Кто кого субсидирует? В каких размерах? И зачем?

Nov 29, 2008 09:40



В обсуждениях последнего времени неоднократно возникала тема субсидий, предоставляемых Грузии со стороны Запада, прежде всего США. Высказывались мнения, согласно которым экономика Грузии полностью или преимущественно держится на американских грантах. Этот вопрос заслуживает внимательного рассмотрения.

Проведенный анализ показывает, что финансовая помощь Грузии со стороны внешнего мира, в том числе из США, действительно существует. Однако ее настоящие размеры не имеют ничего общего с популярными, но неверными представлениями. Во-первых, ее размеры - по любым критериям - вряд ли могут быть названы значительными. Во-вторых, в последние годы внешняя помощь Грузии заметно снизилась по сравнению со временами президента Э.Шеварнадзе, когда она превышала четверть бюджетных доходов (как, например, в 1995 г.).


Таблица 1. Гранты и субсидии, полученные Грузией в 2003-2008 гг.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

2008 оц.

Все гранты, млн.дол.

22,6

65,1

57,7

94,4

61,8

365,6

Все гранты в % к бюджетным доходам

3,5

5,5

3,7

4,5

2,1

9,3

Все гранты в % к ВВП

0,6

1,3

0,9

1,2

0,6

2,7

Все гранты на душу населения, дол.

5

15

13

21

14

83

Гранты США, млн.дол.

44,7

54,9

54,6

29,0

35,2

Гранты США в % к бюджетным доходам

3,8

3,5

2,6

1,0

0,9

Гранты США в % к ВВП

0,9

0,9

0,7

0,3

0,3

Гранты США на душу населения, дол.

10

13

12

7

8

Справочно:

ВВП на душу населения, дол.

919

1188

1484

1764

2355

3032

Источники: Министерство финансов Грузии, МВФ.

Для сравнения полезно взглянуть на размер грантов и субсидий, полученных от внешних доноров Южной Осетией. В отличие от Грузии, получающей внешнюю помощь из многих стран мира, Южная Осетия получает субсидии только и исключительно из России.

(Дополнение от 2 декабря: Обнаружился еще грант от Евросоюза, обещанный в 2006 г. в размере 10 млн. евро. Доноры смогли собрать только 4,7 млн. евро. Данных о масштабах и сроках использования этих средств пока нет).

Таблица 2. Гранты и субсидии, полученные Южной Осетией в 2005-2008 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2008 оц.

Все гранты, млн.дол.

20,4

26,6

70,9

96,8

Все гранты в % к бюджетным доходам



...

95,8

...

Все гранты в % к ВВП

71,6

82,8

178,0

196,0

Все гранты на душу населения, дол.

425

555

1510

2091

Справочно:

ВВП на душу населения, дол.

593

670

848

1067

Источник: Министерство финансов России, расчеты ИЭА.

Нетрудно видеть, что субсидии играют несопоставимо более значимую роль в экономике Южной Осетии, нежели Грузии. Строго говоря, трудно говорить о существовании в настоящее время какой-либо независимой экономики Южной Осетии вне и без масштабных российских субсидий.

В то время как до Августовской войны внешние гранты и субсидии Грузии составляли 0,6-1,3% ее ВВП, в Южной Осетии они в 2005-2006 годах были близки к размерам ВВП, а в 2007-2008 годах - почти вдвое превышали его. В то время как до Августовской войны гранты и субсидии на душу населения в Грузии составляли 13-21 дол., в Южной Осетии они выросли с 425 дол. в 2005 г. до более чем 1500 дол. в 2007 г. и более чем 2000 дол. в 2008 г. Разница в величине внешней помощи на душу населения между Грузией и Южной Осетией в 2007 г. оказывается более чем стократной.

На донорской конференции 22 октября 2008 г. 38 стран и 15 международных организаций заявили о своей готовности оказать финансовую и экономическую поддержку Грузии в размере 4,5 млрд.дол. (из них 2 млрд.дол. - безвозмездная помощь, 2,5 млрд.дол. - кредиты). О готовности оказать финансовую помощь Южной Осетии в размере 10 млрд.руб. премьер-министр России В.Путин объявил еще 9 августа 2008 г. во Владикавказе.

(Дополнение от 2 декабря: В дальнейшем эта сумма была увеличена до 12,8 млрд.руб.)

Международная помощь, обещанная Грузии, предназначена также и для населения Абхазии и Южной Осетии, причем грузинское правительство подтвердило свои обязательства об использовании части помощи на территории этих регионов. В то же время внешняя помощь со стороны России предназначена исключительно для Южной Осетии.

(Дополнение от 2 декабря: помощь, обещанная международными донорами Грузии, должна быть предоставлена в течение трех лет. Помощь, обещанная Россией Южной Осетии, должна быть предоставлена в течение одного года. Поэтому для приведения данных таблицы 3 в сопоставимый вид - в расчете на год - необходимо уменьшить грузинские показатели примерно втрое).

Таблица 3. Сравнение размеров помощи, обещанной Грузии и Южной Осетии со стороны внешних доноров в связи с Августовской войной (в скобках - в расчете на год).

Показатели

Грузия

Южная Осетия

Вся объявленная помощь, млн.дол.

2000 (667)

527

Помощь в % к ВВП 2008 г.

15,0 (5,0)

746,5

Помощь на душу населения по состоянию на 2008 г., дол.

414 (138)

11386

Источник: расчеты Института экономического анализа.

Нетрудно видеть, что масштабы помощи, обещанной Россией Южной Осетии, превышают размеры помощи, обещанной международным сообществом Грузии, примерно в 50 раз относительно их ВВП и примерно в 27 раз - на душу населения (дополнение от 2 декабря: в сопоставимом виде - в 150 раз относительно их ВВП и примерно в 80 раз - на душу населения).

Российская помощь на душу населения Южной Осетии превышает ее душевой ВВП примерно в 11 раз. Эти средства не включают в себя расходы на завершение строительства и оборудование военной базы в Джаве и Цхинвали, оцениваемые в настоящее время в 500-600 млн.дол. С учетом этих расходов общие затраты российского бюджета составят примерно 2000% югоосетинского ВВП 2008 г., или около 23-25 тыс.дол. на одного жителя Южной Осетии.

Следует заметить, что в таких или сопоставимых с такими масштабах, как в случае с Южной Осетией, бюджетную помощь не получает ни один регион Российской Федерации. Кроме того, неизвестно ни об одной территории мира, которая получала бы внешнюю помощь в таких же или сопоставимых размерах, как Южная Осетия.
Интересно, что еще задолго до Августовской войны сделало и после войны подтвердило столь уникальную ценность Южной Осетии в глазах российского руководства?

П.С. от 30 ноября. Несколько уточнений.

1. Источниками данных второй таблицы являются Министерство финансов России, а также расчеты ИЭА. Источником данных таблицы 3 являются расчеты ИЭА.

2. Из 4,5 млрд.дол. международной помощи Грузии, объявленной 22 октября, 2 млрд.дол. представляют собой гранты и 2,5 млрд.дол. - займы, предоставляемые под низкие проценты. Согласно определению грантов и субсидий к ним относятся только средства, предоставляемые на безвозвратной основе. Поэтому цифра субсидий Грузии соответствующим образом исправлена. Вся помощь, предоставляемая Южной Осетии Россией, является безвозмездной.

3. Помощь Грузии, объявленная 22 октября, является лишь обязательствами доноров по предоставлению средств в течение 3 лет. Фактическое предоставление средств, как правило, отличается от обещаний.

4. Не весь объем помощи, объявленной 22 октября, является новыми обязательствами стран и организаций-доноров. Например, обязательства Евросоюза на 2008 год в размере 180 млн.дол. являются суммой обязательств, сделанных до войны, в размере 69 млн.дол. и обязательств, принятых после войны, в размере 111 млн.дол.

5. Средства, полученные Грузией до 1 октября 2008 г., даже если они и входят в пакет 4,5 млрд дол., включены в колонку 2008 года (оценка).

6. Данные о грантах, полученных Грузией со стороны США в 2004-08 гг., уточнены и дополнены. Исправленные и дополненные данные включены в таблицу 1.

7. Произведено первое уточнение ВВП Южной Осетии. В силу того, что существующие данные об экономике Южной Осетии весьма ограничены, первоначальная оценка югоосетинского ВВП оказалась завышенной. Получение более полных данных может привести к дальнейшему уточнению размеров ВВП Южной Осетии.
Previous post Next post
Up