1980+. Лелик: самолетки

Dec 16, 2022 17:36



Это был большой и довольно насыщенный этап в жизни Лелика: сборные пластмассовые модели самолетов: примерно с 1-го школы и до его окончательного отъезда за океан после завершения учебы в МГУ.

Все началось, насколько я помню, вот с модели Ту-2. Нет, не этой конкретно, а точно такой же: на фото, - второй (или даже третий) экземпляр, первая, кажется, все же "погибла" в результате того, что одно из очередных пикирование с верхней полки на пол оказывалось роковым.


Как это начиналось

Дело было, когда ему было лет 7. С точки зрения игрушек, до этого момента был этап "Камазик", а вот теперь наступила эпоха "Самолётики". ("Камазик" - это не название этой конретной игрушки, а символ настойчивости, с которой он стремился к ее получению).



Итак, в какой-то момент я купил в подарок Лелику модель Ту-2. Принес домой и мы ее вместе склеили. Точнее, клеил я, а маленький еще мальчик наблюдал. Но наблюдал с интересом и помогал, правда, в тот момент, в основном вопросами.

Опять же, насколько я помню, это была и последняя модель, склеенная мной: дальше Лелик уже начал это делать в основном самостоятельно, поначалу с моей или деда Вити помощью. Но довольно скоро и помощь наша уже не была нужна. Участие взрослых было в том, что они покупали все новые и новые модели, поскольку Лелику это дело (сборка самолетиков) очень понравилось.

Почему я тогда купил эту модель? Ответ прост: в том числе и потому, что мне самому хотелось ее собрать. В моем детстве таких моделей не было, они только стали появляться, где-то в районе 1980-го.

Кстати, Лелик с успехом применял этот подход к подаркам. В 1985-м году, мы дома собрались отмечать наши с Ирой дни рождения (они близко в сентябре) с родителями (редкий случай, вообще-то мы как-то не любили устраивать такие собрания), и тогда он торжественно мне вручил большую коробку: "Это от нас с дедом Витей!". В коробке было сборная модель яхты. "Не волнуйся, тебе не нужно будет тратить время на ее сборку: я ее сам соберу" (Лелику было тогда 12 лет, он был уже опытным мастером). С тех пор у нас на телевизоре появилась моя персональная яхта.


Это я демонстрирую студенческим друзьям (собрались на 10-летие окончания вуза), что у нас в семье есть яхта, подарок сына.

Это фото августа 1999 по случаю визита...


Сейчас телевизоры не годятся в качестве подставки, и яхта стоит на отдельной полке.

А это - сбор походкой компании где-то в 2000-м. Вообщем-то, тут мы смотрим походное видео, но здесь главное не яхта, а то, что видны немного самолетики. И кстати, Ту-2 на почетном, традиционно крайнем, месте.




Но вернемся к самолетикам. Их число росло, как и мастерство юного умельца. Несколько лет это были почти исключительно модели современной советской авиатехники, белого цвета. Насколько я знаю, все модели были выполнены в масштабе 1: 72. Опять же, тогда почти на 100% - гражданская техника (такого милитаризма как сейчас в детских игрушках не было), однако не только самолеты, но и различные модификации вертолетов, а также разных космических аппаратов (точно была станция "Салют").

Как же тогда получилось, что стартовым стал военный, к тому же времен II Мировой, пикирующий бомбардировщик Ту-2, зеленого цвета? Не знаю, не помню. Может, я тогда и решил его купить, потому что он отличался от бело-гражданско-современной техники.

Коллекция пополняется


Довольно быстро встала очевидная проблема этого "хобби" - куда девать склеенные самолетики? Они начало занимать пространство на полках и шкафах четырехкомнатной квартиры Поповых, а после нашего с Ирой переезда весной 1985 с Бабушкинской на Преображенку и нашей хрущевской двушки на втором этаже.

(До этого момента Алеша жил с бабушками-дедушкой, и там же ходил в школу, 100 метров от подъезда, а в день же переезда обосновался в отдельной комнате "двушки", от нашего дома до Поповых - 10 минут пешком, дворами).

Насколько я знаю, ещё применяется вариант "подвешивания самолетиков на нитках", но у нас он не практиковался. Следующая проблема с самолетиками: они являются отличными пылесборниками и мешают протирать пыль на поверхностях полок и шкафов. Короче говоря, "устранение пыли" - это была всегда отдельная операция.
И, наконец, еще одна проблема: модели имеют склонность к падениям на пол. По разным причинам: также уборка, просто полезли куда-то и задели, сняли для более близкой демонстрации…

Надо сказать, что Лелик к таким авариям относился очень спокойно. Он просто говорил: "Ага, я сделаю", все компоненты собирались с пола, и модель отправлялась в ремонт. Поскольку в этом процессе всегда образуются "лишние детали", то были отдельные пакетики, куда складывались невостребованные компоненты, и потом этот "ремфонд" использовался для последующих ремонтов. Если авария происходила в отсутствие Лелика, то нужно было все собрать, положить в отдельную коробку, мастер потом ремонтировал. Никак переживаний и слез "Ах, как же так, вы разбили мою любимую модель" не было. В общем, Лелик был таким нормальными "самолетостроителем", который воспринимал аварии, как естественный процесс "жизненного цикла", по принципу: "сломалось - отремонтируем".

Насколько я помню "безвозвратных потерь" вообще не было. Единственное исключение, кажется, именно тот самый Ту-2, который стоял всегда на самом видном месте и падал больше всех. Но все равно оставался в строю. Однако после нашего переселения в двушку, первый экземпляр остался у Поповых, и я специально купил еще одну модель, которую Лелик склеил, разумеется, сам, и которая возглавила коллекцию в нашей квартире.

Трудно сказать, насколько это увлечение повлияло на жизненные планы Лелика, но все годы учебы в школе он точно знал, кем хочет стать: поступить после школы в МВТУ им. Баумана на ракетных факультет и стать ракетостроителем. Понятное дело, что помимо сборки моделей, он читал журналы и книжки про самолетное дело, разбирался в разных видах техники, как она устроена внутри и пр.

И вот наступила Перестройка (то есть примерно 1987 год), а с ней и расширился спектр моделей 1:72 в советских магазинах. Стали появляться модели из "соцстран", расширился спектр авиатехники, разумеется, за счет иностранной, отдельное направление было представлено самолетами II Мировой (но самолетами "союзников", немецких или японских, не было или почти не было). Появились публикации по этой теме, точно помню, что был специализированный журнал, кстати, очень интересный, так как там рассказывалось и об истории каждого прототипа.

Насколько, я помню, был, скажем, отдельный вопрос "окраски" самолетиков. Как я уже говорил, модели советской поры были почти исключительно белые (они в основном и по жизни были белыми). Процесс "изготовления" заключался именно в склейке. А теперь модели нужно было раскрашивать, причем там было много нюансов, так как одна и та же базовая модель могла иметь какие-то модификации и разную окраски. В общем - целая наука.

Образовывались какие-то "кружки" любителей, которые в советской время тусовались в каких-то определенных точках (дело было нелегальное). Например, были свои точки тусовок у филателистов (одна из них - Почтовое отделение в Высотном доме на Котельнической набережной), у собирателей значков (кажется, где-то на склоне Ленинских гор) и пр. А "авиамодельеры" тусовались в Детском мире на площади Дзержинского (Лубянка), поскольку именно там было основное место продажи моделей. Разумеется, там шла "продажа с рук", но и шел обмен опытом по склейке".

Помню, Лелик там закорешил с каким-то опытным спецом (даже не парень, скорее, мужик лет 35-40, насколько я помню). Тот давал Алексею какие-то журналы, Лелик с ним советовался по каким-то вопросам, кажется, этот мужик даже приезжал к нам домой, Лелик показывал свою коллекцию, спец давал советы.

Это было довольно забавно наблюдать: такая разновозрастная и разноростовая пара (Лелик был еще мелким), но при этом говорят между собой уважительно-профессионально, почти равноправно (чуть ли не на "вы" оба), хотя младший - внимательно уважительно со старшим.

Чемодан из ЧССР

И вот наступило лето 1989 года. Лелик уже не мальчик, а юноша, который закончил 9-й класс, через год - выпуск из школы. В нашей большой водно-походной компании он первым из "детей" уже перешел из "юнго-матросской" части в "капитанскую": в очередном первомайском походе он шел на байдарке капитаном (мне пришлось на время перейти в матросы), причем - со своим матросом, со своей одноклассницей Шурочкой. Помимо учебы в 444-й матшколе он еще ходит на какие-то курсы по физике-математике и английскому языку, причем опять же - это его собственное решение, без каких-то даже родительских советов. В общем, он - достаточно самостоятельный парень. Но "самолетики" остаются его любимым хобби. "Авиапарк" дома (и у нас, и у Поповых) продолжает пополняться. И вот в июле Лелик со школьной командой едет в 10-дневную поездку в Чехословакию.

Школьные зарубежные поездки - это фирменная фишка 444-й школы, кажется, уже с начала 1960-х. Сейчас уникальность этой традиции сложно понять, но тогда… наверное, не такая экзотика, как сегодня поучаствовать в космическом турпутешествии, но сравнить с поездкой в Австралию или Чили вполне можно.

Традиционно ездили после девятого класса (последние летние школьные каникулы), обычно командой до 30 человек (из 3-4 классов, вроде бы конкурса никакого не было), по так называемой "безвалютной" схеме: В нашей школе собирали рубли, которые использовались для приема зарубежной команды (значительная часть их просто выдавалась наличным, типа "суточных"), соответственно, "там" собирали свою валюту для наших ребят. Поезда длилась, что-то около 10 дней, дней 7 были на общие мероприятия, при этом ребята жили в какой-то общаге вместе, а еще три дня - "в семье". Получалось так, что наша и "их" команды разбивались на пары, при этом на этом время принимающая семья брала одного туриста на полный свой пансион, включая проживание дома.

Я сам так ездил летом 1969 года со школьной командой ГДР, в города, который тогда назывался Карл-Маркс-Штадт. (Как выяснилось потом, это старинный саксонский город Хеймиц, недалеко от Дрездена. У меня тогда осталось впечатление, что это какой-то совершенно современный город, построенный недавно, никакой старины там не было. Потом уже я понял: это типично для большинства немецких городов: многие из них были просто стерты с земли во время II Мировой и строились заново).

Помню, что мы тогда жили в каком-то студенческом общежитии (типа двух- или трехместные комнаты), а приехавшие к нам немцы жили прямо в 444 школе - в классах поставил раскладушки). У меня был тогда "немецким напарником" какой-то паренек, он жил в Москве у нас, я там у них.
В общаге же в Хеймице запомнился такой момент. Общага вообще-то была почти пустой (студенты на каникулах), но на лето там осталось несколько ребят-арабов (типа из Египта). А в нашей советской команде был немало евреев, причем они и визуально отличались. И дело было в 1969-году, во время пика арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. Но помню, что общение было совершенно нормальным, дружеским, хотя все отлично понимали "кто есть кто". Мне это запомнилось еще потому, что я тогда впервые увидел живьем арабов, и узнал, что как раз по внешнему виду они не очень отличаются от евреев. Вот такая история.

Тогда, летом 1969 года, еще одна команда нашего 9Б (или будущего 10Б) отправилась в этнографическую экспедицию, кажется, в Молдавию (или в Западную Украину?), под руководством нашей учительницы по русскому и литературе Рины Зельмановны Окунь. И внутри класса были некоторые дискуссии - куда ехать: в экспедицию или в ГДР. Возращение против ГДР было что-то вроде "ГДР - это такая же заграница, как Малаховка". Но я тогда выбрал ГДР, потому что точно знал, что в Молдавии я еще смогу побывать, а вот "заграницы" мне в жизни, скорее всего, точно не видать.

Но вернемся к Лелику. У них летом 1989 году была поездка в Чехословакию. Причем у них, сначала "они" приехали к нам, а потом наши отправились к ним. Лелику в напарники досталась девочка Вероника (она жила у Поповых, там места много, и там находилась под их опекой ). А потом 444-команда отправилась в ЧССР.
Да, конечно, же "принимающая сторона" дарила какие-то подарки: в данном случае, мы - чехословацкой (не знаю, откуда она точно была - из Чехии или Словакии) девушке и передали что-то ее родителям туда.

Лелик соответственно получил подарки там, в том числе и для нас: вот этот отличный набор пивных бокалов (с названиями ведущих пивных заводов - по ним мы тогда узнали, что есть разные марки пива, а не только "чешское"), который мы, к сожалению, кажется, использовали всего пару раз, чтобы просто показать, что чешское пиво может быть разным (а так мы обычно использовали более подходящую посуду - нормальные поллитровые пивные кружки, тоже, кстати, не стандартные).




А Поповым мама Вероники прислала отдельное благодарственное письмо:



Но кроме того, Лелик привез еще кое-то что. Он уезжал туда с одним чемоданом, а вернулся с двумя (этот, уже тогда совсем не новый, ему выдала "принимающая сторона"). Что же было в нем?



Самолетики! Весь чемодан был заполнен коробками с будущими моделями!

Жизненный этап "первым делом - самолетики" завершён

Этот привезенный из Чехословакии чемодан с коробками моделей - это пик истории "Лелик и самолетики". Вершина, после которой начался резкий спуск.

Казалось, что есть задел многие месяцы вперед, но как раз в этот момент оказалось, в мальчик стал юношей, у которого появились много других интересов.
Короче говоря, чемодан был помещен в стенной шкаф и открывался довольно редко. Но "самолетики" все равно были нужны в жизни.

Выглядело это примерно так. В какой-то момент Лелик возвращался домой в несколько грустном настроении (как можно было догадаться - проблемы отношений с его барышней). "Пожалуй, склею самолетик": извлекался чемодан, доставалась очередная коробка, на шкафу появлялась новая модель…

Сразу после окончания МГУ Лелик отправился в США, чемодан еще был на половину заполнен будущими моделям…

Ну, а оставшиеся в Москве родственники приняли на себя заботы о поддержке двухквартирной экспозиции самолетиков…




Жаль, но отдельных фото с самолетиками нет, только фрагменты редких фото со сборами в квартире.Вот тут видны фрагменты разных винтовых машин.



С годами экспозиция сокращалась, поскольку часть моделей убиралась в "фонды". Это, кажется, основательная упаковка в архив в связи с переездом. Основная коллекция была вот тут.




Тут видно разнообразие коллекции: гражданские и военные, самолёты и вертолеты,и даже космические аппараты.



Что-то, конечно, было и утеряно, в результате очередных "пикирований" с неудачными приземлениями на пол. Жаль, что куда-то пропала моя любимая модель турбовинтового бомбардировщика Ту-95 - самая большая, но и самая хрупкая модель…

Кстати, хобби продолжилось и в США:










Жизнь продолжается

На сегодняшний день в экспозиции - только небольшая часть.





Но Ту-2 (хотя и с не очень целыми винтами), с которого все начиналось, и Яхта - в строю!




Такие дела...
P.S. Вот еще по теме: Лелик: авиамарки

P.P.S. А ТУ-95 в коллекции все же появился!

1_Семья, 1_Мемуары

Previous post Next post
Up