Первый поезд отечественного производства в Харькове. Первый с асинхронными тяговыми двигателями. Сегодня он принял первых пассажиров.
Дата весьма символична. Ровно 40 лет назад линию и несколько четырехвагонных составов типа Еж3 приняли в Харьковском метро с оценкой отлично.
За день до премьеры, пресс-служба метрополитена сообщила, что 21 августа в 15:15 новый электропоезд Крюковского Вагоностроительного поедет с пассажирами. Я откровенно ожидал появления Кернеса, несмотря на то, что наше метро нельзя назвать явно приветливым для маломобильных лиц. Хотя на руках коляски спускают не только с мэром - главное предупредить метро о своем визите по телефону: 057 731 00 00
Геннадий Адольфович пообщался с горожанами, выслушал просьбы и благодарности, и мы оперативно начали грузится в новый поезд.
Честно говоря, в такие моменты мне обидно, что у меня еще нет фотки с нашим мэром:)
Тем временем подали состав. По заявкам машинистов я не лупил их вспышкой, так что извиняйте меня за шевеленку. Сам не делал, и коллегам не рекомендую.
Народ в нетерпении начал штурмовать вагоны. А на этом фото мы уже видим, что большие тумбочки под сидениями пропали - а это значит, что будет больше места для багажа. Исполнение поручней мне понравилось, хоть и ничего нового я не увидел. Убрали лишние элементы поручней, мешавших посадке.
Опять таки шевелю, ибо толпа и глаза машинистов. Но этого достаточно чтобы оценить все плюсы. Мое критическое замечание было учтено и огромных шкафов над дверьми теперь нет, они значительно меньше, и мне нет необходимости сильно наклонятся, как на традиционных номерах или ежиках. Однозначно лайк.
Многих взбесила сигнализация открытия и закрытия дверей. А кто же этим многим виноват, что фраза "Осторожно, двери закрываются" на них не действует? Кроме того, это элемент безопасности для слепых пассажиров.
Крышка дверного блока имеет два люка, что явно не порадует рекламщиков - лепить длинные баннеры 105х580мм теперь некуда. А вот для обслуживания и монтажа инфосистемы или wi-fi - здесь места достаточно.
Кстати схему на Холодногорской линии, если этот состав попадет туда - разрежут на две части.
Основную схему на стекле пришлось переделать, а правила разместились нетрадиционно на торцевых стеклах в углу вагона.
Я поднял руки поближе к фальшпотолку и очень обрадовался. Я доеду. Мои опасения насчет астмы , к счастью, оказались преувеличены с работающим климат-контролем. Климат-контроль прост в обслуживании, а значит духоты быть не должно. Тепмературу и загазованность оценивает автоматика, и если никому не захочется побыстрому освежить вагон через форточки - система сама включит большую мощность. Машинист в работу климатической установки не вмешивается.
Кстати, шумоизоляция форточек позволила сделать вагон достаточно тихим внутри. С открытыми шумнее - потому что форточки очень большие. Настолько большие, что на них пришлось навесить решетки.
Назвать такое решение глупым я не могу, но надеюсь что в будущих версиях отечественных составов будут применять двойные или гибридные системы воздухообмена (приточная и\или принудительная одновременно).
Сквозного прохода нет, но честно говоря, завод к этому очень близко. На составе нет привычных сцепок Шарфенберга между вагонами. Они есть только на головных вагонах.
Данное решение позволило ввести беззазорную сцепку и повысить плавность разгона и торможения.
Кстати, о динамике. Многие в соцсетях заговорили, что ничего нового в составе от его "ассинхронности" они не ощутили. Для понимания плавности хода, надо поочередно покататься на 81-717 или даже 81-718, а затем попробовать асинхронник.
Дело в том, что на старых составах большую часть работы выполняла электроника, но при этом плавное торможение и разгон - были вотчиной человека. И благо что в Харькове такая техническая школа, что люди не смогли отличить торможение исполненное машинистом, от торможения исполненного физической схемой работы двигателя. Т.е. при торможении и разгоне серъезно облегчается жизнь машиниста.
И да, кривую перед Барабашова мы проехали довольно мягко, несмотря на то, что влетали на станцию на скорости около 20 км\ч. (олдскульные машинисты, поминая стрелку часто еле заползают на Барабашова)
Состав оборудован полным комплексом системы видеонаблюдения. 2 камеры на каждый из двух вагонов в торцах, плюс по одной камере на каждом головном вагоне снимающих перрон. Однако это не значит, что надо прислонятся к дверям снаружи после того, как посадка окончена.
Пока ехали, случайно познакомились с пресс-службой КВСЗ. Дал им интервью. Нельзя назвать действующую компоновку поручней плохой, однако я предложил её усовершенствовать. Обратите внимание на парня слева у двери - он держится за короб дверного распределителя, хотя в новых составах производители ставят дополнительный поручень на короб стойки-привода двери.
Задали вопрос "бывалому пассажиру", он после моего опуса на десять минут сказал, что состав по его мнению стал шире. Да, действительно это так. Стены вагона лишились прослойки для раздвижных дверей. Теперь на их месте - прислонно-сдвижные. На характеристики жесткости кузова это мало повлияет.
Многим может показаться, что места стало меньше, но фото сверху показывает, что между сиденьями можно напихать четыре ряда стоячих пассажиров. Искренне надеюсь, что пиковый и любой другой график, таких сюрпризов нашему метро и его пассажирам не подарит.
Кстати, примечательно, что коляска глубокоуважаемого мэра стояла в проходе, пока мы, наглые такие, заняли место для инвалидов и колясок.
Во-первых, в данном составе, инвалиду не понадобится сопровождающий в пути - коляску есть чем пристегнуть.
Во-вторых, мест для инвалидов и колясок стало два на головной вагон. Хотя я надеюсь, что второе заменят складными креслами. Два места, это хорошо, но слишком хорошо - тоже не хорошо.
Ну а тем временем делегация покинула состав на Пушкинской. Отмечу, на составе стоит активная сигнализация дверных проемов, т.е. машинист не ошибется - в каком вагоне открыты двери.
Кнопки открытия дверей пока не работают. Однако не исключено, что потом состав не будет открывать все двери в позднее вечернее время. Нажал на кнопку - одна дверь открылась.
Стекла в окнах - клееные. Опыт установки стекол в троллейбусах и трамваях оказался успешным, практически исключили брак. Теперь очередь метро.
Вентрешетки в дверях оставили.
Для того чтобы увидеть в динамике и услышать новый поезд, я снял небольшой ролик.
Click to view
Затем мы отправились на краткую пресс-конференцию городского головы касаемо 40-летия метро и нового поезда. Основной финт ушами - это подъем на самом длинном эскалаторе нашего мэра. Помогла автоматика, как и для любого рядового харьковчанина, волей судьбы прикованного к креслу. Мэра завезли, установили специальную подставку, для этого эскалатор автоматически подстроился, а затем наверху при помощи эскалатора провели обратную процедуру.
Позволю себе процитировать слова Геннадия Адольфовича насчет праздника из его обращения:
"Уверен, что харьковчане по достоинству ценят эти четыре десятилетия вашего труда и вместе с вами начнут писать новую историю, с новыми победами.
От себя лично и от имени исполнительного комитета Харьковского городского совета поздравляю вас с этой знаменательной датой. Желаю дальнейшего процветания и благополучия!"
Куда же без фотки с мэром:)
Дальше все двинулись на торжественный концерт, посвященный 40-летию метрополитена. Кстати, на фото можно увидеть председателя правления КВСЗ Анатолия Шабалу. У него сегодня был тоже праздник. Ровно 10 лет назад первый метросостав завода повез пассажиров.
В фойе Дворца студентов Юридической Академии была выставлена доска почета с самыми-самыми в нашем любимом метро.
Многие сотрудники были очень рады тому вниманию, которое им сегодня уделили. Ну вот вроде бы - пассажир в метро видит максимум десяток специальностей: дежурную по КПП, машиниста и его помощника, машиниста-инструктора, оператора поста централизации (те самые красивые девушки и парни, которые осматривают состав перед оборотом), оператора электромеханической службы (эскалаторщики) и пожалуй все.
А ведь есть: путейцы, монтажники автоматики, сигнализации, централизации и связи (мои дальние коллеги-связисты), обходчики, диспетчеры разных рангов, слесари, электрики, мотористы, машинисты дрезин, электронщики, и простите меня все те, кого не назвал.
Почти 20 минут колонна метрополитеновцев заходила в дворец.
А за ними я обратил отдельную "могучую кучку" нашего метро. Опытные метрополитеновцы тоже пришли на мероприятие.
Мне было очень приятно встретить и поговорить с экс-начальником нашего метро, бывшим мэром города Харькова, а ныне заместителем директора метрополитена по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти Михаилом Дмитриевичем Пилипчуком (на фото второй слева).
Также нельзя не отметить неоценимый вклад в наше метро еще одного экс-руководителя нашего метро - Леонида Алексеевича Исаева (второй справа), который возглавлял подземку целых 18 лет. За это время метро выросло на всю Салтовскую линию и значительную часть Алексеевской.
С праздником, любимое метро!