Мы вернулись из Крыма..
Дальше этой фразы так сложно что-то сложить, потому что эмоций много, но описание должно быть объективным, информативным, интересным. И вот всё это соблюсти...
Путешествие всегда начинается с подготовки маршрута и сборов. Нить маршрута у нас была намечена (это задача бессменного флагмана А.), но не выверена до мельчайших деталей - всё-таки Крым не самое дикое место и мы верили в хорошее)
Собрались мы тоже быстро и почти без промахов - в пути нам пригодилась практически вся одежда (кроме второй пары обуви, этим можно было пожертвовать), но совсем не использовался топор, т.к. готовили только на газе, и почти не потребовались чехлы для велоштанов. Зато такая, на первый взгляд, глупость, как надувная подушка для сна, просто категорически необходима, т.к. хоть столь-нибудь нивелирует дискомфорт от жесткого сна, а обходиться тряпками совсем неудобно.
Крым - место, исхоженное и изъезженное туристами вдоль и поперек, и тем не менее там сохраняется много интересных и малопосещаемых мест. Мы практически новички в туризме, наши велопоходы непрофессиональны и относительно просты, но мы стараемся быть осторожны и предупредительны, чего и другим советуем.
На ЮБК было решено отправиться не сразу, мне хотелось попасть на Тарханкут и посмотреть череду тарханкутских бухт и скалистых берегов (Малый и Большой Атлеш, Джангуль), а также Тарханкутский маяк. поэтому начало пути легло на северную, северо-западную оконечность Крыма.
Начинается путь наш весьма забавно: ранним-ранним утром мы экстренно выбрасываемся из поезда, который успевает тронуться в то время как Андрей ещё выбегает из тамбура с рюкзаком - необычные ощущения) - на каком-то полустанке, не доезжая до ст. Мамут. Далее через Джанкой наш путь лежит на север, к морю. И вот в этой части повествования очень важно заметить то, что символом степного Крыма отныне и навсегда является колючка. Их в Крыму несчетное количество: это и различные чертополохи, и боярышники, барбарис, палиурус, шиповник, акация, можжевельник и другие. вся эта красота обильно осыпает землю, но звездой среди этих ботанических друзей является якорец стелющийся (или кирцы, как называют его местные). Аккурат к концу лета на растении вызревают мощнейшие шипы, колючки, прочные как кость, которые не выдержит ни одна неподготовленная велошина. и в последующие два-три дня мы начинаем неистово лататься и менять камеры. Да-да, это забавно, но мы не знали о подобной детали)
Степь выжигает солнце, ехать тяжело, тени в степи нет, голова под шлемом начинает пылать, никакой головной убор не спасает, а вода в степи - на вес золота: колонок здесь нет, питьевую дают по расписанию, техническую - только просить у местных, что не очень удобно. Поэтому мы продвигаемся небыстро, делаем остановки и даже вынуждены отмачиваться в оросительных каналах. Первые пару дней наши обеды - это вода, вода и дыня. этот знойный вкуснейший овощ - наша отрада первых дней и доброе воспоминание. Эфирные масла или минеральные соли плода дерут ротовую полость и горло, создавая “дынную ангину” - некомфортно, но очень вкусно и отлично утоляет жажду. Дынный обжор)
В первую ночевку мы не добираемся до моря и ночуем в укрытии деревьев рядом с оросительным каналом. На следующее утро нас ждет маленькое счастье в виде колонки у стоянки трактатистов, помывке и запасе воды.
Наконец-то к вечеру мы добираемся к морю и ставимся на пляже у основания Бакалькой косы, прямо на пляже, укрытий там никаких нет. У нас остались силы только на то, чтобы помыться в море и приготовить ужин. На пляже легкий ветерок, на море - кокетливые бурунки. Всё это, конечно же, не должно было не насторожить. Поздней ночью мы просыпаемся от того, что палатку неистово гнет ветер, треск - и мы думаем, что её поломало. Надвигается шторм, вдали видны всполохи грозы. Начинаем экстренно и нервно сворачиваться, слава богу, палатка цела. Поднимаемся в поселок (Стерегущее) и без надежды пытаемся найти место для ночевки, но безуспешно. так и дожидаемся рассвета, сидя на автобусной остановке. С рассветом едем далее на Черноморское, но по пути замечаем небольшие узкие сосновые посадки, создающие слабое укрытие от ветра, где решаем остановиться и выспаться. Продолжаем путь через несколько часов, нас настигает шторм, порывы ветра достигают метров 30/с., наверное, или больше. Скорость небольшая, её сильно гасят ветер и плохие дороги северо-западного Крыма, по которым довольно тяжко ехать с грузом. На протяжении всего нашего пути ветер никогда не дул нам в спину. К вечеру добираемся до Черноморского и ночуем в доме у родителей приятельницы, а это снова возможность помыться и передохнуть. Здорово!
Но Черноморское - скучный курортный городок, с редеющими группками курортников и отвратительным кафе-столовой на городском пляже. И мы скорее трогаемся в сторону Оленевки, западной оконечности мыса Тарханкут, где на две ночи встаем на ночевку на пляже, относительно спокойном, тихом и уже (хотя и случайно) бесплатном.
Здесь сделаю отступление и поясню, что в Автономной Республике Крым везде и за всё нужно платить. Видимо, только в советское время туризм здесь был бесплатным, действительно диким, но систематизированным и оттого интересным, сейчас же размещение на туристической стоянке стоит денег (стоимость - сколько скажут и как поторговаться), которые выплачиваются в лучшем случае леснику, в худшем - посредникам, и тот и другой, думаю, кладут их себе в карман. Есть даже
очень полезный сайт с адресами стоянок а также родников , где указаны и расценки, причем можно видеть, как поднялись цены с 2010г.
При всем при том отмечу, что то, насколько сильно загажен весь Крым, мне не могло присниться и в страшном сне. Мусор поистине везде, это просто невероятно и очень сильно огорчило меня, потому что я очень трепетно отношусь к чистоте и стараюсь тщательно собирать весь свой мусор. Я ещё не изучала, чем занимается общественное движение "ОКОМ" (Очистим Крым От Мусора), но им действительно потребуются сотни вагонов для вывоза мусора из Крыма. Причем я уверена, что это далеко не только мусор, оставляемый туристами. По опыту Абхазии, где мы были обычным посещением и видели, какого рода бытовой мусор валяется на пляжах, а именно: пластиковые бутылки от фейри и доместоса, который наврядли бы выбрасывали туристы, могу сделать вывод, что к загрязнению Крыма имеет немалое отношение и местное население. Скалы под смотровой площадкой Ласпинского перевала (при строительстве которого использовались научные изыскания Гарина-Михайловского) имеют изумрудный цвет и сверкают на солнце зеленью битого стекла. собственно, гор за ним просто не видно. Я грехом подумала, не традиция ли это такая, бить стекло, бросая бутылки с площадки? Увы, пластик, стекло - это самый распространенный мусор Крыма, в Крыму нет чистых диких мест, схроны мусора везде. Только там, где стоят мусорные контейнеры и которые регулярно убираются, сохраняется относительная чистота.
Так и на пляже Оленевки сотни туристов, живших в ныне опустевших немецких туристических вагончиках, сдаваемых за немалые деньги, оставили на пляже пустые бутыли из-под воды, одноразовые салфетки, бумажки, банки, крышки и проч. Бутыли собираются, я видела, но соберут ли они мелкий мусор?..
Меж тем, утихший уже шторм поднял со дна моря холодные массы воды и отогнал от берега прогретые. Море ледяное, купаться невозможно. На следующий день мы налегке отправляемся в радиальный маршрут на мыс Тарханкут. Как же это легко и приятно ехать на велосипеде без груза! Я могу поднять его двумя пальцами!
Погода очень хорошая, сильная жара спала, сменившись достаточно прохладными воздушными массами, которые днем прогреваются солнцем, тем самым устанавливая комфортную температуру. Солнечная погода - это самое прекрасное для Тарханкута, только в солнечную погоду он красив! Мы проезжаем Тарханкутский маяк, российская территория, военная база, и далее едем к Большому и Малому Атлешу, смотрим красивейшие скалистые берега. в то самое время знаменитый Джангуль, расположенный в противоположную сторону от Оленевки, мы игнорируем, выбирая что-то одно. Довольные прогулкой возвращаемся в лагерь к ужину, а на следующее утро - в Черноморское, откуда автобусом, дабы скорее миновать успевшие поднадоесть степи, перемещаемся в Симферополь, откуда электричкой - в Бахчисарай. Там, в с. Баштановка нас должен был ждать ночлег в усадебном доме, о чем мы предупредили хозяев накануне утром. Но случилось непредвиденное: уже в темноте подъехав к усадьбе, мы обнаруживаем её запертой, на наш стук никто не отвечает, телефон выключен. Это была сильная обида, ибо - как вы думаете, что делать двум велосипедистам в шортах и шлепках в 11ч. вечера в деревне посреди гор при температуре 10-11 градусов? Хорошо что запасной вариант был и был рядом. так мы поселились в комфортабельной усадьбе со всеми удобствами в ущелье Качи-Кальон, просто заплатив больше денег, ну да ладно) Зато мы снова мыты, накормили себя и успокоили нервы. На следующий день выходим в радиальный маршрут в горы, любуемся видами Тепе-Кермен, заходим в Чуфут-Кале и спускаемся в Бахчисарай к ханскому дворцу. Возвращаемся домой в усадьбу и на следующее утро насовсем выписываемся в горы, где нелегкими подъёмами и спусками пересекаем несколько перевалов и выходим в с. Соколиное, поднимаемся чуть выше, ориентируясь на трек других туристов, которые останавливались у водопада Серебряные струи, но там остановки нет (зато есть платный вход!), либо ставятся там какими-то хитрыми путями. поэтому мы останавливаемся у кордона лесника, недалеко от русла реки Коккозки, что дает нам запас питьевой воды, т.к. вода в горной реке чистейшая. Темнеет в Крыму в это время достаточно рано, в 8 вечера уже густые сумерки, а ставиться лучше засветло. На следующий день нам нужно заброситься на Ай-Петри и лесник подсылает к нам своего коллегу, который неранним утром поднимает нас на «высоту 1234». Подниматься по серпантину с грузом в 15-17кг - это особый вид мазохизма, на который мы и не замахивались.
Гуляем по плато Ай-Петри, сидим на вершинках скал, высушивая загоревшую кожу и наслаждаясь тишиной. На высоте легко дышится и далеко глядится, такая упоительная тишина! Внизу - Ялта и Гаспра, море сливается с горизонтом, и связь их невозможно раскрыть. Познакомившись с очень навязчивым сервисом ай-петринских армян, мы поворачиваем к кордону Ай-Петри искать родник и стоянку. Тамошний лесник за 20грн/чел размещает нас и показывает колодец, чудеснейший колодец, который дает нам чистоту и успокоение. Что и говорить, со стоянки на Ай-Петри открываются потрясающие виды, где-то вдали мелеет Ялта, а море и небо разрезает только алый серп солнца, встающий из-за мнимого горизонта ранним утром. Я, преодолевая утреннюю прохладу, натянув на себя всё имеющееся тепленькое, вылезаю из палатки фотографировать. Мы очень неохотно и неспеша собираемся и готовимся к отходу - отсюда очень не хочется уходить! Пожалуй, это была наша лучшая стоянка, а ночной небосклон Крыма с россыпью звезд, Луна и лунная дорожка на море - такое запоминается на всю жизнь! Однако идет уже какой день нашего путешествия, а мы почти и не нюхали морька. Спуск же с Ай-Петри - это особый вид удовольствия)) Ялтинская дорога перекрыта, оттого машин немного, идет точечный ремонт дороги, трассу готовят к международным гонкам - 14го сентября на боках Ай-Петри будут жужжать болиды. По пути заезжаем на водопад Учан-Су, который в летнем режиме представляет из себя просто небольшие стекающие из ущелья струи. В Ялту не заезжаем, а сразу на Севастопольское шоссе, которое тоже вверх-вниз, вверх-вниз (а на том участке преимущественно вверх), обильно запитано выхлопными газами, а автомобили в Крыму заправляются в основном солярой, и я начинаю выдыхаться. Да и вообще усталость поднакопилась, мы быстрее начинаем уставать и терять энтузиазм. Времечко бежит, становится ясно, что мы не доберемся до мыса Айя или Сарыч, где по карте обозначена туристическая стоянка, и где мы планировали ночевку, своими силами. Мы звоним дядьке, который поднимал нас на Ай-Петри, и он присылает к нам на помощь своего друга в стальном, почти летательном аппарате (в народе - копейка), и мы с велосипедами и большими рюкзаками (!!), похрустывая, проносимся по Севастопольскому шоссе км. на 30 до м. Сарыч, ближе к морю. И попадаем в ад.. Хочется сохранить объективность, уменьшить взрыв отрицательных эмоций, чтобы не сильно пугать и отвращать читателя, но мыс Сарыч можно смело переименовать в мыс Срач. Дело в том, что всё побережье ЮБК оккупировано и недоступно для туризма, диких мест, думаю, не осталось. Частные пансионаты и условно частные владения ограничивают посещение пляжей (кроме пляжей общего пользования) и делают невозможным подход и стоянку на берегу или в условной близи от берега. М. Сарыч оккупирован непонятного вида людьми, берущими плату за размещение и отстегивающими процент леснику - так и зарабатывают. Люди приезжают туда на автомобилях, размещаются в палатках, на мысе есть “инфраструктура” в виде душей и питьевой воды (баки или водопровод). на мысе ужасная грязь, нам очень неприятно оставаться там на ночлег, но выбора особо нет. В одном лагере берут по 50грн/сутки с человека, в соседнем - по 40 (вы только вдумайтесь в эти цены!). Авто, велосипеды и проч. средства оплачиваются отдельной таксой. Размещение на деревянном подиуме, на котором совершенно никак не крепится палатка, стоит дороже, чем на земле, а берег мыса почти весь под уклоном. Люди здесь живут и гадят под себя, эта земля настолько замусорена, такой грязи, наверное, не найти даже в подворотнях самого уезднейшего из городов. У нас проблемы с гривнами, их очень мало, провизии нет, воды мало. Полуголодные ложимся спать, а посреди ночи я просыпаюсь от чавкания - это собаки распотрошили мусорный пакет, достали нямки и устроили трапезу. Утром её продолжили буревестники. Бежать, скорее бежать отсюда! Мы немного купаемся в море, подход скалистый, но есть (а я невероятная трусиха, я боюсь скалистых берегов и темного моря!). В лагере встретили парнишку, катящего от Керчи до Севастополя (ого!). Оставляя самую плохую ночевку позади, с ужасом оглядываясь на отдыхающих тут “туристов”, мы седлаемся и едем дальше в надежде добраться до Севастополя. Дорогие друзья, объезжайте стороной мыс Сарыч, бухты Батилиман, Ласпи и Айя целиком вообще! Вы врядли найдете там тихое уединенное природное место.
Как хорошо, что после Ласпинского перевала дорога покатила вниз! по пути обедаем у магазина на трассе, накормив местного кота - этот день был его фортуной! преисполнившись благодарности, он оставляет милые зацепочки на моих загорелых ногах) У котейки были черные губы и двигающийся от мурлыкания кадык)
Чуть дальше на трассе мы останавливаемся у торговца виноградом и залипаем здесь минут на 40, усевшись на обочине и поглощая вкуснейший виноград (Италия и Мускат) - оо, как же он вкусен и сладок! Торговец советует нам заехать-таки в Балаклаву, рекомендует место на пляже для стоянки, объясняет как добраться. Заворачиваем в Балаклаву.
Как же мне понравился этот городок! Истинно южный, приморский, со свойственной архитектурой; не простые, но со скромными архитектурными изысками дома в городе придают ему такой шарм и уют, притягивают взгляд и отзываются теплом в сердце, сохраняют лучшие воспоминания. Вот так влюбляются в маленькие городочки, не подумайте, что я вечно всем недовольная ханжа))
Добравшись до главного городского пляжа, нам нужно преодолеть скалистый перевал, чтобы попасть на общий пляж, где можно остановиться на ночевку. Велосипеды оставляем наверху у сторожа сторожки, стерегущего, скорее всего, так же захваченные территории под частные пансионатики. Хороший дядька, поболтали немного о тяготах и превратностях жизни.
А на пляже вторую ночь уже стояли туристы из Беларуси, г. Лепель. Удивительно, но у нас с ними оказался очень схожим маршрут! Очень хорошие люди, мама с сыном, отрекомендовали нам источник относительно чистой пресной воды в скалах вдоль берега. И вот предпоследний наш день в Крыму мы вдоволь купаемся, погода замечательная, морько качает волной и шаловливо так шлепает прибоем. На яликах и паромчике на пляж привозят туристов, пляж заполняется отдыхающими. Мы собрали вещи, составив рюкзаки под скалой, оставив несобранной палатку, и ушли купаться за угол. А когда вернулись, обнаружили, что какая-то мразь сломала палатку, переломив плексигласовую секцию каркаса! Вот так, наш дорогой и любимый друг, природную стихию выдержала ты, поборола и ветры и дожди, а мерзопакостную человеческую душонку - не смогла. Честно говоря, я очень расстроилась, палатка служила нам добрую службу, а ремонт её будет стоить половину стоимости новой палатки. Воздастся же этому гаденышу по делам его.
Добираемся до Севастополя, ночуем в хостеле и днем отбываем на электричке в Симферополь, оттуда наш поезд домой. Очень хочется домой, мы устали, но в целом довольны! Неспокойные сны, полные тюркских названий, уже тревожат разум, высушенные загаром руки и лица очень непривычно, но красиво смотрятся в блеклом городе (хотя и здесь будет осень, и мы порадуемся ей!). Конечно, мы будем вспоминать Крым и будем вспоминать его и добрым словом. Крым, ты подарил нам важный и, несомненно, нужный опыт, наслаждение горной природой, опыт дороги, опыт общения, спасибо тебе за него! Пусть камни и воды твои меньше обижает человек, пусть природа преисполнится сил и расцветает красота твоя, Крым. храни тайны свои потомкам, пусть вера в тебя живет в человеке, ты - жемчужина Черного моря!
В общей сложности мы проехали порядка 500км.
Треки:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zexptrufdtywvkrihttp://www.gpsies.com/map.do?fileId=aivfistatpcxxsovhttp://www.gpsies.com/map.do?fileId=ahydcpcrhhpyypgn(в описаниях есть небольшие помарки)
Ниже на память размещаю несколько видео, это дурачество, не принимайте всерьез))
Click to view
Click to view
Click to view
далее будет продолжение темы Эстонии и Швеции и после - фото Крыма.