предыдущий рассказ На этот раз все и правда получилось совершенно неожиданно. Запланирована (по просьбам трудящихся) была простая поездка типа extra-light, с небольшой "ревизией" старой исчезающей дороги Гориста - Борки и пикником с ночевкой на транспортно доступных озерах Янино и Утец, на которых я пока еще, кстати, и не бывал. Однако получилось так, что часть компании "соскочила" в последний вечер, в итоге в лужский поезд утром садились только мы с Валерой Дмитриевым. И уже в поезде я предложил Валере "перешить" маршрут и отправиться к истокам реки Псковы, где Валера еще не бывал. Так сказать, моя ответка на
организованное Валерой путешествие на истоки реки Великой. Я ничего не готовил, разумеется, ну так я там знаю уже практически все тропы и дороги. Планов было громадье - после озера Псковянского и истока Псковы посетить вершину горы Кочёбуж, но это уже - как пойдет...
Около десяти утра мы выкатились из поезда на станции Новоселье, докупили в магазине необходимых припасов и покатили по знакомой "короткой дороге" через Вейтлус и Моложане, там килметров 15 вверх, потом, после деревни Щегли, пара километров вниз, потом километра три по песку, выход на недостроенное шоссе Новоселье - Серёдка и еще километров 10 вверх. Можно и с закрытыми глазами...
В деревне Щегли, перед "скоростным спуском" по размытому проселку в долину реки Луки, остановились перед таким вот "билл-бордом", я не удержался и приобрел баночку... Как там читал свой рэп знаменитый Винни Пух -
Мёд - это очень уж странный предмет…
Всякая вещь - или есть, или нет, -
А мёд (я никак не пойму, в чём секрет!)…
Мёд - если есть, то его сразу нет!
Прибытие
В первом часу, не спеша, мы прибыли в Княжицы, где недавно совсем поставили новую автобусную остановку. А я уж думал, что туда вообще и не ходят автобусы...
Нас несколько напрягала погода - жара и духота запредельные (для последнего дня августа), а на небе между тем мало-помалу собирались тучи. Опять вспомнился рэпер Винни Пух, с его "я тучка тучка тучка, я вовсе не медведь", но мы все же отправились в путь. Как всегда, возле последнего дома на улице Счастливой я собирался оставить велосипеды, но неожиданно нарвался на протесты хозяина. Странно, ведь я ж не собирался их оставлять у него во дворе! Было бы у нас побольше времени, я бы постарался ему доказать всю пагубность такого вот отношения к велопутешественникам, но Валера убедил меня не спорить и просто оставить велосипеды чуть дальше у дороги в кустах. Собственно, там никто ничего не возьмет, но - дело принципа! Мы их даже пристегнули, а ключ я, как всегда, оставил там же в велосипедной сумке, чтоб случайно в джунглях не потерять...
Начало Экспедиции
Дорога там поначалу совершенно "парковая", и действует с непривычки расслабляюще - если не знать что будет дальше.
Но когда дорога стала подниматься вверх по реке Пскове - началась скользкая глина, лужи и глубоченные затопленные колеи, не стану пугать читателей картинками, на почти ничего и не фотографировал - больше смотрел под ноги. Там вскоре - отворотка на восток, свежерасчищенная в прошлом году дорога от Княжиц в Селкино, они идет почти параллельно нашей дороге чуть ли не до самой Селкинской Речки, и решил, что по ней мы вернемся, сделав небольшой рывок через девственный лес, все равно если пойдем на Кочёбуж - то по ней и возвращаться. К сожалению, не получилось полюбоваться текущей под трясиной Псковой с редкими окнищами открытой воды, это надо делать весной, когда травы еще нет, но вот тут у меня есть несколько весенних старых фотографий десятилетней давности
Вообще я как-то мало сделал фоток - места-то исхоженные, вроде все по прежнему, потому здесь будет несколько фотографий Валеры и несколько моих старых, которые я особо отмечу.
В 2022 еще году, весной, мы с Алексеем обнаружили, что кто-то обустроил переправу для квадроциклов через Селкинскую Речку возле ее впадения в Пскову. Там - два параллельных русла в трясине, довольно прочной, а глубина их - больше метра, судя по измерениям.
Я же раньше с велосипедом переправлялся по бобровой плотине, которой нынче уже нет, даже следов не осталось, а капитально выглядела десять лет назад, когда была совсем еще новая!
Но вообще пешком все переходили не по плотине (рискуя либо свалиться и вымокнуть, либо провалиться и ноги поломать), а по очень даже своебразной "переправе - в развилки деревьев, выросших на трясине, было вставлено две жерди, одна под водой, на нее надо ногами вставать, вторая - примерно в метра над водой, за нее надо было руками держаться, сейчас та переправа в состоянии руинированном.
Даже и в лучшие дни, когда переправа была функциональна, переходить по ней сознавая что под тобой глубина по грудь, было почти что цирковым номером. Вот я четыре года назад...
Джунгли
Надо сказать, что и новая переправа не в лучшем состоянии, все заросло травой и бревен почти и не видно - давненько там не ездили, а собственно - почему? Валера даже поначалу не поверил, что дальше есть какая-то "дорога", но все же пошел вперед, слегка промочив ноги. Дальше тропа (а в прошлом году - колея) поначалу шла точно по трассе обозначенной на Генштабе лесной дороги - на брод через Пскову и дальше на хутор мельника, эстонца Пеэтера Виска. Еще в прошлом году летом мы с Юрой благополучно (ну не без акробатики) переправлялись на тот берег по стволу упавшей ели, поскольку брода как такового нет и довольно глубоко, вот фотка июня прошлого года
Однако уже осенью прошлого года вся конструкция оказалась затопленной, я тогда и не понял, что за глобальная катастрофа произошла в тех местах, сами смотрите!
Ну и как я помнил, сама дорога тоже была затоплена в одном месте - выше колен. Тогда я мог лишь догадываться, а ту мы явственно услышали шум падающей воды - и правда, ниже брода прошлой осенью появилась новая бобровая плотина, пока в состоянии активного строительства, но если бобров не шугануть, то они затопят все вокруг. Вот эта плотина по состоянию на 31 августа 2024
Ниже плотины пока приемлемый уровень воды, там можно и вброд, но что-то желания не возникает. А так - вот она река в паре сотен метров от ее истока.
А вот, если кому интересно, и исток реки год назад. Теперь туда сложно совсем сложно подойти, и мы туда в этот раз и не собирались...
Более того, не собирались мы идти и на брод - я задумал проход по "новой колее" прямо к озеру Псковянскому. В данном случае "прямо" - это фигура речи, колея крутится по полузатопленному девственному лесу и скорее уж указывает направление, нежели выполняет роль дороги.
Путь к Озеру
Я быстро нашел нужную отворотку, мы отправились по чахлой колее и наткнулись на фундаментальный завал. Вековые ели были или вывернуты с корнями, или сломаны как спички, и стволы с ветками совершенно закрывали колею - понятно, почему никто теперь не ездит!
К счастью, на моем навигаторе остался трек колеи, иначе после обхода завалов мы гарантированно сбились с направления, а тут хоть и не без труда, но снова вышли на колею
Понятно, почему колея крутится туда-сюда - первопроходцы с бензопилой на своем квадроцикле старались держаться высоких мест, чтобы не увязнуть в болоте. Вообще не очень понятно как там деревья растут.
Чем ближе к озеру - тем суше грунт, сказывается и рельеф, и естественный дренаж, и колея превратилась, как Валера выразился, в некую "эльфийскую тропу"...
Ну и вот оно, наше озеро...
Поздравляю Валеру с припадением к истокам!..
Возвращение
Очень красивые и несколько мистичные места, на мой взгляд. Теперь - назад, на переправу через Селкинскую речку. Но тут ударил первый заряд дождя. Пока шли под деревьями - так вроде еще и ничего, а вот на затопленном участке дороги как-то сразу промокли... Сразу и сверху и снизу, там весьма выше колен.
Потому после переправы решили поход на Кочёбуж отложить до лучших времен. например, до конца сентября, но туда лучше идти от деревни Высокое (раньше назывлась Подоль) и озера, соответственно, Подольского. Но - не сейчас.
Сам поход от Княжиц до озера занят три часа. Моя идея чуть удлинить путь и улучшить дорогу себя не оправдала. Мы без проблем прошли через лес вверх по Селкинской Речке, но дорога, такая замечательная прошлой осенью, оказалась в хлам разбитой болотоходами - скользкая глина и затопленные коли выше колен. Обидно...
Забрав велосипеды, поехали ночевать на озеро Глубокое. Ближняя стоянка на северном берегу оказалась свободной, и мы стали готовиться к ночлегу. Первым делом на стол был выставлен согревающий напиток.
Мы выпили, закусили, искупались, еще выпили-закусили и начался страшный ливень. Валера прятался в палатке, а я под дождем пытался реанимировать промокшие зажигалки, чтоб поджечь газ и приготовить горячий ужин. Как ни странно - мне это удалось!
Дождь шел всю ночь, а утром, в половине седьмого, Валера сделал совершенно эпическую фотографию
Ну а потом оставалось вернуться домой своим ходом через Середку, суммарно километров 70. Я на своих узких колесах изрядно замучился на песчаной лесной колее, и вот, наконец, перед ними предстал БАМ... Валера был приятно удивлен масштабом сооружения!
Да, и чуть не забыл - в Княжицах починили пешеходный мост через Пскову. Теперь это - самый верхний мост на нашей реке! Надо будет его
"внести в анналы", но это сделаю чуть позже.
Важное Объявление!
Напомню, что в моем журнале комментарии открыты для всех, даже для незарегистрированных в Живом Журнале - они могут авторизоваться любым другим способом, например через VK или Mail или как-то еще, там появится инструкция в окне комментариев, так что если кто хочет в чем-то меня поправить или что-то добавить - буду рад!
Ну а продолжение, очевидно, еще последует...