Почему я не марксист.

Jan 09, 2014 03:25


    Для кого-то это прозвучит как откровение: я считаю себя ортодоксальным коммунистом, но марксистом себя не признаю, и вот почему.
    Россия мало чем принципиально отличается от других европейских капстран. В России, как и в Европе, в определённых кругах уже укоренилась своеобразная мода на марксизм.
    Большое количество мелких сект, многие из которых претендуют на преемственность идеям Льва Давыдовича Троцкого, позиционируют себя как "марксистские". Понадёргав из учения Маркса несколько простых тезисов (примат экономики над политикой, первичность материи перед духом, констатация классовой борьбы), они берутся толковать любые вопросы в самых разных сферах научного знания так, будто марксизм им заменяет собственно само научное знание.
    "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов," - сказал однажды Ленин, и уже одной этой фразы оказывается достаточно "марксистам", чтобы делать далеко идущие выводы о любом событии или явлении общественной и политической жизни, без глубокого научного анализа сути этого явления. Неудивительно, что "марксисты" нашего времени со своими прогнозами постоянно попадают впросак, ибо вместо марксизма они исповедуют нечто среднее между модой и субкультурой.
    Пора бы понять, что всепроникающего марксизма, вроде субкультуры, религии или даже как политического движения просто-напросто не существует. Когда мы говорим о марксизме, мы понимаем систему взглядов, охватывающую три направления:
-  философию как теорию познания;
-  теорию общественного развития;
-  экономическую теорию.
    Философия марксизма основана на диалектических принципах и на материалистических представлениях о природе, поэтому она носит название "Диалектический материализм". Диалектический материализм представляет из себя обобщение всего накопленного научного знания на основе диалектического метода. Однако научное знание развивается постоянно, возникают новые открытия и даже новые дисциплины. Таким образом, марксизм не просто устарел, но продолжает устаревать изо дня в день. Поэтому-то философ-марксист не может ограничиться изучением азбучных истин, но должен быть в курсе современного состояния науки хотя бы на общем уровне.
    Марксистская теория общественного развития, носящая название "исторический материализм", основана на изучении общества как целостной развивающейся системы и закономерностей исторического развития. Поэтому марксисту недостаточно знания нескольких классических формул и периодизации истории по соответствующим общественно-экономическим формациям. От марксиста требуется глубокое знание как исторического материала, так и целого ряда общественных дисциплин.
    Экономическая теория Маркса раскрывает экономические закономерности капитализма и основана на систематизации и развитии самых современных на то время экономических теорий (Адама Смита, Давида Рикардо и др.). Экономическая теория не стоит на месте по двум причинам. Во-первых, Карл Маркс при всём своём желании не смог бы обозреть все отрасли капиталистической экономики. Во-вторых, развивается сам капитализм, охватывая всё большую сферу общественных отношений, многократно возрастает роль монополий, невероятно усложняется финансовый сектор. Неизменными, а точнее даже всё более верными при капитализме остаются общие законы создания и обмена стоимостей, накопление капитала за счёт эксплуатации пролетариата.




Точно так же, как признание медицины не делает меня врачом, а признание электросварки не превращает меня в сварщика, точно так же и признание марксизма ещё не даёт мне повода именоваться марксистом.

также по теме:

-  Роман Осин: "Краткий ликбез по вопросам теории марксизма"
-  Роман Осин: "Марксистско-ленинская концепция отмирания государства и права в коммунистическом обществе"

идеологические косяки, марксизм

Previous post Next post
Up