Эта выставка - из разряда тех, на которые нужно обязательно сходить. Времени потребуется совсем немного - она проходит в музее архитектуры Щусева, от выхода из метро Библиотека им. Ленина до него всего три минуты. Денег на билет тоже не надо - зрительным залом служит так называемый флигель "Руина", трехэтажное полуразрушенное здание, где кирпичные стены покрашены белой краской, ходить можно только по специальным дощатым дорожкам, а вместо потолка между вторым и третьим этажом - грубые деревянные балки с торчащими гвозями.
Как намекает название, в котором, кстати, обыгрываются инициалы художницы, выставка состоит из тридцати трех портретов русских классиков, начиная от Фонвизина и Пушкина до Шаламова, Бродского и Цветаевой. Как это обычно бывает у Затуловской, портеты написаны в неопримитивном стиле на старых деревяшках, зеркалах, кусках плексиглаза и металла. Выбор материала логично вытекает и из творчества самих поэтов, и из формальных свойств их лиц, а иногда основан на прихоти автора. Лицо Мандельштама проступает на камне (аллюзия на поэтический сборник?), но и форма камня, и конраст белой и черной краски сами по себе уже создают глубокий образ. Есенин изображен на сплетеном из бересты квадрате, Платонов - на стиральной, а Хармс - на шахматной доске, лицу Солженицина тесно на крошечном обрубке (как будто из распиленной безбожниками иконы осталась лишь шепка с ликом), а благородный овал картонки с Державиным напоминает портреты его современников.
Рядом с каждым портретом - номер. Можно не спеша обойти экспозицию, отгадывая, кто есть кто, а потом проверить свои догадки по списку, который висит у самого входа. А можно просто бродить по залу, вглядываясь в лица-тени-лики писателей, рассматривая фактуры, и наблюдать, как из самых простых средства, из грубого помоечного материала, из скупых мазков создаются щемящие образы и рождается подлинное искусство.
Итак,
лестница.
Общий вид зала.
Хлебников.
Хармс
Гоголь
Грибоедов
Мандельштам
Набоков (фрагмент)
Пастернак
Тургенев
Лесков
Толстой и Солженицын
Чехов
Ахматова
Достоевский
Шаламов
Есенин и зритель.
Еще зрители:
Девочка и стены:
Столб со странными надписями:
Тени на полу.
Уходящие посетители.
Кажется, что ты в попал в разоренное дворянское гнездо, а на стенах - портреты его старинных обитателей...