12 августа Борис Немцов заявил, что «Путин и Саакашвили - близнецы-братья» и потому должны уйти: «У обоих руки по локоть в крови. Саакашвили варварски наводил конституционный порядок в Цхинвали с тысячами убитых женщин, детей и стариков, и Путин примерно так же наводил конституционный порядок , только в Грозном»:
http://b-nemtsov.livejournal.com/23462.html.
Три месяца спустя мнение Немцова не изменилось: «Путин и Саакашвили должны уйти со своих должностей, чтобы на Кавказе воцарились мир и порядок. Они очень похожи, близнецы-братья. Один стрелял из тяжелых орудий по Цхинвали, другой по Грозному; один закрыл НТВ и уничтожил независимое телевидение в России, другой тоже самое сделал с телекомпаниями Рустави-2 и Имеди; один жестоко разгоняет марши несогласных, другой митинги оппозиции; один в результате манипуляций установил тотальный контроль над парламентом, другой сделал тоже самое»:
http://b-nemtsov.livejournal.com/26764.html.
Владимир Путин согласился с мнением Бориса Немцова, по крайней мере, наполовину. Он полагает, что такие люди, как Михаил Саакашвили, «не должны управлять государствами маленькими, либо большими. Если бы они были приличными людьми, они немедленно должны были сами подать в отставку»:
http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2008/08/29/2344019.htm Дмитрий Медведев поддержал своего коллегу: «мы готовы выстраивать отношения с Грузией, но не с нынешним режимом».
http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/209249.shtml Почему политический режим в Грузии так неприемлем для российской власти? Что в нем оказалось таким страшным и опасным - для Владимира Путина и Дмитрия Медведева? Существует ли близость и «братскость» грузинской модели и нынешнего российского политического режима? Похожи ли они - как полагает Борис Немцов?
Сравнивать политические режимы в разных странах непросто. На каждую историю, иллюстрирующую один тезис, почти всегда найдется другая история, его опровергающая. Чтобы остаться на почве объективности, попробуем сравнить не отдельные истории, а количественные показатели институционального развития двух наших стран - России и Грузии, рассчитываемые международными организациями Freedom House, World Bank, Transparency International, Heritage Foundation.
К каждому из этих индикаторов можно предъявить претензии - и с точки зрения самой возможности отражения количественными индикаторами качественных характеристик, и с точки зрения методологии их расчета, и с точки зрения фактических данных. Тем не менее у полученных результатов есть важное достоинство - рассматриваемые все вместе они оставляют мало места для субъективности.
Институциональные индикаторы России и Грузии в 2003-2008 гг.
(значения округлены)
Источники и показатели
2003
2007
2008
Изменение за период
Freedom House:
Nations in Transition
Гражданские свободы
Россия
25
23
-2
Грузия
32
37
5
Политические права
Россия
17
11
-6
Грузия
19
25
6
Freedom House:
Freedom of Press
Свобода прессы
Россия
34
25
22
-12
Грузия
46
43
40
-6
World Bank: Governance
Отчетность перед обществом
Россия
38,4
29,8
-8,6
Грузия
40,0
46,2
6,2
Правовой порядок
Россия
31,8
30,6
-1,2
Грузия
25,8
41,2
15,4
Transparency International:
Индекс восприятия коррупции
Россия
2,7
2,3
2,1
-0,6
Грузия
1,8
3,4
3,9
2,1
Heritage Foundation:
Индекс экономической свободы
Россия
50,8
52,5
49,9
-0,9
Грузия
58,6
69,3
69,2
10,7
Хотя ситуация в различных сферах общественной и экономической жизни различается, все же основными тенденциями последних лет выступают повышение качества большинства институциональных индикаторов в Грузии и почти тотальное их ухудшение - в России. Особенно значительным оказался рост качества экономических институтов в Грузии. Лишь в двух, правда, очень важных, сферах произошло снижение качественных показателей - свободы прессы и качества судебной системы. Именно эти сферы совершенно справедливо называются и в самой Грузии и за рубежом в качестве главных направлений необходимых изменений. Но даже в этих сферах произошедшее снижение в Грузии оказалось менее глубоким, чем то, что в эти же годы произошло в России.
Если пять лет назад по большинству институциональных показателей Россия находилась, как правило, выше Грузии, то сегодня практически по всем из них Россия находится ниже Грузии. Конечно, и сегодня экономические, общественные, государственные институты Грузии находятся на уровне, далеком до лучших мировых образцов. Но, во-первых, приближение к ним идет, во-вторых, движение это происходит весьма быстрым. И за последние пять лет оно обеспечило переход страны в качественно иное состояние.
В то же время современная Грузия - еще весьма несовершенная демократия. Но это демократия. В отличие от недемократической России. В Грузии сегодня еще нет совершенного правового порядка. Но тот, что есть, несопоставим с беззаконием и беспределом в современной России.
Российскому обществу нет необходимости копировать грузинский опыт. Но его наличие, существование и успешное развитие свободной, демократической, правовой Грузии, пусть во многом еще весьма несовершенной, представляет собой поистине экзистенциальный вызов, настоящую смертельную угрозу нынешнему авторитарному, антидемократическому политическому режиму в России.
Возможно, что именно эта - институциональная - революция, гораздо более глубокая и более важная, чем открывшая ей путь политическая «революция роз», и ее впечатляющие результаты оказываются столь неприемлемыми для российских властей, столь непонятными и пугающими для части российского общества. Демонстрацией своего успеха демократическая Грузия представляет собой реальную, притягательную и опасную альтернативу деградирующей российской правовой и политической модели.