Серьгов день

Jul 19, 2014 13:27

Вакханалия "700-летнего юбилея преподобного Сергия Радонежского" вроде как завершилась.
Что можно сказать, подведя итоги?
Сама идея юбилея - это, конешно, цирк с конями. Или, пользуясь словами Жития, написанного Епифанием, который виновника торжества неплохо знал, с клюсятами.
("Въ единъ убо от дний отець его посла его на възыскание клюсят")
Потому как будущий Сергий родился, разумеется, в 1322 году и умер 70 лет от роду в 1392 г. Тут никаких споров и сомнений нету. Но уж очень серьезным людям хотелось Федеральную целевую программу сейчас, а не через восемь долгих лет. Шесть с половиной миллиардов на попраздновать, да еще 21 на развитие Сергиева посада - за такие деньги кто угодно мог бы, по большому счету, родиться и побыстрее.
У этого (помимо радостно и светло потраченных бюджетов) есть и некие положительные результаты. Часть средств приличия ради все ж дали на науку, в итоге совершенно разные специалисты что-то написали, рассказали, опубликовали и просто поговорили промеж собою. Это, как ни странно, не так уж мало добавило нового к самой теме, вроде бы давно изучающейся и совершенно уж изученной.
Вкратце: во-первых, Троице-Варницкий монастырь, про который на Ярославке стоит указатель "место рождения преподобного Сергия", к Сергию особого отношения не имеет, как бы этого ни хотелось его настоятелю. Сколько ты там ни строй "колодцев преподобного" и ни рассказывай паломникам - у Епифания точно написано: в некоей веси не зело близ града Ростова, а никак не в княжеской солеваренной слободе у городской черты. Да и легенда о связи Варницкого монастыря с Сергием была возникает лишь в первой половине XIX века, и раньше ее просто не было.
Более того, из Жития известно, что отметить рождение мальчика к боярину Кириллу пришли его родичи и соседи. И понятно, где жили прямо названные в этом качестве и вместе с Кириллом уехавшие потом в Радонеж Тормосовы - село Тормосово будущего Назорного стана Ростовского уезда, сейчас это пятно кустарника посередь полей Ивановской области на гугль-карте. Где-то там рядом, среди лесов в верховьях Ухтомы и луговин на местах исчезнувших деревень и сел с семи-восьмивековой историей, около древнего Суздальского рубежа и старой дороги из Ростова в Суздаль, по которой еще в грозном 1096 году прошли с юга рати Олега, и родился у боярина Кирилла еще один сын.


фото: klikin
Во-вторых, переселение еще недавно весьма высокопоставленных ростовцев в московскую волость произошло именно из-за их разорения и ему сопуствовало очень серьезное падение их положения в обществе. Есть вполне, на самом деле, убедительная гипотеза С.З. Чернова, что в Радонеже они оказались слугами - весьма малозначительными сотрудниками княжеского аппарата, и об их аристократизме можно было говорить уже лишь в прошедшем времени. Однако выбора, похоже, не было, и за длительное освобождение от уплаты налогов (льготу многу и ослабу) недавним боярам пришлось пойти на это унижение. Особых результатов, впрочем, оно не дало: Радонеж достался вскоре в удел вдове Ивана Калиты Ульяне, и Кириллу со товарищи стало ясно, что при ее дворе никакого желанного реванша в вопросах почестей, службы и денег уже не достичь: здесь вам не Хранцыя, заметной политической роли королева-мать не играет. Во всяком случае, Ульяна точно не играла.
И с этим связана третья новость: то, что постригаться в монахи радонежские ростовцы (Кирилл, Стефан, Варфоломей-Сергий, Иоанн-Феодор Симоновский, Онисим и его сын) дружно начали именно после 1340 г., было предопределено не столько их давней общей мечтою об уподоблении ангельскому образу, а, скорее, нежеланием смиряться с безвозвратной потерей социального статуса. То есть, в какой-то мере, боярской честью-гордостью. Чать не псари, не ключники - лучше уж постричься, чем вконец позориться.

PS: ну и, разумеется, великий князь Дмитрий Иванович перед Куликовской битвой к Троице с диким крюком не заезжал, и Сергий ему личного благословения на борьбу с Мамаем и двух боевых иноков-нинзя в черных капюшонах в помощь не давал. Красивая идея увязать таким эффектным манером ставшую к тому времени символом главную Победу и главного русского святого посетила наших книжников где-то этак к концу XV -началу XVI века. А что плохого, собственно? Но это-то было известно и до юбилея.
И, кстати говоря, ущерб посильнее, чем татары от Сергия, несет пока что администрация Ивановской области, прошляпившая шанс вписаться в ФЦП с местом рождения преподобного. Не следят за актуальной научной литературой - теряют деньги. Теперь то ли через восемь лет, то ли и вовсе через сто. ))

история, российская история

Previous post Next post
Up