Это мы придумали Windows

Aug 29, 2022 17:56

Сказанiе с(вя)т(о)го Григорiя.
Wтъ тлъкованiе с(вя)т(о)го еv(ан)гелскаго оученiа.
Wтъ многаго разоума сложеных бл(а)гъ словеса.
пророци кнiги списаша, приидоша wтци нашi и оустроиша я. соущiи же по нихъ из оустъ наоучишася имъ. приде же родъ сiи написа я. и положиша я въ оконци праздны.
Меня, однакож, весьма вдохновило это начало Сказания, толкующего фрагмент из Послания ап. Павла к галатам 5:22 о плоде духовном в связи с вопросом о его корнях. Сам памятник, как весьма убедительно показал опубликовавший его К. В. Вершинин, русский и еще домонгольский, но, видимо, ошибочно был впоследствии приписан св. Григорию Богослову, а на самом деле мог принадлежать учившему смоленского пресвитера Фому смоленскому же книжнику Григорию сер. XII в., известному из послания Климента Смолятича. Приведенный фрагмент про книги пророков, впрочем, есть только в двух списках Сказания в составе книги Бисерие, куда он попал из славянского перевода Скитского патерика.
Публикация Сказания состоялась вот в этом приятном, на мой взгляд, сборничке, содержание которого для любопытствующих (буде они его еще не приметили) я приложу под катом.
Источники по истории русского Средневековья и Нового времени. Вып. 1 / Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. - М., 2022. - Вып. 1 / [отв. ред. А.А. Горский] ; Ин-т рос. истории РАН. - М.: Ин-т рос. истории РАН. - М., 2022. - 310 с. ISBN 978-5-8055-0407-6



Содержание

Предисловие С. 5
К.В. Вершинин. Древнерусское толковое «Сказание святого Григория». С. 7
А.В. Духанина. Проблемы рукописной традиции Жития Исайи Ростовского: две проложные редакции ХVI в. С. 23
Е.Л. Конявская. Сказание о создании Софии Новгородской и Спасовом образе. С. 70
А.А. Бондаренко. Потомки Александра Нетши на службе удельных и великих литовских князей С. 91
О.И. Хоруженко. К вопросу об иерархии московских чинов XVII в. С. 138
М.Р. Яфарова. О состоянии османской армии после Чигиринского похода 1678 г. (по материалам московских приказов) С. 150
И.Н. Шамина. Переписная книга Троицкого Белопесоцкого монастыря 1701 г. С. 178
Т.А. Матасова. Монастырь и мир: Кассианова Учемская пустынь во времена Петра Великого (исследование материалов рукописи из Собрания Н.С. Тихонравова. № 234) С. 219
Д.А. Хитров. Карта административно-территориального устройства Новоторжского уезда в середине XVlll в. С. 293

Как видите, немало заманчивых публикаций. Помимо Проложных житий Исайи, там и любопытные выводы о его самой ранней редакции, предшествовавшей Пространной, где еще нет дат и вставок из летописи и Киево-Печ. Патерика. Ну и новгородские тексты о важнейшем для новгородцев, литовские грамоты XVI в., связанные с выехавшим из Московии вместе с кн. Василием Верейским Михаилом Дмитриевичем Шарапом (из Салтыковых Травиных) и его потомками, интересные рассуждения о статусном соотношении стольника, стряпчего и дворянина московского, ну и Чигиринский поход, и всякие яркие и подробные монастырские документы.

На всякий случай - как этот фрагмент перевел еще в славны годы Вильям наш Р. Ведер/Федер:
An old man said: 'The prophets made the Scriptures, our fathers then came and wrought them, and those who were after them learned them by heart, but then came this generation, and wrote them down, and laid them in the window sills idle.'
Veder, William R. The Collation of the Witnesses to The Scete Patericon // Полата кънигописьная. 2006. № 36. P. 2568-2570.

наука, книги, российская история

Previous post Next post
Up