Лето 1967 года. Красная поляна - о. Рица - Кудепста с братом Сергеем

Nov 22, 2021 18:19




Это было важным событием в мой жизни, именно с этой точки я для себя начинаю отсчет своей походной жизни и считаю, что полученный тогда значок "Турист СССР" (а это было не просто значок, который может приобрести любой желающий, он вручался с документом, подтверждающем право его носить) - это реальное подтверждение достижения определенного рубежа. Наверное, это был серьезный новый опыт и для Сергея, в том числе и в роли "воспитателя".


Дело в том, что мы с ним впервые оправились в далекое и не очень простое путешествие вдвоем: юноша и подросток, которым еще только должно исполниться той осень 21 год и 14 лет соответственно. Замечу сразу, что тут я должен в очередной раз сказать "спасибо" родителям: не каждые родители способны вот так оправить детей в свободное плавание. И огромное спасибо Сергею, что он согласился на это дело.

Я уже не раз говорил, что все мое "детство-юность" проходила во многом в стиле "по тропе, проложенной Сергеем", но и очень часто под его непосредственной опекой, когда он фактически выполнял роль родителей. При этом, это не была какая-то мелочная опека, наставления или жесткий контроль, а просто дружеская готовность старшего товарища помочь, когда это нужно. То, что я пошел в ту же математическую школу, где учился Сергей, потом в МИФИ - это как бы само собой. Но почему так получалось? Во многом потому, что он просто брал меня с собой.


Например, он не только играл с нами (моими сверстниками) в футбол у нас во дворе, но и брал меня (наверное, с 10-летнего возраста) с собой, когда они где-то собирались на футбол с его друзьями. То есть я побывал в школе 444 (на ее спортплощзадке) и познакомился с его одноклассниками еще когда и не думал куда-то переходить. Точно также было и с МИФИ (мы там тоже играли в футбол, когда я был еще школьником). Он брал меня с собой в Лужники на футбольные матчи ЦСКА. В ноябре 1972 года он взял меня с собой в Ленинград, когда они большой компанией с его работы поехали туда на праздники. И есть еще примеры…

А ведь совсем не каждый брат будет вот так таскать с собой "мелкого"…

Так получилось, что Сергей не стал по жизни "туристом-походником" (как и Юра). Но в молодости он (как и Юра) в походы ходил, и его пример (и помощь) оказали, кажется, серьезное влияние на мою походную биографию.

Возможно, началось эти именно тогда, летом 1967 года. Тогда же, в конце 1960х, Сергей побывал на военной турбазе "Приозерск" (в Приозерске, место впадения Вуоксы в Ладогу) и там ходил в водный поход на гребных шлюпках (по реке и по озеру). Он ходил в байдарочные походы…
У меня первый байдарочный поход в Подмосковье состоялся в мае 1979-го. Собственно, это был и первый совместный поход нашей большой водно-походной компании, о котором участники вспоминают до сих пор: он был и организационно и технически не простым. Мои друзья до сих пор удивляются - какого черта мы тогда поперлись на эту далекую речку с красивым названием Осетр. Так вот: инициатором этого маршрута был я. А почему? Потому что я услышал об этом реке от Сергея, который там сплавлялся.
А почему мы с нашей группой на майские 1972 поперлись на Оку в районе Ступино с палатками на две ночи? Потому что где-то там и Сергей с друзьями бывал и рассказывал…

Сергей первым из нашей семьи плавал с отцом по Енисею (еще летом 1969 года) и был там не только туристом, но и один рейс работал матросом. Я повторил этот вариант в 1971м. Кстати, кажется, именно в то лето (1971) Сергей с друзьями отправился в верховье Енисея, они хотели оттуда сплавляться на плотах. Помню, как мама переживала по этому поводу, но у них тогда со сплавом не получилось, они ходили пешком с рюкзаками (кажется, он тогда побывал в Центре Евразии, в Кызыле (столиця Тувы). Кстати, Сергей, кажется в 1972-73 гг ездил с Юрой и в Терскол зимой, но горные лыжи его "не зацепили".

Ну, ладно, это было вступление. Сейчас - о турпоездке на Кавказ.

Хорошо помню такую сцену: мы сидим втроем (папа, Сергей и я) на кухне и я из забавлю воспроизведением миниатюр Аркадия Райкин на тему "Чемпионал мира по футболу 1966" (это несколько популярных текстов, написанных, как выяснилось много лет спустя, Жванецким).

Мы вечером едем поездом до Адлера. Мама уже там (уехала немного раньше) в санатории "Аврора" в Хосте, папа там присоединяется к ней, а у нас с Сергеем турпутевки - трехнедельный тур "Красная поляна (в горах) - Кудепта (на море)".

Тут нужно немного сказать о системе турбаз МО, а потом и о Красной поляне.

Система военного туризма в СССР стала создаваться в 1961 году, и так получилось, что первым ее руководителем стал тогда (и до 1968 года) наш отец, полковник Колесов Александр Николаевич.

До этого момента в МО обороны было две "отпускные структуры" - санатории (подчинялись Медиционскому управлению) и Дома отдыха (не знаю, куда входили они). Было решено создать систему туристический баз. Как я понимаю, за основу взяли именно Дома отдыха (возможно, даже перепрофилировали их все в турбазы), добавив к ним "походную" составляющую.

Тут нужно сказать, что в СССР слово "туризм" имело несколько другой смысл. Сегодня "туризм" - это любой путешествие (в том числе, пребывая на одном месте) в качестве отдыха от основной работы. А тогда это был "походный туризм" - рюкзаки, палатки, продукты с собой и перемещение в основном за счет собственной "мускульной силы". Соответственно, "походный туризм" был двух видом: организованный (покупаете путевку и в группе под руководством профессионального инструктора) и самодеятельный. Организованный тогда, скорее всего, уже существовал в системе ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов), который занимался организацией отдыха трудящихся. Теперь и МО решило создать у себя подобное (разумеется, меньшее по количеству, но качество было выше - у военный ресурсов было больше).


Военная система туризма создавалась на базе Домов офицеров (которые занимались всеми вопросами досуга и отдыха) и имела иерхическую структуру: несколько баз (наиболее крупных) центрального подчинения (ЦДСА) и сеть баз по военным округам (окружные Дома офицеров). В ЦДСА был создан отдел туризма (мой отец стал его начальником), который не только "рулил" базами центрального подчинения (их было 7 - "Терскол", "Пятигорск", "Красная поляна", "Кудепста", "Боровое" и еще какие-то две), но и осуществлял общее руководство окружными отделами туризма.

Кстати, на примере системы военного туризма очень хорошо виден, как работает Закон Паркинсона (увеличение бюрократического аппарата при одном и том же объеме работ).
В 1967 году весь отдел туризма ЦДСА состоял из пяти-шести человек: два офицера (начальник-полковник, и его зам) и нескольких "штатских" (секретарь-машинистка и 2-3 инструктора-методиста). В 1968 году военный туризм был передан Управлению тыла, и отдел переехал в здание на Фрунзенской набережной. Когда я там побывал в конце 1984 (брал путевки для Кузьмича и Лелика), то это было уже Управление, которым командовал генерал-лейтенант, я видел, как минимум, пару сотрудников-полковников. При этом число турбаз (в том числе центрального подчинения) осталось таким же, как в 1960х.

Надо сказать, что мой отец туристом-походником не был, отдых в выходные - это рыбалка и грибы, отпуск обычно в санаториях. Но занявшись "системой туризма" он не ограничивался сугубо кабинетной работой: многие походные маршруты он не просто утверждал, но сам лично проходил в режиме "тестового опробования" (есть и воспоминания, и фотографии, например, на маршруте Терскол - Сванетия через Главный Кавказский хребет).

На этом пока все: продолжение следует.

А пока только еще два фото: это уже на море. Мы пришли в гости к родителям из Кудепсты в Хосту:






1_Семья, 1_Мемуары

Previous post Next post
Up