Как снимает Александр Петросян. Мои умозаключения.

Apr 18, 2014 12:13



Вся эта история началась с этого поста Александра Петросяна
http://petrosphotos.livejournal.com/411149.html
Он просил найти человека, о котором можно сделать рассказ в фотографиях:
"Мне нужен человек и какая-то профессия, которая востребована при любой политике: тачать сапоги, печь булки, вырезать аппендицит и т.д,- всё это и мн. другое нужно при любом строе... Должна же, в конце концов, страна узнать своих героев! "

Я написал Саше, что я дружу с одним таким человеком. С человеком, который реставрирует часы, в том числе и самые известные часы в России - Эрмитажный павлин. А кроме того, реставрирует и заводит часы в Эрмитаже и Екатерининском дворце в Пушкине. Что человек самоучка, всему, не имея образования, научился сам. Просто начал с того,  что стал смотреть, как это делают другие. Что результаты его работы высоко оценены Государственной премией России. И что это очень необычный человек по тому как он живет.
Где-то интуитивно, чувствовал, что для Александра это будет интересно, а, главное, новый опыт, я не встречал его фотографий, где он рассказывал бы об одном человеке.
Теперь расскажу подробно, как всё это организовывалось, потому что лично для меня это был большой мастер-класс как делать фотографии, если хочешь получить результат.
Не думайте, что все просто, взял хорошую камеру, нафотографировал и всё готово. Скажу одно: это адский труд для всех.
Вообщем, во второй половине октября прошлого года я пришел с Сашей в гости в квартиру на 1-ой Красноармейской.
Я знал, что с этого надо начинать. Надо было, чтобы Саша увидел сначала как и с кем живет Олег Зинатуллин, именно так зовут нашего героя.
В тот день, без единого фото, Саша пару часов просидел в квартире и просто проговорил с Олегом, его женой обо всем на свете. Главное, что знакомство состоялось. Для меня же главным было то, что Саша увидел абсолютно нестандартную ситуацию.С главой семьи, живущий в огромном городе в не очень большой квартире, специалистом, скажем честно, с мировым именем, живет семья, которая состоит из жены, двух сыновей с женами и внуками (они, правда, живут уже отдельно, но постоянно приходят домой), четырех приемных дочерей, шести собак и четырех кошек.
Вот о них то Александр и должен был рассказать при помощи фотографий.
Потом Саша, признался, что не очень верил в эту ситуацию. И даже на какое-то время пропал. Я уже думал, что идея похоронена, но в один день Саша позвонил и сказал, что все в порядке. Сейчас я понимаю, что все надо было обдумать и все сочинить в голове, на что нужно было время, кроме того, Саше надо было сделать разрешения на съемку в выходной день в Эрмитаже, что делается далеко не мгновенно.
Я очень рад, что я имел прямое участие к этому проекту, правда, не всегда мог присутствовать при съемках. Я увидел работу и сейчас хочу поделиться моим видением того, как работает Саша.
Первая и самая главная заповедь: максимально рассказать правду. Для этого надо быть супер тактичным, уметь говорить с тем, кого снимают, попробовать тысячи вариантов, убедить согласиться на эти тысячи вариантов, при этом помнить о свете, настойках фотоаппарата, композиции и быть предельно внимательным и честным к тому, кого снимают.
Все эти снимки, были сделаны внутри стеклянной витрины Павлина, их тут всего четыре, а сделано было не меньше 300 фотографий. При этом Саша просил Олега сделать то одно,то  другое, то третье, повернуть голову так, этак, руки так, этак. Так как свет был плохой, то в этих съемках участвовал и я, держал в руках вспышку и слушал просьбы Саши: "Подними выше, вправо, влево, чуть ниже, так и держи. Подойди поближе, дальше. ". В какой-то момент мне нужно было лечь, непонятно куда просунуть руки, но моё участие было семечки по сравнению с тем, что делал Саша и что должен был делать Олег.
Вот результаты этого:













Мне думается, что фотографиями передана сложность и точность работы Олега, кроме того сложность механизма часов самого Павлина.
Кроме того, в это же день Олег настраивал ко камертону музыкальный механизм еще одних часов в Эрмитаже, они 18-ого века, делали их три мастера, один корпус, один механизм, третий музыкальных механизм. Настройку надо регулярно, так как от времени, влажности натяжение струн падает, подтягивать их приходится именно Олегу.





Тут только три фотографии, но сделано было точно больше сотни, причем в самых разных положениях: стоя, лежа, на корточках, коленях. И опять вспышку носил я, при этом мою голову и плечи использовали как штатив, чему я очень рад.

При этом Саша иногда делал просто снимки лица Олега, но получались они очень в необычном ракурсе:



Потом я замечил, что такие фотографии Саша делает постоянно, просто в какой-то момент щелкает камерой. И эти фотографии обоадают какой то феноменальной ценностью, кода человек отрывается от своей работы, чтоб немного передохнуть.

Следующим этапом съемок были съемки в часовой мастерской Эрмитажа в Старой деревне. где Олег сейчас занят реставряцией огромных часов с органом Штрассера 18-ого века. Отрестоврировать - дело одно, еще, самое главное, понять как они работают, а это головоломка, котрую приходится разгадывать годами. Инструкций и описаний нет никаких. Понять как они быои устроены - задача мастера-рестовратора.
Опять сотни фотографий, сотни положений и несколько с точки зрения Саши удачных фотографий.











Следующий этап съемок - рассказ о том, как "часовщик-волшебник" живет дома.
Опять же работа, причем, достаточно сложная, так как можно попросить человека сделать что-то, но нельзя попросить животное.

Самое главное и сложное было сделать групповое фото семьи.

Сначала с трудом усадили всех:



Потом Саша попросил всех максимально быть радостным:



А потом в какой то момент он попросил всех животных поднять над головой. И от этого фотография получила совсем другое настроение и краски:



А потом на кухне мы ели гору блинов. И было это так:



Тут еще два фото с этой абсолютно замечательной квартиры, где много людей и много любви. Саша это замечательно увидел и передал.





Следующим этапом была поездка в Пушкин в Екатериненский дворец. Опять выходной день, народа в музее никого, что дало сделать уникальные снимки.

Это часы в Янтаной комнате.



А вот Олег заводит и проверяет работу других часов во дворце:





Поверьте мне, что это мир необыкновенной красоты. И очень непростой работы для фотографа показать эту работу и красоту через объектив камеры в остановившемся мгновении.

И как всегда необыкновенные портретные фото Олега, котрые возникли сами по себе, когда мы ходили по дворцу. Идеи для них предлагал Саша, но Олег был феноменальным исполнителем, отчего фото получились яркими и живыми.









Что надо, чтоб хорошо снимать людей?
Из всего того, что я видел, я сделал такие выводы.
Камера, какой снимаешь, не самое главное, конечно, хорошо ее иметь, но, это точно не главное.

Надо любить свою работу и научиться в голове видеть заранее, что получится на снимке. Это видение надо развивать в себе и превратить в постоянную гимнастику для ума. Развитие видения - главное для фотографа.

Надо любить, минимум замечательно относиться к тому, что и кого снимаешь. Будет безразлично - и фото будет безразличным, хоть что вы там не делайте.

Если делаете фото человека, то постарайтесь поговорить с ним и вытащить из него что-то необычное. Не бойтесь пробовать 100 - 1000 раз. Одно фото гарантировано будет хорошим.

Оптимальный вариант до съемок провести какое-то время с человеком без камеры и узнать то, чем он живет.

К каким-то важным проектам лучше подготовиться. Не начинайте ничего, если у вас нет общей концепции и общего видения вашей серии фотографий, вашего проекта. Решите, что вы этим хотите сказать людям? Если сказать нечего, то и фотографировать незачем. Иногда для обдумывания нужен не один день, но лучше потратить время, чем получить плохой результат.

Не бойтесь неудач, даже если ничего не получится. Но пробовать, даже если это трудно и требует времени нужно. Не бойтесь ложиться на пол, хоть вставать на голову, чтобы сделать снимок. Помните - результат самое главное, а не в какой позе вы его делали.

Никогда во время съемок и даже после не показывайте тому, кого фотографировали на экране фотоаппарата результат. Покажите результат уже готовый, то есть те фотографии, которые сами считаете удачными.

Постарайтесь максимально заинтересоваться человеком, которого вы снимаете. При таком интересе у него может открыться то, о чем он сам не подозревает.

Не ждите быстрых результатов. Вам может повезти, а может нет. Только упорная работа, огромное количество сделанных фотографий могут принести результат. Но не факт! Но стремиться к этому надо. И при этом обязательно развивать свою внутреннюю культуру. Читать книжки по фотографии хорошо, но не меньшую пользу даёт хорошая художественная литература. Очередной поход в Эрмитаж может быть полезен посещения очередной фотовыставки. Уж не говоря, что огромное влияние на вас окажут те, с кем вы общаетесь. Старайтесь и им привить эти качества. А именно РАСТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

Все эти умозаключения я сделал именно для себя,  и просто делюсь ими с вами.

Вот еще несколько фотографий замечательного петербуржца Олега Зинатуллина, человека-волшебника, которые сделал Александр. Думаю, что глаза Олега скажут о многом:









Я очень рад, что познакомил Олега и Сашу. В конце концов, они заняты одним и тем же делом, работают со временем, один, чтоб оно шло, а другой чтоб его  на мгновенье остановить  и показать какое оно есть.

Что для меня было бесценно?
Наблюдать как работает Саша. Наблюдать как работает Олег,и  как это всё соприкасается и связано друг с другом. Как всё в этом мире.
Это был самый феноменальный персональный мастер-класс в моей жизни. Думаю, что для Александра это тоже был отличный опыт и новая ступень в творчестве.
Все фотографии в этом посте принадлежат Александру Петросяну petrosphotos

часы Эрмитажа, Часы Павлин, мастерская часов Эрмитажа. мастер-класс , екатериненский дворец, Олег Зинатуллин, Александр Петросян

Previous post Next post
Up