В предыдущих двух очерках я рассказал о тихой глуши балаклавской бухты и о генуэзкой крепости, когда-то её охранявшей. Но вероятно самым динамично развивающимся является филиал Центрального Музея Вооруженных Сил Украины (sic!)
1.
Музей был открыт в 2004 г. в самом большом на Черном море комбинированном противоатомном фортификационном сооружении для ремонта и укрытия подводных лодок.
Впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1953-м году под личным контролем Лаврентия Берии. Более того он находился в черте города Севастополь, и до перестройки даже жители основной части города не знали о поселке Балаклава, бухте и заводе.Город был абсолютно секретным.
Выполняя распоряжение Президента Украины Л.Д. Кучмы от 29 июля 2002 года, связанное с демилитаризацией Балаклавской бухты, Министерство обороны Украины приняло решение создать Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». И решением дело не ограничилось.
Для выполнения этой задачи было принято решение использовать находящийся на балансе Министерства обороны бывший завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок, арсенала для хранения морских боеприпасов и казарму личного состава подводной лодки «Запорожье».
2. Сразу скажу, тем кого заинтересовал этот объект, и желающим его увидеть воочию. Если вы отдыхаете в Ялте, Севастополе, на прочих курортах ЮБК - не приезжайте туда дикарем! Ниже показано все что вам предложат для экскурсии по комплексу. Экскурсии расписываются сразу по группам, поэтому не стоит испытывать судьбу и ехать в одиночку. Оно того не стоит. Ну и перейдем к нашей основной теме.
3. На входе нас встречает 100-милиметровая артиллерийская пушка КСМ-65. 16 апреля 1951 года по письму ГАУ в конструкторском бюро Завода имени Калинина были начаты работы над созданием 100-мм берегового зенитного орудия на базе 100-мм зенитной пушки КС-19.
4. Заглянем пожалуй в дуло, чтобы рассмотреть его нарезку.
5.
6. КСМ-65 представляло собой четырёхколёсную платформу КМУ-65, на которой устанавливался станок с орудием. В платформе имелось восемь выдвижных сошников для фиксации в боевом положении.
7. Для горизонтирования установки в боевом положении использовались винтовые домкраты, установленные на центральной балке и откидных упорах. Радиус обметания орудия составлял 5400 мм.
8. Наведение на цель осуществлялось с помощью артиллерийской радиолокационной станции «Залп-Б1», а также использовалась панорама ПМА прибора 23М и прицельная трубка МВШ-М-1 для стрельбы прямой наводкой.
Ну а дальше мы вошли в тоннель завода. Тоннель упомянут не случайно - несмотря на скальную породу к строительству привлекались метростроевцы из Москвы и Баку.
9. Вагонетки для извлечения породы.
10.
11.
12. Иногда было немного темно, но от таких коридоров в живую дух захватывает.
13. Довольно знакомая по метрострою узкоколейка. Здесь она в итоге преследовала далеко не созидательные цели.
14. Экскурсовод справа в синем жилете стоит напротив точки монтажа поворотного круга. Его своровали уже при Независимой Украине в 1993 году. И вообще завод потерял многое от набегов мародеров. Рядом продемонстрирована торпеда (мина самоходная), установленная на вагонетку.
15. Якорные мины и ракетные бомбы.
16. И еще одна торпеда.
17. Слева средняя корабельная мина.
18. Очень знакомый сводчатый тип тоннеля, особенно если учесть годы постройки - в 50-х сводчатые тоннели в Москве делали так же.
19. В Киеве при построении перегона Берестейская - Шулявская для борьбы с бактериями (sic!) применяли железобетонную рубашку. Здесь она не пропустила бы не только бактерии - толщина обделки от 1 до 5 метров!!
20. Объект мог выдержать прямое попадание 100-килотонной ядерной бомбы. Это в 5 раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировать подземные лодки от внешнего мира с перекрытием подводных шлюзов, а так же укрывать в штольнях при ядерной атаке несколько тысяч человек (до 3000 человек).
21. Дальше мы попали на основной канал. Получалось фотографировать только близкие объекты...
22. ...потому что до дальних - более 100 метров. Это кстати - Сухой док. Вид шикарный...
23. Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7-9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6-22 м., глубина 6-8,5 м.
24.
25.
26. [Острое впечатление метроманьяка]После таких картин, я понял, что односводчатые подземные залы придумал не Харьковметропроект. И втулить ряд коллон, как на Центральном рынке тоже не они. :)
27. По размерам выполненных работ ощущается тот титанический труд.
28. Колеса слева - конечная остановка малой экскурсии (которая для дикарей) - она всего 110 м. в длину.
29. На "берегу" выставлены образцы арсенала разных времен: мины, торпеды, ракеты.
30. 31. 32.
33.Встреча экскурсий.
34. Место стоянки подлодок.
35. Одежда войск химзащиты.
36. Ботапорт.
37.
38. Кран-балка переносящая опасный арсенал.
39. Дальше мы двинули на другую сторону комплекса. Здесь гермодвери. С учетом проекта и нагрузки которую они должны выдержать, я был восхищен. Но я в тоже время и немного опешил, т.к. в суровые времена обретения независимости часть гермоворот украли.
40. Привод гермоворот.
41. Следом еще одна гермодверь. Потяжелее.
42. Таким образом мы добрались до зала экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил Украины.
43.
44. Залповая установка.
45. Модель тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов".
46.
47.Представлен широкий набор орудий.
48. Модель ракетного корабля на воздушной подушке Бора. Оригинал базируется в составе ЧФ РФ в Севастополе.
55.Проход через коридор стоил того. Угадайте, какая боеголовка? Ядерная... И вагонетка на сохранившемся поворотном кругу.
55.
56.Камера съездов.
57.Обширная сеть вентиляции. Венткиоск здесь не поставишь по многим причинам, первая из которых - защищенность от бомб.
58.
59.Главное не перепутать.
60. Букса вагонетки выглядит серьезно.
61.Стрелка ручная, действующая, однако "руками не трогать".
62. 63.
64.Верхний рубочный люк с подлодки 690 проекта.
65.
66.Макеты АКБ (аккумуляторных батарей) производства Germanos Battaries S.A., Греция. Оригиналы стоят на единственной украинской субмарине "Запорожье".
67.Прибор управления торпедной стрельбой.
68. 69.
70.Остатки одной из гермодверей.
71.Модель дизельной подлодки 613 проекта в разрезе.
72. Пульт управления системы "Садко" с подлодки 690 проекта "Кефаль". Предназначался для управления гидравликой, пневматикой высокого давления, погружения и всплытия.
73. 74. 75. 76. 77.
78.Восковая фигура управляет кран-балкой.
79. 80.
81.Штуцер и гирокомпас.
82.
83.
84. Разрез одной из рубок.
85.
86. 1 августа 2005 г. открылась экспозиция «История образования и становления Военно-морских сил Украины».
87. Флаги ВМС Украины.
88.
89. Морские часы. Отличие в том, что за сутки часовая стрелка делает не два оборота, а один.
90.
91. АКМС. Он же автомат Калашникова. Одноклассник разбирал АК-74 за 7 секунд. Я почти за 17.
92. Тульский Токарева, попросту говоря ТТ.
93. Телефон и сирена.
94. Фуражка капитана 1 ранга Югова А.И. и аварийный фонарь.
95.
96.Подарки Командующему ВМСУ.
97. 98.
99. Перископ.
100.
101. Образцы сухопутных стрелковых орудий и боеприпасов.
102. 103.
104.Гранаты, в.т.ч. Ф-1, РГД.
105. Автоматы АКМС, АКС-74, АК-74, АКС-74 с подствольником-гранатометом, и патроны.
106.
107.Нашивки внутренних войск.
108. Далее все приближалось к выходу, и по пути к нему обнаружилась вентиляционная шахта. Двигатель нагнетателя.
109. На выходе нас встретил ракетный комплекс.
Мне честно говоря понравилось. Приезжайте, здесь очень классно.