Когда я в конце марта сего года читал в НВО статью "берегового оборонца" (подзаголовок статьи "Идея опережающего развития береговой обороны не противоречит задаче создания океанского флота" - говорит сам за себя) Юрия Кириллова "Сбалансированные силы":
Ссылка на статью Меня взволновал лишь один пассаж, звучавший так:
"Выход просматривается один - воспользоваться рекомендацией Константина Сивкова и немедленно, с самой мощной энергией приступить к воссозданию сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки типа Як-141, которому не нужны аэродромы.
Самолет, превзошедший по своим боевым и летно-техническим характеристикам все самолеты этого типа в мире, прошедший практически полную программу летных испытаний и успевший поставить восемь мировых рекордов, в начале 90-х годов оказался брошен. Идеи, заложенные в его уникальную конструкцию, растащены по иностранным КБ, а фирма Яковлева в части перспектив доводки этого реального аппарата лишилась финансирования. Не будем комментировать это преступление против своей Родины и ее безопасности - кто отличит в родном отечестве предательство от банальной глупости? Случай, как принято сейчас говорить, - один из многих!
Выгоды от обладания таким летательным аппаратом трудно переоценить. По сути, парируются усилия противника по разгрому системы нашего авиационного базирования, посредством чего тот планирует лишить нас подавляющей части авиационной поддержки, позволяя рассредоточить значительное количество тактической авиации по точечным и хорошо замаскированным стоянкам с крошечными площадками, а по необходимости (команде) ввести их в бой. Идея эта универсальна, ибо, кроме решения проблемы неприступности береговой обороны, позволяет реализовать мобилизационный вариант палубной авиации, который незаменим и универсален в подготовке и проведении любого вида операций на море."
Ведь не дают же людям покоя зомби-проекты позднесоветского ВПК - подумал тогда я. Юрий Кириллов и Константин Сивков задумывались ли что разработка сверхзвукового СВВП (да да, не СКВП, а СВВП для взлёта с полной боевой нагрузкой с "крошечных площадок") обойдется не дешевле чем вся программа ПАК ФА? Задумывались ли что "на выходе" будет (если получится) самолёт с весьма посредственными ЛТХ (дальностью полёта уж точно) под бетонирование "точечных площадок" для которого понадобиться немало жаростойкого бетона? Думаю над такими "мелкими деталями" предлагаемого ими технического решения они не задумывались.
С другой стороны существует вертикально взлетающий аппарат тяжелее воздуха способный потягаться в воздушном бою с современным истребителем - это...
ВЕРТОЛЁТ
Способный летать на относительно небольших скоростях и предельно малых высотах, а то и зависать в воздухе, вертолёт всегда был непростой целью и для реактивного истребителя и РЛС ПВО (если не подставлялся). К примеру БРЛС Н-019 и Н-001 истребителей 4-го поколения МиГ-29 и Су-27 были не способны обеспечить обнаружение и захват на сопровождение воздушных целей скорость полёта которых была менее 210-230 км/час. К примеру для МиГ-29:
Ссылка Возможности комплекса РЛПК-29Э при атаке цели на встречно-пересекающихся курсах... диапазон скоростей полета атакуемой цели - 230…2500 км/час.
Возможности комплекса РЛПК-29Э при атаке цели на попутно-пересекающихся курсах... диапазон скоростей полета атакуемых целей составляет 210…2200 км/ч.
Проблемы с обнаружением и захватом на сопровождение вертолётов наблюдаются и в случае РЛС ЗРК ПВО. К примеру СОЦ ЗРК Тор-М1:
Ссылка "Способна обнаруживать с вероятностью не менее 0,8 на дальности 25-27 км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000 м, беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0,7 на дальности 9-15 км, зависшие в воздухе вертолеты - с вероятностью 0,6-0,8 на дальности 13-20 км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами - с вероятностью 0,4-0,7 на дальности 13-20 км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами."
Или СОЦ ЗРК Crotale-NG:
Ссылка "Обзорная РЛС типа Thomson-CSF TRS 2630 Е-диапазона с перестройкой частоты вращается со скоростью 40 об./мин. Она оснащена плоской антенной и имеет улучшенную помехозащищенность (низкий уровень боковых лепестков, стробирование луча, переключение частоты в широком диапазоне и постоянный уровень ложных тревог), а также способна работать при движении шасси. Дальность обнаружения самолетов составляет 20 000 м и около 8000 м - для зависших вертолетов."
Для РЛС обнаружения целей современных войсковых ЗРК дальность обнаружения зависших (или медленно летящих) вертолётов в 2-3 раза меньше дальности обнаружения самолётов. Происходит это потому что зависший (или летящий с небольшой скоростью) вертолёт детектируется работающими в доплеровском режиме современными РЛС за счёт отражения радиолокационного сигнала от вращающихся лопастей несущего винта, что на фоне сигнала отраженного от фюзеляжа вертолета непросто. Детали проблемы хорошо раскрыты в описании к этому патенту:
Ссылка Таким образом летящий на малых скоростях или зависший вертолёт представляет собой весьма проблемную цель как для БРЛС истребителей, так и для РЛС ЗРК ПВО.
Звание "трудной мишени" в своём противостоянии с реактивными истребителями и ЗРК ПВО боевые вертолёты несут по праву, но в бою лучше быть не мишенью, а стрелком. Известен ряд эпизодов в которых вертолёты выигрывали воздушные бои с реактивными истребителями, но как само собой разумеющееся считается что в столкновении с боевым самолётом вертолёт вынужден вести оборонительный воздушный бой. Причина этого одна - у вертолётов "коротки руки". УР "воздух-воздух" вертолёты получили на вооружение достаточно поздно, и по настоящее время это ракеты малой дальности.
А что если вооружить боевой вертолёт достаточно дальнобойными ракетами воздушного боя? Представим себе вертолёт Ка-52:
Который оснастили вот такой вот БРЛС:
И вооружили четырьмя вот такими вот ракетами [*]:
(со стартовыми ускорителями от X-35В)
Оснастили станцией радиопомех
Л-370-3С комплекса "Витебск" или аппаратурой комплекса "Амулет":
Click to view
По моему такой вертолёт Ка-52 действуя на малых высотах и скоростях, маскируясь на фоне подстилающей земной или водной поверхности, будет грозным противником для любого современного тактического истребителя, и за совсем другие деньги в сравнении с
Як-201.
* - УР РВВ-БД потому что УР класса РВВ-АЕ при запуске с неподвижного носителя и уровня земли имеют зону поражения по дальности не более 12 километров:
Ссылка Покритикуйте идею пожалуйста.