На велосипеде по Кольскому Полуострову, август 2015 (продолжение)

Mar 30, 2017 22:07

предыдущий пост

День четвертый (13 августа 2015): п-ов Средний - "немецкая дорога" - оз. Суормус-ярви

Часов в восемь дождь еще продолжал моросить, и я уж подумал - а не устроить ли тут "дневку", актуально было бы после вчерашнего, но часам к одиннадцати потеплело, солнце засияло и подумал, что нельзя тратить на отдых день в таком месте, тем более что и припасы кончались - оставалась последняя баночка тушенки, пара пакетиков каши и супа, ну - макаронов было много. Но главное - заканчивался стратегический запас, а при тамошней крайне неустойчивой погоде это, так сказать, чревато. К тому же мне еще нужно было заглянуть в "музей" Муста-Тунтури, его там содержит некая "общественная организация", а командует там некий "дядя Юра", Юрий Александрович, пенсионер, бывший геолог. Весьма своебразный дядька, типичный северянин - хитрый, но честный. У него там целый поселок из деревянных вагончиков в долине, километрах в пяти от дороги.

Правда, "дорога" туда весьма непростая. Признаюсь честно - через этот брод ехать не велосипеде не рискнул, и, перевесив рюкзак на спину, дальше пошел пешком...




Я перед поездкой много чего почитал про этот музей - там в одном из вагончиков гора ржавых "артефактов", спасенных от "черных копателей", и нпрекрасно сохранившиеся позиции немецких горных егерей на Муста-Тунтури, бывшей границе СССР и Финляндии. Там, кстати, враги за всю войну ни на метр не продвинулись! Гламурные туристы восхищаются - "гильз по колено, и все как новые". Увы, на их фотографиях гильзы были вполне себе современные, 5.45 от АК-74. Я так и спросил дядю Юру - а почему? На что он ответил, что таки да, есть там гильзы от "калашникова", ибо там по памятным дням салюты устраивают и т.п., но, как он сказал, "можно и от ППШ гильзу найти". Конечно, очень может быть, что гильзы там иногда подсыпают свежие, для "заманухи" - а что, вон в Афинах на Акрополь каждый год завозят тонны мраморной крошки, туристы же растаскивают.... Кстати сказать, идти до этих позиций "с гильзами по колено" из долины часа полтора, а времени у меня было не так уж и много, и я спросил - "дядя Юра, а если по чесноку - идти мне туда или лучше поторопиться на "немецкую дорогу"?, на что он честно ответил - "иди на "немецкую", там уж точно все подлинное, только за один переход ты ее не одолеешь отсюда, из-за перевала, с таким рюкзаком на багажнике"



И я поспешил обратно к дороге, и по ней на перевал. Поднявшись на первый уступ, с грустью оглянулся назад - увижу ли еще когда эти места, где я ночью бродил по тундровым склонам и сражался с боевыми леммингами...



Перевал проходил часа два, наверное, велосипед тащил вверх под приветственные гудки встречных "джиперов". Наконец поднялся, перевел дух, свернул на "немецкую" и решил, что стоит отдохнуть, умыться и сварить суп возле небольшой речки с шумящим водопадом. Времени было уже часа четыре, дорогу за день, сказано было мне, не пройти, потому и торопиться было уже некуда. Да и бессонная ночь с беготней по тундре сказывалась. Поедая суп, я несколько "призадумался" и позабыл, где же я нахожусь, и, подняв вдруг голову, изумился окружающему пейзажу.



"Немецкая дорога" начиналась почти на самом верху, я ее приметил еще пару дней назад. Построена она была в войну, для подвоза боеприпасов из Петсамо к передовым позициям на Муста-Тунтури. В качестве рабочей силы использовались военнопленные, сколько их там умерло от непосильного труда - выламывать в скалах огромные камни и укладывать их в насыпь, вьющуюся между холмов и озер более 40 километров! У нас модно лить крокодиловы слезы по "жертвам ГУЛАГа", но никто не хочет вспоминать и о других жертвах, не менее страшных. Дорога, кстати, весьма качественная и до сих пор, хоть и не считается действующей, насыпь из правильных гранитных блоков примерно 50х50х30 см сохранилась (да и что ей сделается!), только песчано-гравийная подсыпка изрядно размыта, да мостики порушились. А так - да, "хорошая дорога для внедорожника", только очень уж узкая, как железнодорожная насыпь - как там встречные разъезжаются?



Поначалу дорога была более чем приличной, но кое-где обочина со стороны склона осыпалась, велосипед же бросало на камнях и несколько кружилась голова - и от бессонной ночи, и от опасности свалить вниз с обрыва. Но пока что ехал по южному склону горного хребта, было очень тепло, рос лесок и текли чистейшие ручьи, а уж виды открывались великолепные, что располагало больше к отдыху, чем к езде.



А вот так там формируются тундровые речки. Видите, камни на склоне холма блестят? Это по ним из тундры сочится вода, собирается в маленькие ручейки, те сливаются в большие, и так вот прямо у нас на глазах получается настоящая речка!



А вот, кстати, и сама дорога - тут хорошо видно как она устроена. За 75 лет все сохранилось. Впрочем, опять же - камни и рабский труд. Египетские пирамиды вон уже 4000 лет стоят, и - ничего!



Там, кстати, есть развилка, еще одна дорога уходит на север, к западной оконечности Муста-Тунтури, но там немцы не стали строить дорогу автомобильную, а построили канатную на несколько километров через горы, сама она не сохранилась, но кое-какие здание еще на склонах стоят.



Я в тот день по "немецкой" прошел немного, километров 7-8, стало вечереть, холодать, усталость сказывалась, а тут еще я увидел за очередным перевалом такую вот красивую долину, по которой эта дорога бежала дальше - и так еще километров 35 надо было через тундру ехать. Я подумал, что тут можно и остановиться.



На склоне сохранились немецкие огневые точки, я побродил по ним - вот уж где навалом всякого военного лома.
В одной из точек нашел нерасстрелянную пулеметную ленту, звенья почти все сгнили, и патроны, вполне целые, тоже поржавели. Пулеметчик не успел ее отстрелять - погиб, наверное. В 1944 году Финляндия не просто вышла из войны и отвела свои войска на границы 1918 года, но и ударила в тыл немцам, так что защитники этой дороги были обречены.



Немного покопавшись, нашел неплохо сохранившийся патрон Mauser Gewehr 98, от одноименной винтовки, он же использовался и в легендарном пулемете Maschinen Gewehr 42. Этот сувенир я подарил потом другу десантнику - аутентичная вещь, воевавшая, и таким вот странным образом пережившая и своего стрелка, и свою армию.



Я неспроста решил заночевать в глубокой долине - погода там неустойчивая, а что такое ветер в тундре - я хорошо запомнил еще два года назад, когда нас с bokomarus застала настоящая буря по пути из Териберки, в долине же был какой-то шанс в случае чего и продержаться. Впрочем, погода часов в семь еще была вполне малооблачная, и, когда я спустился к озеру Суормус-ярви, солнце ярко осветило склон с немецкими позициями, которые так были вписаны в рельеф, что было совсем непонятно - где огневые точки, а где просто скопления камней.



Я нашел относительно ровную площадку, где с одной стороны, в метре от меня, было озеро, с другой же - нависала невысокая скала, и, главное, там рос какой-то штопором скрученный кустик, единственный в округе, к которому я и припарковал велосипед, а рядом поставил палатку. Место было не вполне горизонтальное, но привлекательное, и я уж решил, что наконец-то высплюсь на мягком ягеле, там ковер был сантиметров в 30, не меньше.



ишина была потрясающая, но с запада ползли и ползли низкие тучи, и это немного тревожило. Устроил лагерь я рано, и, чтобы скоротать время и покрепче уснуть, употребил последние остатки стратегического запаса. Остались на утро и следующий день у меня баночка тушенки, порция риса и макароны. И еще горбушка хлеба. Перед сном выглянул в окошко, чтобы покурить - природа как-то помрачнела, однако...



следующий пост

тундра, кольский полуостров, суормус-ярви, муста-тунтури

Previous post Next post
Up