"Гужевой тракт", или Изучение дорог зимой, февраль 2020

Feb 17, 2020 14:28

В минувшие выходные, в ночь на субботу, температура опустилась наконец-то в некоторый минус, что давало надежды попробовать поискать некоторые наши заброшенные дороги. Помню, лет 10-15 тому назад коллега bokomarus предложил в первых числах мая, в качестве "открытия летнего сезона", посмотреть имеющуюся на картах "прямую" дорогу от Голованова до Подклинья. Наличие таковой давало бы возможность весьма серьезно, километров на 30, сократить дистанцию "велозаброски" на Лужскую Возвышенность - именно за счет "спрямления". Тогда мы "напрямую" через дачи доехали до деревни Голованово, но вот дальше на Север продвинуться так и не смогли. Местный житель рассказал нам, что раньше через Голованово проходил некий "гужевой тракт", ведущий как раз в Подклинье и дальше - в Гверздонь и Середку, но он давно уже зарос до непроходимого состояния, и вообще - "там волки".

Лет пять или шесть назад я попытался самостоятельно посмотреть дорогу, пойдя пешком и оставив велосипед в Голованове. Я понял тогда, что дорога, указанная на карте, и в самом деле заросла в заболоченных лугах до состояния, когда ее вообще почти невозможно опознать, но в нужную сторону вела какая-то "новая" вполне свежая колея, которая потом выходила на еще одну свежую колею - теперь уже точно совпадающую с трассой старой дороги!

Я тогда прошел немного, пару километров, до урочища Матуриха, и вернулся обратно с намерением когда-либо, в следующую зиму, преодолеть весь путь целиком. Вот мой тогдашний маршрут (в левой части карты), с южной стороны, обозначен фиолетовым треком. Ну а красным - то, где я шел в этот раз, уже с другой стороны.





Прежде всего нужно добраться до точки старта - деревни Подклинье, проехав где-то километров 35, по десятки раз уже прокатанной дороге.



Эти кирпичные домики на перекрестке - так сказать, "новое" Подклинье. Памятник расцвета колхозного строя в середине 60-х годов, после устранения Хрущева и успешной реализации экономической реформы, проводимой премьер-министром Косыгиным по инициативе генсека Брежнева. Тогда чуть ли не в три раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, существенно снижены налоги для колхозов, огромные средства были вложены в индустриализацию сельского хозяйства, включая и строительство дорог и жилья. Потому зачастую тогда и появлялись новые, вполне современные деревни рядом со старыми. Так же и Подклинье "переместилось" на перекресток, тогда как историческая деревня находится чуть южнее, километрах в полутора от "новой"



Не совсем только понятно с "дорогой" - тогда, в 60-е, была построена весьма капитальная дорога в волостной центр (или как там он раньше именовался?), в село Верхолино. Дорога же (официальная), совпадающая с моим маршрутом, вела в южную сторону только до деревни Новое Кратково. На ней я, наконец-то, впервые в этом году сумел похрустеть шинами по снежку.



Сама деревня Новое Кратково еще жилая - по крайней мере возле одного дома стоит машина, и сад вполне ухожен, но никакого сельхозпроизводства там очень давно уже нет, и на окраине, как древний Колизей, красуются руины не то фермы, не то зернохранилища. Да и большая часть домов давно заброшена, даже траву никто не скашивает. Весной деревня может вся сгореть за пятнадцать минут.



За деревней дорога и закончилась. А мне оставалось еще километров семь до места назначения! Но, присмотревшись можно было все же разглядеть в прошлогодней траве следы от колей.



Тут главное - "дотянуть" до лесополосы, там обычно дорога лучше видна. Хотя там поджидает другая опасность - завалы! Достаточно бывает одного года, чтобы дорогу завалило до такого состояния, что прогулка уже не доставит ни малейшего удовольствия.

Но пока что дорога была хороша! С насыпью, с кюветами. Интересно, когда ее забросили? Наверное, не так уж и давно, лет 50 назад. Там даже я обнаружил руины капитального моста весьма характерной конструкции из бетонных труб с оголовьями - видимо, в 60-е годы дорога эта еще была вполне актуальна!



Более того - ее лет пять назад даже чистили - судя по достаточно "свежим" спилам на валежнике. Наверное, сюда катаются охотники либо грибники. Все эти наблюдения внушали мне изрядный оптимизм.



Вскоре дорога подошла к месту, указанному на карте как "брод". Пришлось разуваться и закатывать штаны. Там не глубоко, ниже колен, и течение не быстрое, но у берегов - ледяные закраины, и те их части, которые ближе к фарватеру, острые как лезвия - надо очень аккуратно идти, чтоб опять ноги не порезать. А то ведь в холодной воде боль совсем не чувствуешь, и однажды я распорол ноги до такого состояния, что потом месяц раны не заживали.



На правом берегу выяснилось, что бродом сегодня воспользовался не я один! Странно - ведь он еще спать должен! Впрочем, разве в такую погоду уснешь? Даже у меня - бессонница...



Но вот люди, похоже как, за брод ни разу и не заглядывали. Поднявшись из долинки ручья, я сразу попал в какой-то адский завал, которого никогда не касалась рука человека.



Я все же надеялся, что завал этот локализован "на горке", и попытался его обойти. Разумеется, без солнца генеральное направление было сразу же потеряно, я начал петлять и в какой-то момент, достав из кармана телефон с навигатором, понял, что вообще иду назад!

Довольно неприятное ощущения, тем более что уже - пятый час. И скоро стемнеет. Нет, конечно, можно и обратно вернуться, но это - поражение и бесчестие! Я лихорадочно принялся рыскать туда-сюда с велосипедом в руках, запыхался и, честно сказать, несколько напугался. Однако - не сильно, так как уже бывал в подобных ситуациях с одним лишь компасом, а тут же у меня - GPS навигатор! Впрочем, если сядет аккум, то вообще - беда, ибо даже и компаса я с собой, по легкомыслию, не взял.

Когда я уже совсем отчаялся найти дорогу, то выяснилось, что я как раз на ней и стою. Бывает...



Дорога, пока шла на каком-то "средневерхнем" уровне, была весьма приличной и сухой, я почти перестал беспокоиться, тем более что до урочища Матуриха оставался какой-то километр или два, а там дальше - знакомые места! Но чем ближе подходила дорога к берегу реки Белянки, тем глубже становились лужи, а какие-то густые кусты подступали все ближе и ближе, и, обходя очередной завал, я опять потерял дорогу. Куда я там крутанулся на обходе - уже и не понять, пока лед был прочен, я шел вперед, но неожиданно он начал ломаться под ногами, я стал проваливаться, лихорадочно рванул назад, ноги подкосились и я с размаху сел на задницу, проломив лед...



Тут пришлось оставить велосипед и поискать дорогу налегке. Она - рядом, метров 50, но, пока я ее нашел, я потерял велосипед! И такая вот комическая ситуация могла бы повторяться раз за разом,однако навигатор помог решить все проблемы, вскоре я уже снова шлепал по дороге, а впереди открывалось знакомое мне урочище Матуриха. А вот и свежая колея!



Я решил немного передохнуть и отхлебнуть веселящего напитка - я ведь вышел из джунглей! Причем - еще только сумерки, можно успокоиться. Свежая колея, разумеется, привела меня туда, куда и должна была привести - на брод через Белянку. Там довольно глубоко, и я, зарядив на навигаторе "фиолетовый" трек, оправился по старому своему "сухопутному" маршруту.

Но что-то пошло не так. Пройдя по треку метров 500, я уткнулся в непроходимый кустарник - еще бы, пять лет прошло! Имелась еще какая-то колея почти в нужную сторону, но и она привела меня лишь к охотничьей огневой позиции.



Придется идти через брод! А уже стемнело совсем, и не понять - что там за брод. Впрочем, свежие следы от внедорожника указывали на то, что там лишь немного выше колен.



Штаны-ботинки были перенесены в первый заход, во второй - велосипед, потом по-быстрому обулся, выбрался на тысячу раз уже проеханное гравийное шоссе, ведущее в Крипецкий монастырь, и через пять минут прибыл в Голованово. Ну а там - еще один "спрямленный" участок (два километра по тропинке или 15 - по гравийке), и через полчаса подходил к дачам.

Там, правда, предстояло пройти еще один брод, а разуваться - ну совсем не хотелось. И тут оказалось, что нынче через ручей имеется мостик! Как все-таки мало нужно для счастья!



Ну а до дома оставалось километров 20 с небольшим.

подклинье, велотуризм, зима

Previous post Next post
Up