За что Гайдар уволил Матюхина?

Mar 05, 2013 08:48


Известно, что Е.Гайдар предпринял четыре (неудачные) попытки снять руководителя российского Центробанка Георгия Матюхина. Успешной оказалась только пятая попытка - в июле 1992 г.

Почему Гайдар так хотел убрать Матюхина?


История непростых взаимоотношений Е.Гайдара с Г.Матюхиным уходит корнями в 1990-91 гг., в бюджетно-налогово-денежную войну между Союзом и Россией, в которой будущие руководители российской экономической власти оказались по разные стороны политических баррикад: Гайдар - на стороне Союза, Матюхин - на стороне России.

Неудивительно, что, оказавшись в российском правительстве, Гайдар еще в ноябре 1991 г. попытался снять Г.Матюхина и назначить на его пост В.Геращенко. Тогда не удалось. Как и несколько раз после.

За последующие месяцы к старым планам добавились новые обиды и претензии. О том, что именно вызывало раздражение Гайдара, бесстрастно свидетельствуют приведенные ниже архивные документы. По ним нетрудно видеть, что конфликт Гайдара и Матюхина был конфликтом последовательного сторонника безответственной денежной эмиссии, инфляции и гиперинфляции, развала финансовой системы страны со сторонником ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики. Георгий Матюхин упорно сопротивлялся безбрежным тратам всевластного вице-премьера (затем первого вице, затем и.о. премьера), отстаивал денежную и бюджетную дисциплину, последовательно перестраивал институты денежно-кредитной политики на рыночный лад. Увы, в этом конфликте отъявленному инфляционисту, обладавшему превосходящим политическим ресурсом, удалось разгромить и уничтожить своего политического и экономического оппонента.

15 ноября 1991 г., заседание Верховного Совета РСФСР:

Хасбулатов: Иногда мы получаем совершенно непонятные документы. Можно подумать, что Вы даже законов не знаете. Например, Указ... о переподчинении Центрального банка правительству. Или Гохран, я вижу, по вашей схеме включен в структуру правительства. Ну какой стати? Это все в системе Центрального банка должно находиться...

Гайдар: Все-таки вопросы о том, где должен находиться Гохран, как мы должны взаимодействовать с Центральным банком, надо, видимо, решать на консенсуальной основе. Иначе зачем же создавать правительство, которому мы не доверяем? Тогда пусть Верховный Совет возьмет власть в свои руки и конуретно руководит экономикой. Мы же абсолютно не против.

Хасбулатов: Нет, не об этом идет речь. Речь о чем? Если Правительству действительно надо внести изменения в закон о Банке или какие-то функции менять с позиции экономической реформы - пожалуйста, предлагайте. Мы разве не изменим? Верховный Совет будет действовать так, как это отвечает интересам экономической реформы. Вопросов нет. Но самостоятельно распоряжаться ни банком, ни Гохраном у вас прав нет, и таких прав Верховный Совет вам не дал и, наверное, не даст.

22 ноября 1991 г., Заседание Президиума Верховного Совета РСФСР, «Коммерсант», 25 ноября 1991 г.:

...президенту не дали преобразовать ЦБ России в государственный банк, отказали ему в праве самостоятельно устанавливать минимальный уровень зарплаты и руководить антимонопольным комитетом. Суть полемики вокруг постановления ВС "О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы РСФСР" заместитель председателя ВС Владимир Шумейко определил в чисто гамлетовской редакции: "Создавать свой Госбанк (как это предусматривалось в 'президентском' варианте) или нет?" Позицию парламента, выраженную в постановлении, председатель планово-бюджетной комиссии Александр Починок охарактеризовал кратко: "Отклонить указ президента, укрепив ЦБ России". По словам Руслана Хасбулатова, "по сути каждый пункт постановления противоречит проекту указа президента". Позиция авторов постановления мотивировалась тем, что переподчинение ЦБ президенту нарушает российский закон "О Центральном банке РСФСР", по которому последний контролируется законодательной, а не исполнительной властью. По мнению одного из экспертов парламента, указы президента с юридической стороны "составлены небрежно", что выражается в игнорировании ранее принятого парламентом банковского законодательства...

11 декабря 1991 г., Распоряжение Правительства РСФСР N 128 «О мерах по энергообеспечению народного хозяйства и населения РСФСР и перевозке важнейших грузов в зимний период 1991/92 года»:

«7. Комитету внешнеэкономических связей РСФСР Министерства иностранных дел РСФСР совместно с Центральным банком РСФСР и Министерством экономики и финансов РСФСР внести на рассмотрение Валютно-экономического совета РСФСР предложения о... ...выделении на декабрь 1991 г. и I квартал 1992 г. Министерству транспорта РСФСР валютных средств для эксплуатационных нужд транспортно-дорожного комплекса».

13 декабря 1991 г., Письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

«В связи с принятием Верховным Советом РСФСР решения о предоставлении Центральным Банком РСФСР Правительству РСФСР кредита в сумме 36,5 млрд. рублей сообщаем следующее.

В настоящее время Центральный Банк РСФСР не располагает свободными кредитными реурсами в сумме необходимой для предоставления соответсвующего кредита».

Декабрь 1992 г., План первоочередных мероприятий по проведению либерализации це, Утверждаю. Е.Гайдар:

«Принятие необходимых финансовых мер по обеспечению своевременных компенсационных выплат населению». Исполнитель: Центральный банк РСФСР.

3 февраля 1992 г., Письмо Г.Матюхина Е.Гайдару:

Уважаемый Егор Тимурович!

С момента законодательного определения функций и статуса Центрального банка России, его

отношения с Министерством экономики и финансов России должны были коренным о6разом измениться, приобрести цивилизованные формы, принятые во всех развитых странах.

Укоренившаяся практика неконтролируемого и некомпенсируемого отвлечения ресурсов банковской системы на покрытие бюджетных программ в истекшем году резко усугубила инфляционные процессы в экономике. На 1 января 1992 года размер кредита Центрального банка России, направленного на покрытие дефицита бюджета, составил 96,2 млрд. руб., а всего на нужды Министерства экономики и финансов использовано 215,3 млрд. руб. ресурсов Центрального банка. При этом 75,6 млрд. руб. получено Министерством экономики и финансов через действующий механизм автоматического финансирования (путем открытия кредитов) без оформления кредита через Центральный банк России.

Поэтому Центральный банк России проводя политику по экономической стабилизации, в основе которой - укрепление рубля - рекомендовал Министерству экономики и финансов России с 1 января 1992 года изменить существующую практику бюджетного финансирования. В основе рекомендаций - осуществление финансирования в пределах поступивших доходов, оформление кассового кредита на сезонный разрыв в поступлении доходов и наконец оформление ценных бумаг под дефицит бюджета...

Отдавая себе отчет в сложности предложенных изменений и. Что более существенно, неготовность Министерства экономики и финансов адекватно воспринять наши предложения, в конце декабря совместно с Министерством экономики и финансов принят ряд компромиссных решений...

Однако нас беспокоит то, что Министерство экономики и финансов не желает отходить от укоренившейся практики финансирования и под любым предлогом пытается сохранить ранее действующий механизм...

Достижение поставленной цели на этапе осуществления намеченных мер по успешной реализации нового экономического курса тем олее желательно, при условии бедственного состояния экономики и необходимости проведения в жизнь режима жесточайшей экономии государственных средств.

Ставя Вас в известность о сложившихся отношениях Центрального банка России с Министерством экономики и финансов, полагал бы очень важным найти в Вашем лице понимание и поддержку.

10 апреля 1992 г., Банк России VI Съезду народных депутатов Российской Федерации «Основные направления денежно-кредитной политики»:

Основная угроза денежной стабильности исходит от прямого кредитования дефицита государственного бюджета. Такие кредиты предоставляются в настоящее время под крайне низкий процент (5%), увеличивают общую денежную массу, в значительной степени обналичиваются и не имеют в ближайшее время источников возврата. Вследствие низкого процента и неоформленности этих кредитов ценными бумагами Центральный банк не может реализовать на рынке этот висящий мертвым грузом актив (хотя свободные денежные ресурсы на рынке есть), сократив тем самым общую величину денежной массы.

Поэтому Центральный банк говорит Правительству: мы не будем продолжать обслуживать бюджетный дефицит в старых формах. Если налоговых поступлений не хватает для финансирования государственных расходов, Правительство должно заимствовать

ресурсы, используя рыночные, а не административные механизмы. Центральный банк поможет Правительству разместить долговые обязательства на рынке, но для того, чтобы их покупали, нужно платить конкурентоспособный процент.

Наладить такую работу непросто, но эти вопросы Центральный банк ставит перед Правительством уже в течение достаточно длительного времени.

13 апреля 1992 г., письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

Банк России, действуя в полном соответствии с банковским законодательством... после неоднократных, но тщетных попыток убедить руководство министерство финансов Российской Федерации в необходимости ликвидации изжившей себя системы учета кассового исполнения бюджета, начиная с 01.01.92 г. перевел государственные предприятия, организации и учреждения на расходование бюджетных средств в пределах реально поступивших в республиканский бюджет доходов. При этом впервые было реально произведено разделение ресурсов банковской ситсемы и бюджета, что сделал невозможным несанкционированное замещение расходов бюджета денежными средствами банков.

20 апреля 1992 г., Письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

...Что касается автоматического распределения доходов на республиканские и местные, на чем настаивает Министерство финансов Российской Федерации, и что в настоящее время практически неосуществимо, то Банк России предложил Министерству финансов Российской Федерации открыть дополнительные счета по видам доходов для зачисления на них средств налогоплательщиков платежными поручениями. Такая мера позволила бы, по нашему мнению, избежать неправомерного направления доходов республиканского бюджета на счета местных бюджетов.

23 мая 1992 г., Письмо Г.Матюхина Р.Хасбулатову:

23 мая 1992 г. Банком России повышена официальная учетная ставка с 50 процентов до 80 процентов годовых.

Это решение было вызвано сохранением инфляционных тенденций в экономике и растущим спросом на кредитные ресурсы со стороны предприятий. Текущие темпы роста цен составляют в настоящее время около 10-15 процентов в месяц или более 150 процентов в год. Ожидаемые на ближайшие 12 месяцев темпы инфляции также остаются на достаточно высоком уровне, что обусловлено, в частности, намеченной либерализацией цен на энергоносители и планируемым

дефицитом госбюджета во 2 квартале с.г. на сумму до 170 млрд. рублей...

...Центральный банк испытывает постоянное давление со стороны Правительства на выдачу

новых и новых кредитов за счет денежной эмиссии для решения сугубо структурных проблем, которые должны решаться с помощью бюджетных или организационных мер Правительства. Центральный банк не в состоянии выдержать это политическое давление, соглашаясь или отказываясь выдавать кредиты на конкретные экономические нужды.

В этих условиях единственное средство для борьбы с экономическим развалом и инфляцией, находящееся в распоряжении Центрального банка - это установление "естественного", рыночного

уровня официальной учетной ставки, что сдерживает дальнейшее развитие инфляционной спирали...

21 мая 1992 г. Центральный банк, Справка о выданных кредитах:

Правительство и Центральный банк России приняли решение выделить необходимые кредитные ресурсы коммерческим банкам для кредитования ими государственных предприятий и организаций приоритетных отраслей хозяйства на оплату акцептованных ими актов за сырье, материалы, комплектующие изделия и на завершение строительства объектов с высокой степенью готовности в размере до 200,0 млрд. рублей.

Указанные кредиты выделялись в основном через региональные управления Центрального банка России. В апреле текущего года выделено 70,0 млрд. рублей, в том числе промышленности - 50,0 млрд. рублей, из них для финансирования отраслевых коммерческих банков - 1,8 млрд. рублей„ сельскому хозяйству - 20,0 млрд. рублей. В мае дополнительно выделено 14,5 млрд. рублей, в

том числе сельскому хозяйству - 8,5 млрд. рублей, на инвестиционные нужды - 2,0 млрд. рублей и коммерческим банкам для кредитования заттрат по обеспечению поставок зерноуборочной техники предприятиям АПК к уборочной кампании 1992 года. Кроме того, для кредитования товаров досрочного завоза в районы Крайнего Севера предусмотрено - 35,0 млрд. руюлей, из которых в настоящее время выделено - 25,0 млрд. рублей...

В дальнейшем предполагается выделять коммерческим банкам кредиты из указанной выше суммы сельскому хозяйству в основном в период уборки урожая (с июля по октябрь), из них в настоящий момент выделяется 20,0 млрд. рублей для хлебоприемных предприятий и организаций согласно заключенным договорам контрактации на закупку зерна в госресурсы, на инвестиционные нужды и прочим отраслям равномерно до конца года (около 10,0 млрд. рублей в месяц).

2 июня 1992 г., Заседание российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, Известия, 3 июня 1992 г., с.2:

В ходе дискуссии участники заседания поинтересовались, как относится правительство к идее подчинения себе ЦБР. На это Е. Гайдар сказал, что подобная мера использовалась во многих странах во времена кризиса. «Сейчас я не имею никаких легальных возможностей повлиять на выпуск банкнот и обеспечение платежей». Логично было бы обеспечить оперативное подчинение ЦБР правительству в этих вопросах, а политику кредитования оставить прежней.

10 июня 1992 г., Письмо Л.Алякиной (зампреда Центробанка) А.Нечаеву:

По существу предложений Председателя Верховного Совета Республики Южная Осетия Кулумбекова Т.Г. сообщаем, что их реализация в рамках Закона РФ "О центральном банке РСФСР" (Банке России) не представляется возможной.

Что касается финансовой помощи для Республики Южная Осетия, то, по нашему мнению, она может быть оказана на кредитной или безвоздмезной основе в рамках межгосудартвеного соглашения между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией.

25 июня 1992 г., Письмо В.Мащица Е.Гайдару:

По имеющейся информации, Центральный банк России направил 17 июня с.г. телеграмму в адрес своих отделений на местах, в которой сообщил, что Центральный банк не гарантирует платежи за

отгруженные товары в государства рублевой зоны, за пределы России, и просит информировать об этом поставщиков - предприятия и организации, предлагая им сдерживать поставки продукции. При отсутствии возможности сбыта продукции на территории России будут выдаваться кредиты под запасы этих товаров до их отгрузки.

Считаем, что указанные рекомендации Центрального банка России противоречат Указу Президента

Российской Федерации "О мерах защите денежной системы Российской Федерации" и могут затруднить переговоры с государствами, желающими сохранить на своей территории денежную единицу России - рубль...

Кроме этого, подобные меры ведут к нарушению подписанных соглашений между Российскрй Федерацией и Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Республикой Кыргызстан о снятии ограничений в хозяйственной деятельности, в которых правительства и их центральные банки договорились обеспечивать режим беспрепятственного перемещения товаров и всех видов денежных средств.

14 июля 1992 г., Письмо Г.Матюхина Б.Ельцину, Р.Хасбулатову, Е.Гайдару, В.Барчуку:

В целях сдерживания инфляции и восстановления устойчивости покупательной способности рубля кредитно--денежная политика Центрального банка Российской Федерации в 1992 году направлена на ограничение роста денежной массы в обращении в первую очередь за счет кредитов банка Правительству в пределах утвержденных законодательством лимитов, либерализации процентных ставок коммерческих банков, проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг, повсеместного перехода на межбанковские расчеты как внутри республики, так и с бывшими союзными республиками через корреспондентские счета. При этом Центральный банк Российской Федерации исходил из необходимости определения лимита прироста задолженности Правительства в 300-350 млрд. рублей (но не более 5% от валового внутреннего продукта России в текущих ценах).
...

В текущем году не только не достигнуто сокращение задолженности Правительства Российской Федерации по кредитам Центрального банка Российской Федерации в сравнении с прошлым годом, но и допущен рост указанной задолженности более чем в 4 раза. В 1992 году Центральный банк Российской Федерации в соответствии с Законами Российской Федерации "О бюджетной системе Российской Федерации на 1 квартал 1992 году", "Об уточнении бюджетной системы Российской Федерации на 1 квартал 1992 года", постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О финансировании республиканских расходов Российской Федерации в мае-июне 1992 года" предоставил Министерству финaнсов Российской Федерации кредит в обцей сумме 282,5 млрд. рублей, в том числе на покрытие дефицита республиканского бюджета 1 и 2 кварталов 1992 года - 252,5 млрд. рублей и для финансового обеспечения конверсии военного производства - 30 млрд. рублей в счет открытой кредитной линии в размере 77 млрд. рублей..., в июле т.г. дополнительно выдан кредит Министерству финансов Российской Федерации на покрытие дефицита республиканского бюджета в размере 300 млрд. рублей сроком на 10 лет, открыта кредитная линия на инвестиционные нужды в размере 70 млрд. рублей. Учитывая, что задолженность Министерства финансов Российской Федерации (с учетом кредитов на инвестиционные нужды) на 1 июля 1992 г. составляет 696,8 млрд. рублей. В объеме годового рачетного ВВП на 1992 год полученные кредиты Правительству России уже занимают 4,5% процента.
Несмотря на значительные размеры задолжнности Правительства Российской Федерации перед Банком России Министерство финансов Российской Федерации... в части поплнения оборотных средств государственных предприятий и организаций представило дополнительную заявку на выделение кредитов на эти цели в размере 1000 млрд. рублей. Центральный банк предусматривает выдачу кредита на указанные цели в размере 100 млрд. рублей.

В этой связи Центральный банк Российской Федерации необходимым:

...

- установить лимит задолженности Министерства финансов Российской Федерации по кредитам Центрального банка Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации считает также, что любое решение о дополнительном прямом кредитованиии Министерства финансов Российской Федерации должно приниматься только при одновременном выпуске государственных займов. В текущем году размер нового государственного займа должен быть уже не менее 450 млрд. рублей.

17 июля 1992 г. Г.Матюхин был смещен с поста руководителя Центрального банка России, а на его место был назначен В.Геращенко. Взаимоотношения нового банкира с Е.Гайдаром оказались совсем другими. Стоило, например, 6 августа третьестепенному правительственному чиновнику запросить 150 млрд. рублей кредита, как на следующий день он был уже согласован.

6 августа 1992 г., Письмо замминистра финансов К.Молчанова Банку России:

Учитывая необходимость закладок в госрезерв продовольствия, топлива, нефтепродуктов и др. материальных ценностей, а также, что часть материальных ценностей уже заложена в госрезерв, Министерство финансов России полагает необходимым обратиться в Президиум Верховного Совета Российской Федерации с просьбой о выделении Центральным банком России целевого кредита в сумме 150 млрд. рублей со сроком погашения до 1 августа 1993 г., а на 50 млрд. рублей выдать Госрезерву России бюджетную ссуду с погашением ее до конца текущего года.

7 августа 1992 г., Срочное донесение первого зампреда Госрезерва России Б.Слезкина в Правительство России:

Сообщаем, что вопрос о выделении целевого кредита Госрезерву России для закладки в 1992 году в госрезерв топлива, продовольствия и других необходимых для народного хозяйства материальных ценностей в размере 150 млрд.рублей с Центральным банком Российской Федерации (В.В.Геращенко) в рабочем порядке согласован.

денежная политика, Гайдар

Previous post Next post
Up