Внутренняя эмиграция - культурное бегство с фигой в кармане?

Jun 24, 2014 19:44



По мотивам выступления на конференции «История и памятные места немецкого сопротивления во Вторую мировую войну» в Крайсау (Кржижова), Польша, март 2011 г.

Можно постараться жить отдельно от дракона.
Не замечать его. Трудно, но возможно.
Особенно если ты великий математик или лодочник.

Д. Драгунский

Феномен внутренней эмиграции (ВЭ) достаточно широк, не имеет четких определений и временной и географической привязанности. Пожалуй, только один признак неоспорим: явление внутренней эмиграции свойственно преимущественно тоталитарным и авторитарным режимам, и, как правило, связано с отсутствием возможностей для внешней эмиграции.

В исследовании использована работа Елены Ивановой "Феномен внутренней эмиграции" и результаты совместных полночных размышлений с Романом Казанцевым roma_lokuta, историком и публицистом.


Вначале несколько авторских оговорок

Первая. Несмотря на то, что ВЭ в той или иной форме имела место и в других государствах с тоталитарным режимом, речь здесь, в первую очередь, идет о Советском Союзе. Хотя ВЭ была и в Европе, и есть в современной России. Это та эмпирия, которая мне лучше всего знакома по личному опыту, истории и литературе.

Вторая. Понятие внутренней эмиграции является развивающимся и приобретающим особые характеристики в разное историческое время. Поэтому внутренние эмигранты 1920-х годов отличаются от внутренних эмигрантов 1970-х годов и т.д. Я опять же остановлюсь на внутренней эмиграции 60-70 гг. как о явлении наиболее мне известном по моему детскому опыту и опыту моих родителей - типичных внутренних эмигрантов.

Осмысление термина. Что характеризует ВЭ?

Во-первых, это внутреннее несогласие с властью и господствующей идеологией, и невозможность (без последующих репрессий) публично это несогласие выразить.

Во-вторых, это или невозможность настоящей эмиграции в силу запретов государства или нежелание это сделать по каким-либо внутренним причинам.

Елена Иванова выделила в своей работе возможные линии анализа явления.

Первая из таких возможных линий - историческая. Феномен ВЭ имеет свои корни и исторический прототип еще в XIX веке. Михаил Салтыков-Щедрин: "печальное двоегласие в существовании отдельных индивидуумов".

Вторая линия анализа - так называемая культурная. По аналогии с официальной и неофициальной историей можно говорить об официальной и неофициальной культуре, которая существует, видимо, во всех современных обществах. К неофициальной культуре можно отнести не только семейные истории и предания, но и разного рода результаты коллективного творчества - неофициальное искусство.

В рамках неофициальной культуры можно выделить так называемую контркультуру или культуру "андеграунда". Представители контркультуры выражали своими произведениями и взглядами позицию нонконформизма в обществе. Собственно, культурой подчас и называется именно то, что росло и зрело неофициально. Распространено мнение, что русская культура стала великой именно потому, что всегда развивалась под давлением, в условиях неволи.

Третья линия - в попытке применения понятий публичной и частной (или приватной) сферы к анализу феномена внутренней эмиграции. Советский человек считал нормой диссоциацию личности на две: одна личность существовала и действовала по законам официального публичного пространства, другая - по законам частного.

Четвертая линия - это анализ специфической идентичности, которая формировалась у людей, ощущавших и считавших себя "внутренними эмигрантами" или так маркированных другими.

Действительно, советское государство и его идеология во многом преуспели в конструировании homo sovieticus, т.е. людей, обладающих особой идентичностью. Все знали, как надо вести себя в той или иной ситуации, что от них ожидается. И если были люди, искренне верящие в то, о чем им говорили, и что они сами говорили и делали, то внутренние эмигранты этой веры не разделяли, но вынуждены были делать вид, что разделяют, дабы избежать санкций.

Пятая линия анализа состоит в анализе феномена страха, специфичного для тоталитарных обществ. Одной из причин, почему многие из внутренних эмигрантов не становились на путь открытого сопротивления, был именно страх, не только за себя, но и за свою семью и детей.

Шестая линия анализа касается особенностей коллективного восприятия действительности и коллективной памяти. У внутренних эмигрантов было свое - особое, отличающееся от официального или общего, восприятие действительности - и это роднит их с активными участниками сопротивления, например, диссидентами. Конечно, они помнили и об официальных событиях, и о тех, которые помнились другими. Знали они и их официальную трактовку. Но в то же время, в рамках своей индивидуальной памяти, они сохраняли не только другие, отсутствующие в официальной истории события, но и иное видение и понимание многих хорошо знакомых фактов.

В среде внутренних эмигрантов также редки консолидации, как и в среде активных диссидентов. Внутренняя эмиграция консолидирована лишь, пожалуй, только в своем а) неприятии режима и б) неприятии действительности. Первое сближает их с активными диссидентами, второе - разъединяет. Диссиденты принимают действительность критически и хотят ее изменить.

После Второй мировой войны немецкий писатель Франк Тиз (Frank Thiess) написал открытое письмо Томасу Манну. Тиз, оставшийся в гитлеровской Германии, воспринял себя и таких, как он, внутренними эмигрантами и противопоставил себя писателям-эмигрантам, открыв тем самым горячую полемику среди творческой интеллигенции послевоенной Германии.

«Внутренние эмигранты» были и в ГДР, и в других странах Восточной Европы.

Проблема внутренней эмиграции имеет не только историческое значение и смысл, она актуальна и сегодня. Людям, единожды ушедшим в это состояние, трудно из него выходить, даже когда внешняя ситуация меняется. Сформировалось специфическое сознание, тип поведения, взгляд на мир. И если в ситуации большей свободы это состояние как бы "дремлет" и находится в латентной фазе, то при тоталитаризации государства оно актуализируется и проявляется более явственно, приобретая те особенности и характеристики, о которых шла речь.

Что же такое - внутренняя эмиграция в СССР? Я привел бы здесь сразу несколько определений.

Первое. Это массовое явление ненасильственного сопротивления преимущественно в среде творческой интеллигенции: деятельность и образ жизни интеллигентских кружков и отдельных творческих личностей, в которой нет места «совку» - всепроникающей советской действительности. Деятельность и образ жизни - значит, активная позиция, не глубоко задавленное несогласие, а вполне здоровое и ясное (именно поэтому так много этих здоровых оказались в психушках).

Барьером для советской системы были не только окна и двери собственной квартиры, но и оторванность от мира, уход в творчество, уход в религию, в свой мир и т.д. Массовый алкоголизм среди интеллигенции 60-80 гг. - тоже печальная часть внутренней эмиграции. Защита - свой мир, своя реальность, свои двери и замкИ. Как говорил один из героев Василия Аксенова: «Всяк входящий в мою квартиру, преступает границу Советского Союза».

Второе. Внутренняя эмиграция - это противопоставление внешней. Без внешней эмиграции не было бы внутренней. Это не альтернатива, потому что не было возможности свободного выбора, а именно противопоставление. Те, кто не мог уехать, эмигрировали внутренне.

Во время оттепели, а особенно в брежневское время, наметились тонкие ручейки настоящей эмиграции из СССР, прежде всего, национальные - немецкая и еврейская. Было ли это одним из видов сопротивления - предмет дискуссий. Те же, кто по каким-либо причинам не мог (например, не-немцы, не-евреи) или не хотел уехать, но также хотел сбежать от советского образа жизни, уходили во внутреннюю эмиграцию. Только единицы из них становились настоящими диссидентами, инакомыслящими, борцами с режимом.

Третье. Внутренняя эмиграция - последнее прибежище порядочности. Она объединяла интеллигенцию в значении «думающие порядочные homo sovieticus», тех, кто не мог смириться с постоянной ложью советской системы.

Четвертое. Роман Казанцев: «Эмигрант - внешний или внутренний - не ощущает себя политиком, он аполитичен - и он просто бежит из государства, которое угрожает его жизни, или его образу жизни, или просто чувству его достоинства. С точки зрения диссидента, оппозиционера, внутренний эмигрант - просто дезертир, но дезертир из армии противника. Но на самом деле внутренний эмигрант - это безобидный культурный беглец с фигой в кармане».

Безусловно, в новую внутреннюю эмиграцию в России при желании можно зачислить и активную творческую молодежь, и новых блогеров, ставших столь важными поставщиками свободы слова и убеждений, и тех, кто искренне считает, что негативные тенденции в общественно-политической жизни страны лично его не коснутся. Однако последних не стоит считать внутренними эмигрантами. В английском для них, скорее всего,  подходит слово "lodger". В России понятию "lodger" наиболее близко известное старое понятие «обыватель». А обывателей вряд ли стоит считать внутренними эмигрантами. Они просто так живут, или, вернее, существуют. Сказанное, разумеется, не относится к политической эмиграции.

Пятое определение. Внутренний эмигрант "латентно пассионарен". Именно «внутренние эмигранты» и совершили Перестройку в СССР и настоящий культурный переворот конца 1980 - нач. 1990-х, вернули людям «запретное» искусство СССР, наконец, внесли наибольший вклад в развал Системы. Это именно они вышли на массовые, многосоттысячные демонстрации в Москве в 1991 году, требуя свободы, реформ и демократизации. До этого их действия, возможно, не выходили за рамки разговоров на кухнях, но они просто ждали своего часа. Однако именно из-за того, что большинство думающих людей продолжают составлять «внутренние эмигранты», реформаторы по-прежнему терпят крах и все больше сдают свои позиции надвигающемуся тоталитаризму. В наши дни начинается новый уход во «внутреннюю эмиграцию». Конечно, пока возобновление этого явления происходит в условиях намного более щадящих, чем в СССР, но все меняется с невероятной скоростью в сторону ухудшения.

К теме:

Иванова Е.Ф. Феномен внутренней эмиграции. Толерантность - гармония в многообразии. http://www.tolerance.ru/VT-1-2-fenomen.php?PrPage=VT.

Интервью автора с Р. Казанцевым, февраль 2011 г.

Previous post Next post
Up