" о том о сем, придя в каюту, валился как сноп. И так каждый день с середины июня до середины сентября.
Первая моя навигация на "Чкалове" прошла благополучно, с высокими экономическими показателями. Уместно вспомнить о моем первом путешествии в Арктику более подробно.
1970. С капитаной Иннокентием Копеевым (Юра и отец по краям).
23 июля 1970 года из Красноярска мы вышли на Диксон. На шестой день пересекли Полярный круг и вошли в Заполярье, где летом солнце два-три месяца не скрывается за горизонт. Миновав поселок рыбаков Сопочная Корга, "Шайтанский мыс", "Валерий Чкалов" вошел в Енисейский залив. До Диксона оставалось около ста километров. Было раннее утро. От грохота якорей я быстро проснулся, вышел на палубу.
Теплоход стоял неподвижно у кромки ледяного поля. В капитанской рубке старпом мне сообщил: "Александр Николаевич! Дальше пока пути нет, льды перекрыли нам дорогу, будем ждать погоду. Капитан просил ничего не объявлять туристам, сам ушел отдыхать".
Но "вездесущие" не замедлили появиться на палубах. Вид ледяной неоглядной пустыни удивлял всех. Но вскоре посыпались вопросы: "Почему стоим, пойдем ли на Диксон?" Я еще не был искушенным в морских делах и отвечали им наугад, вроде "ремонтируются машины" или "выдерживаем расписание". Однако неожиданно пополз слух -- "На Диксон не пойдем, льды перекрыли дорогу!" Его инициаторы направились к капитану, но вахтенный сообщил им, что капитан отдыхает и просил его не беспокоить.
На шестой час стоянки ко мне ввалилась делегация с требованием срочно дать телеграмму в Москву и в пароходство с требованием принятия мер, чтобы идти на Диксон. Я пытался объяснить, что не может "Чкалов" идти в арктических льдах, так как толщина его судовой обшивки всего один сантиметр. Радист Володя мне позвонил: "Александр Николаевич! Пусть несут телеграмму, я с ее отправкой повременю, а люди успокоятся." Умно!
Стоим 12, 14, 15 часов... Кризис в туристкой среде накалялся. Звоню Иннокентию Васильевичу: "Что будем делать? Мы выбиваемся из расписания". В ответ услышал краткое -- "Сохранять спокойствие".
На 17-м часу стоянки с запада потянул теплый ветерок. Из-за туч промелькнуло солнце. Усилившийся ветер сдвигал ледяное поле на восток. На 20-м часу тревожного времени теплоход на "полный вперед" пошел к Диксону. Первый теплоход с Большой земли вышли встречать почти все жители поселка. Гудками нас приветствовали стоящие на рейде суда, среди которых был и атомоход "Ленин". О "Чкалове", первым пришедшем на Диксон из Красноярска, московская газета "Труд" дала информацию.
В следующий рейс И.В.Копеев вновь удивил туристов. В день прибытия над Диксоном стояло солнце, воздух прогрелся до +12 градусов. В Карском море стоял штиль. "Как ты смотришь, если мы прокатим твоих туристов вдоль побережья моря? Покажем им легендарный остров Диксон?" -- спросил он меня (туристов в те годы на остров не пускали, так как там стояли ракеты). Замечу, что поселок и порт Диксон находится на берегу материка, а напротив, через небольшой пролив Превен находится одноименный остров. "Приветствую это предложение," - отозвался я. "В пароходстве об этом не звони: речным судам вход в арктические моря запрещен!" - услышал я предупреждение капитана.
Покинув диксонскую бухту "Чкалов" прошел пролив Превэн, вышел в море на 1-2 км от берега, где мы увидели "кипящую" воду -- это играла большая стая белух и котиков. Осмотрев с борта остров, мы взяли курс на юг, миновали небольшие другие острова Медвежий, Вери, Большой Олений... Погода стала быстро портиться. В одном месте пошел дождь, в другом посыпал снег, в третьем играли сполохи радуги. Арктика предстала перед нами во всей своей суровости и красоте.
Туристы возвращались домой с большими впечатлениями о великой реке, людях, живущих в суровом крае, бескрайней тайге и безмолвной тундре. В книге отзывов оставляли слова благодарности и пожелания успехов в работе.
------ Здесь пропущены фрагменты главы: Черное море: "Иван Франко" Дом военной книги -----------------
Летом мой работа в ДВК прерывалась, так как писательско-журналистская Среда отправлялась из Москвы кто куда, посещаемость магазина тоже заметно снижалась. В эти месяцы меня за свой счет и как участника войны отпускали на работу на Енисей.
1970 г. Отец на строительстве Хатайской ГЭС (около Норильска, обеспечивает электроэнергией весь этот промышленный район. Справа - как она выглядит сегодня.
Что давала мне работа в Сибири? В конце навигации я привозил домой 1500-1700 рублей, тогда это были солидные деньги, в добавок к ним -- хорошей енисейской рыбы, оленье мясо, лесные ягоды, другие сувениры.
На теплоходе я не только организовывал отдых людей, но также как пчела собирает нектар, накапливал материал для будущей книге о великой реке. В первый год работы кроме рейсов в Арктику я побывал с блокнотом на строительстве Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, в городах Минусиниске, Абакане, селе Шушенском, где был в ссылке В.И.Ленин. В конце 1970 года в Москве в издательстве "Госзнак" вышел мой буклет "По Енисею", в 1971 году в Красноярске - путеводитель "По Енисею". В последующие годы эта книжка переиздавалась три раза.
Кто были наши туристы? Как правило, - подлинные любители путешествий и природы -- учителя, преподаватели вузов, инженеры, журналисты, врачи, рабочие. На "Чкалове" с нами ходили министр речного флота России Л.В.Багров, писатель Константин Симонов, доктор экономических наук Терещенко и другие знаменитости.
Отец был очень контактный человек, реально его знал того "весь Енисей", он многие годы и после окончания своей работы там поддерживал связи. В свою очередь его друзья и знакомые помогали ему в решении разных вопросов. Что касается, туристов, что на этих рейсах была действительно представлена вся страны. Даже удивительно, но москвичи и ленинградцы там составляли скорее даже меньшиство. Например, мне запомнилось, что было много людей из Средней Азии, из Прибалтики. Кто-то из туристов тоже становились друзьями отца. В частности, мне запомнился Петрулёнис (к сожалению, забыл имя-отчество) из Литвы, учитель истории, директор школы. Как-то проездом через Москву он был у нас на 4-й Гражданской на торжественном (по этому поводу) обеде, и у меня тогда состоялась с ним очень интересная и поучительная для меня беседа на историческую тему. А потом он помогал в 1979 году устроиться в Друскиненкае, когда Ира с маленьким Алешей поехала туда летом "на воды", И таких знакомых у отца было много...
По Енисею со мной ходили Римма, Юра, Сережа, Андрюша (жена и сыновья). В одну из навигации Сережа на "Чкалове" работал матросом, познакомился с будущей женой, красноярской студенткой Таней Пустуевой. Юра после развода с Татьяной Вороновой в 1970 году, познакомился на "Чкалове" с харьковской студенткой Еленой Быковой -- дочерью генерала Михаила Петровича Быкова и в июне 1971 года женился на ней. (
см. подробней тут).
Замечу, что и у меня в Красноярске появилось много знакомых - речников, учителей, экскурсоводов, работников музеев и просто обычных пассажиров.
Вспомню такой случай. В один из рейсов в Дудинку я не поехал с туристами в Норильск, поручив их сопровождение заместителю. День выдался теплым, солнечным, что на Крайнем Севере довольно редкое явление. Сойдя на берег, посетил местный краеведческий музей, магазины. Около киоска "Воды-пиво" меня неожиданно подхватил под руку мужчина и потянул к незнакомым людям.
"Александр Николаевич! Выпейте с нами бокальчик, другой!" Увидев на лицах улыбки и протянутые руки с кружками пива, рыбой и колбасой, я не мог отказаться, но спросил: "А откуда вы меня знаете, друзья?" "А Вас знают по всему Енисею. Ведь Вы рассказываете туристам по радио о нашем крае, наших людях, не отказываете с капитаном подвести нас до дома". Я от души благодарил товарищей за угощение.
В конце навигации 1971 года И.В.Копеев за какую-то провинность был назначен на капитанскую должность грузового транспорта. С И.А.Булавой, занявшего его место, мы совместно решали малые и большие проблемы. Как и при Копееве у нас были интересные случаи.
В 1972 году на один из рейсов на Диксон путевки реализовывал отдел туризма Новосибирского ДКА. Продавал их всем желающим, о чем в городе и области была широкая реклама.
На встрече с туристами в первый день пути капитан И.А.Булава и я обратили внимание, что мужчин и женщин было примерно в соотношении 1:4, причем среди слабого пола заметно выделялись модные красавицы. Вечером ко мне к каюту ввалилась женская делегация: "Нас обманули! Мы полагали, что на теплоходе будет с кем потанцевать, а тут мужчин раз=два и обчелся!" Проблема острая... Вошедший в каюту Иван Антонович с улыбкой разрядил обстановку: "На танцы я буду отпускать всех свободных от вахты матросов и своих помощников, а остальное все за вами!"
Вспоминается другой случай с тремя пропавшими женщинами. Во время встречи в 1973 году в Енисейском заливе "Чкалова" с ледоколом "Мурманск", который помог нам пробиться среди льдов к Карскому морю, на кратковременной стоянке его капитан разрешил провести экскурсию с туристами по ледоколу. Когда мы отшвартовались от "Мурманска" и прошли уже несколько десятков миль в сторону Диксона, капитану "Чкалова" и мне доложили, что на теплоходе нет двух туристок и судового врача. Запросили "Мурманск" по радио - не остались ли у них три наших женщины? "Да, они у нас в гостях. Не волнуйтесь мы их возвратим, когда пойдете с Диксона обратно". Так и было сделано. Что поделаешь -- жизнь есть жизнь!
В 1976 году в один из последних рейсов на Диксон в порту мы увидели на рейде огромное судно - ледокол "Красин". Приведу об этом легендарном судне небольшую справку. "Красин" водоизмещением в 10 800 тонн был построен в 1917 году в Великобритании по заказу правительства России и затем около шестидесяти лет работал в Северном Ледовитом океане. В 1928 году его экипаж участвовал в спасении итальянской экспедиции У.Нобиля, потерпевшего катастрофу вблизи Шпицбергена при следовании на дирижабле к Северному полюсу. В 30-е годы "Красин" совершал исследования Восточно-Сибирского и Чукотского морей. В годы Великой Отечественной войны под бомбежками проводил караваны судов в Мурманск. После войны ходил как научное экспедиционное судно по Северному морскому пути. На этот раз легендарный "Красин" делал прощальный переход с грузом во Владивосток, после чего через Тихий, Индийский и Атлантический океаны следовал в Ленинград на списание. В Диксоне на проводы "Красина" собрались портовики и туристы. Кроме теплых слов и пожеланий "Счастливого плавания!" отважным морякам вручали сувениры и полярные цветы. После трех продолжительных гудков ледокол отшвартовался и под прощальные гудки других судов вскоре скрылся из вида.
1. Фотоальбом "По Енисею" А.Н.Колесова" 2.Комментарии и воспоминания о путешествиях по Енисею Андрея Колесова (участника трех рейсов, 2 - 1971 и 1 - 1975).
*
От армейского туризма к енисейским круизам*
На Енисее от Красноярска до Диксона*
Вступительная беседа (у секретного Железногорска)*
Самодеятельность. Праздник Нептуна*
Преферанс - полезное развлечение!*
Коллективная рыбалка*
Пиво в Туруханске Моя туристская эпопея на Енисее продолжалась до конца 1976 года.
--- Делаее идет рассказ "По Волге" и далее -----