предыдущий пост День седьмой (16 августа 2015): Печенга - Лиинахамари - Печенга
Но поспать как-то не вполне удалось. В одиннадцатом часу "на той стороне" раздалось урчание моторов, потом послышались шаги по по воде, и я выглянул наружу. Там была компания с "немецкой" дороги на двух "разнокалиберных" внедорожниках - "Ниссан" и "Нива", какая-то женщина в болотных сапогах ходила туда-сюда вдоль берега, а мужчина командовал - "Левее!", "Правее!", очевидно, проверяли брод. Увидев меня, крикнули - "Скажите, а сейчас отлив?". Я им сказал всю правду - отлив настоящий будет после полуночи, тогда они притихли и разбрелись по машинам, я же подкинул дровишек в "буржуйку" и продолжил спать.
Около часа ночи ко мне очень вежливо постучали в бронированную дверь с спросили - "Скажите, а чья это землянка?", на что я не колеблясь ответил - "Моя!", и пригласил внутрь. Зашедший мужчина очень вежливо поинтересовался, нельзя ли им поставить палатки на небольшой ровной площадке возле землянки, и пообещал, что они не не будут шуметь и мешать мне спать, на что я снисходительно пробурчал, что, конечно, нежелательно, но - если шуметь не будут - пусть ставят. Самое смешное, что они мне поверили буквально во всем. Хотя понятно же, что я такой же путешественник, да и велосипед возле землянки стоял.
Утром я проснулся рано, собрал вещи (увы, нечего было оставить следующему голодному путнику - все я съел-выпил и дрова тоже израсходовал), и, когда уже собирался в путь, "джиперы" попросили разрешения меня сфотографировать. Я воспользовался случаем и использовал одну из девушек, как однажды выразился один коллега, ныне убывший на ПМЖ в США, "в качестве палки для селфи". Вот он я в то седьмое утро
Погода была холодная и ветреная, но стало совсем сухо и дождя не предвиделось. Часов в 10 утра я уже выезжал из Печенги. Это оказался совсем маленький поселок, там всего один жилой квартал из дюжины пятиэтажек, два крохотных магазинчика и школа, все остальное - военные базы. Сам поселок тянется между горами и заливом от устья реки Печенга на север на несколько километров, и через какое-то время я уже выехал по Печенгскому шоссе на его северную окраину.
Там, кстати, есть примечательная железная дорога, Луостари - Лиинахамари, она проходит через поселок и потом какое-то время тянется вдоль залива, правда, состояние ее таково, что она давно уже не пригодна для эксплуатации.
Да и до Лиинахамари она, похоже, так и не была доведена (а может, просто разобрана - я не понял), а только до пристани Трифоново - после моста через речку Трифона-йоки она идет в сторону озера Трифона-ярви и обрывается перед перевалом через сопку Трифона-вара. Все это исконно финские название, сами же видите... Так сложилось потому, что цивилизацию в этот некогда саамский край принес новгородский монах, преподобный Трифон, еще в начале 16 века, ставил там храмы и монастыри, потом туда потянулись с юга финны, но в 18 веке пришли шведы, "окрестили" финнов в лютеранство, а всех наших православных и упрямых язычников-саамов шуганули на восток.
Ну а дорога та остается до сих пор самой северной железной дорогой в мире - знаменитый Норильск находится все же немного южнее. В долине реки Трифона-йоки она пару раз пересекается с шоссе, и рельсы и шпалы закатаны в асфальт, но, удивительно, сигнализация до сих пор стоит.
С перевала Трифона-вара (190 метров) открывается красивый вид на Трифона-ярви и горы за ним. Жаль, погода пока не радовала, краски какие-то мрачные, и было что-то опять очень холодно, хоть время и приближалось к 11 часам.
Ну а с горки оставалось только на высокой скорости въехать в Лиинахамари, прямо к магазинчику в квартире на первом этаже пятиэтажки, и закупить что-то на обед. Вообще поселок произвел не лучшее впечатление, все пятиэтажки пустые и без окон - последствия "поцифизма" 90-х годов, но в двух домах жужжали инструменты, рабочие что-то ремонтировали и ставили стеклопакеты. Видимо, власти не просто так говорили об усилении российской арктической группировки, возможно, поселок скоро и оживет.
Закусив, я сверился с картой, припарковал велосипед и пошел в сопки в сторону открытого моря. Правда, до полустрова Немецкий я решил не ходить - местный житель рассказал, что земля там выкуплена и обустраивается "туристический центр", да и смотреть там нечего, кроме старой немецкой двуствольной пушки с отпиленными стволами (такие дела..), я собрался просто полюбоваться природой и посетить два более близких объекта, вызывающих бурный восторг гламурных туристов (не велосипедных), это "подводная дорога через озеро" и "посадочные площадки для НЛО", и, отхлебнув для бодрости, пошлепал не спеша вот по такой дорожке.
Погода вроде как наладилась, и передо мной на сколько хватало глаз раскинулась каменистая горная тундра, где на каждом шагу были речки и озера с чистейшей водой.
Вот это на последней картинке - озеро Питьевое, то самое, с "подводной дорогой, где шаг в сторону - и глубина три метра". Ну, да, три метра, наверное будет, а то и поболее, если шаг в сторону озера, с сторону берега - намного мельче. Озера неспроста называется "Питьевое", там они все, разумеется, питьевые, но из него берут воду для поселка, а так как озеро находится намного выше, то никакие насосы не нужны и вода поступает самотеком. В какой-то момент напор показался коммунальщикам недостаточным, и они несколько подпрудили, примерно на метр, вытекающую из него речку, тем самым подняв уровень воды, и участок дороги на немецкие позиции оказался затопленным. Правда, длина его - всего-то метров 25-30, о чем "джиперы" как-то умалчивают, чтобы не принижать свой подвиг - "проезд по подводной дороге". Вот этот участок, вид с южной стороны, а в центре снимка, как мне показалось - дорога выходит из-под воды. Вообще-то ездить там, местные говорят, действительно опасно - были случаи. Я же попытался пробраться вдоль берега и найти продолжение дороги, но - заблудился... А поскольку я и не собирался в этот раз идти дальше "питьевого озера", то повернул обратно.
А вот и посадочная площадка для НЛО, вид с ближайшей скалы. Сооружение действительно циклопическое, я измерял - диаметр внешнего круга больше 30 метров!
Это, разумеется, никакие не НЛО, просто немцы не успели достроить позиции береговой батареи. Интересно, какие-же пушки планировалось сюда поставить? Очевидно, тоже нечто циклопическое, никак не меньше 200 миллиметров калибром. Удивляет качество бетона - на вид сооружение брошено лет 10 назад, на всем внешнем кольце только один дефект, и то, очевидно, брак при заливке, все же прочее - ни одной щербинки, а ведь уже 75 лет как!
Там, кроме бетонного капонира, еще начата и брошена куча всяких подземных сооружений, правда - все нынче залито водой.
Ну вот там рядом еще остатки цивилизации гиперборейцев, если кому интересно...
Я там довольно долго бродил по холмам, лакомясь морошкой, но время как-то подходило уже к трем часам, я вернулся в поселок, забрал велосипед и поехал в сторону гавани. В общем, понятно, чего финны, науськиваемые немцами, так держались за Петсамо-фьорд вообще и Лиинахамари в частности - это же незамерзающий стратегический порт на Баренцевом море. Он и сейчас вполне перспективен, вот там, похоже, еще и семгу выращивают. А где-то в центре картинки - проход в открытое море, до него километра три-четыре.
Собирался я прокатиться по порту, но передумал - время поджимало, а я планировал сегодня вернуться в Печенгу и отправиться дальше, в Заполярный, потом просто сфотографировал и поехал обратно.
Скоро я уже поднимался вверх, и последний раз оглянулся на поселок.
Подъем там показался мне довольно тяжелым, а дорога - вовсе даже не близкой.
Пришлось мне, будучи уже наверху, свернуть к Трифона-ярви и сесть отдохнуть возле разрушенной пристани. Место было уж больно хорошее, и солнышко пригрело, склон Трифона-вара закрывает от ветра, и нету никого, я решил - надо тут, наверное, помыться, а то уж два дня не купался. Зашел в воду, поплавал - холодно, но терпимо, достал гель для душа, шампунь и бутылочку с купленным в Лиинахамари согревающим напитком, и приступил в банным процедурам.
Самое серьезное было - помыть голову. Собственно, намылить - не вопрос, а вот смыть! Пришлось раза четыре нырять на несколько секунд не в самую теплую воду, все же это - горное озеро, так что, когда вылезал, в глазах темнело и ноги подкашивались, но пара глотков "Бальзама Карельского" все восстановила, я собрался и покатил дальше. Разумеется, в Печенгу я вернулся часов в 6 с диким чувством голода после купания, зашел в магазин за копченой колбасой, выехал на трассу и - через пару километров свернул непроизвольно вновь на "огневой городок", решив сегодня никуда не ехать на ночь глядя, а остаться еще разок в родной землянке. К счастью, у военных там никаких мероприятий опять не было и КПП оставался пустым и открытым, я катил по знакомым уже песчаным дорожкам и думал - "Ну вот, кажется "день сурка" начинается".
Я, опять же, ничего не оставил там, уезжая утром, а напрасно - и был наказан. Правда, чай и еда были в рюкзаке, но вот дрова? Правда, когда проезжал мимо стрелковых мишеней, заметил, что одна из восьми держится буквально на соплях, я ее снял с крепления и притащил к землянке. Нехорошо, конечно, но она все равно уже была вся продырявленная, как решето.
Полюбовавшись закатом над Печенгой, который предвещал хорошую погоду, я лег спать, решив завтра отсюда непременно вырваться.
следующий пост