Альтернативные выборы - от идеи до воплощения

Oct 24, 2012 06:14


В последнем выпуске передачи «Полный Альбац» ее ведущая напомнила о статье, предлагавшей, по ее мнению, выборы среди оппозиционных активистов еще в 2005 г.:

Е.АЛЬБАЦ: Идея проведения «праймериз» среди оппозиции - идея Навального и Маши Гайдар, они ее высказывали еще в 2005 г. Кстати, многие из политиков оппозиционных партий, зарегистрированных, были против, они пробивали эту идею - я неплохо знаю эту историю.

На следующий день один из авторов указанной статьи, А.Навальный, в своем посте напомнил, что их совместная с М.Гайдар статья появилась не в 2005 г., а в 2008 г.:

«Лично я это слушаю с 1 апреля 2008 года, когда в "Ведомостях" вышла наша с    програмная статья "Оппозиция: проведём выборы сами". (полный текст для тех у кого нет подписки на "Ведомости)».

О том, что идея проведения альтернативных выборов в апреле 2008 г. была не нова, А.Навальный отметил в том же посте:
« О необходимости проведения праймериз говорили много и давно. Сейчас настало время принять какие-то реальные усилия в этом направлении».

История идеи альтернативных выборов в нашей стране, похоже, действительно начинается в 2005 г. Правда, ее начало было немного другим.

До 2005 г. в нашей стране господствовала идея объединения политических сил исключительно по партийному, в крайнем случае, по идеологическому признаку.

Первым идею внеидеологического оппозиционного объединения выдвинул Г.Каспаров. Было это в 2005 г. В том же году им был создан Объединенный гражданский фронт.
Из Программных тезисов ОГФ (февраль 2006 г.):

«Наша цель - замена номенклатурно-олигархического государства на демократию современного типа. Единственный способ достижения этой цели - создать широкую внеидеологическую оппозиционную коалицию».

В следующем году эта идея получила дальнейшее развитие при создании Г.Каспаровым и рядом других активистов, включая и автора этих строк, межпартийной коалиции «Другая Россия».

Идея проведения альтернативных выборов, организуемых не властью, а оппозицией, была детально изложена, в частности, на Второй конференции «Другой России» 8 июля 2007 г.:

«Проблема не в том, что плохо проигрывать выборы. Проиграть честные, открытые, справедливые выборы - можно. Поражение в честной борьбе - это достойное дело. Проигрывать нечестные, несправедливые, неконкурентные выборы - глупо. Более того, участвовать в нелегитимных выборах, точнее, как сказал Сергей Адамович Ковалев, в имитации выборов с нелегитимными участниками, с предрешенным результатом - нерационально, нелепо, аморально. Потому что участие в таких выборах прежде всего укрепляет их мафию. Потому что такое участие разрушает нашу собственную страну. Потому что такое участие лишает нас нашего главного ресурса - наших принципов, подрывает нашу мораль. Потому что своим участием мы легитимизируем и нелегитимные процедуры, и нелегитимных участников такой имитации со стороны власти, и саму эту нелегитимную власть. По сути дела, участие в имитации парламентских и президентских выборов, предстоящих осенью и зимой, - это участие в проекте мафиозной группы по сохранению собственной власти, легитимизация этого проекта. Зачем это «Другой России»?

Мы сталкиваемся с непростым выбором. Совершенно ясно, что будет сделано все возможное и невозможное, открытое и скрытое, законное и незаконное и преступное, чтобы обеспечить победу их кандидата. Что же нам делать? Участвовать в имитации этих выборов или не участвовать? Если «Другая Россия« участвует в выборах, она легитимизирует нелегимную власть. Если «Другая Россия» не участвует в них, то тогда поле борьбы отдается этой власти без боя. И поле борьбы, и собственная страна, и судьбы наших граждан.

Что делать?

Отвечая на этот вопрос, я хотел бы сделать предложение для нашего обсуждения. Предложение  состоит из трех следующих пунктов.

Первое: недопустимость участия в каких-либо операциях мафиозной власти, мафиозной диктатуры, включая в том числе и неучастие в нелегитимных, имитационных выборах с предрешенным результатом, какими бы они ни были, - парламентскими или президентскими.

Второе: участие в национальных выборах - и парламентских и президентских.

Третье: что означает одновременное и участие и неучастие в выборах? В каких выборах участвовать? В своих. В других выборах. В выборах, которые будет проводить сама "Другая Россия". По честным, справедливым, ясным, твердым правилам. В выборах, которые будут проводить сами члены "Другой России" - представители различных партий и организаций.

Участники «Другой России» как никто заинтересованы в том, чтобы выборы происходили именно таким образом - честным и открытым. Такой проект вовлекает всех нас в единое, настоящее, крупное дело. «Другой России» нужны выступления, нужны акции, нужна власть. Но выступления нужны не для самих выступлений. Акции нужны не для самих акций, а власть нужна не для самой власти. И выступления, и акции, и власть - все это нужно для создания демократической системы в стране. Демократическую систему невозможно создать из одних только выступлений. Необходимо создание демократических институтов в стране. И они могут быть созданы. В том числе опираясь на ту работу, которая уже начата в регионах - подготовка региональных конференций, праймериз, ассамблей. Участие в таких альтернативных выборах может быть открыто для всех, в том числе и для тех политических партий и организаций, которых сегодня здесь нет. Но если эти выборы будут более открытыми, более широкими, более представительными, проводимыми по честным и твердым процедурам, то они имеют шанс стать более легитимными, чем их выборы. А точнее: стать легитимными выборами в отличие от их нелегитимной имитации.

Альтернативные выборы - это перспективный проект "Другой России". Это проект, который может ее существенно расширить и укрепить. Если «Другую Россию» рассматривать как политическую партию, как политическое движение, то мы вряд ли имеем право проводить такие выборы. Однако если «Другая Россия» является круглым столом, представляющим всех граждан страны, если «Другая Россия» является представителем российского гражданского общества, то мы не только имеем на это право, мы обязаны это сделать.

Мы обязаны сделать все возможное для того, чтобы дать миллионам наших сограждан, треть которых, кстати, согласно социологическим опросам, считает нелегитимными официальные выборы, возможность высказаться по принципиальным вопросам нашей жизни, одновременно не подставляя их лишний раз под омоновские дубинки. Подставлять спины и головы под дубинки можно, если это ведет к победе. Подставлять просто так - для обоснования милицейского туризма - нелепо. Давайте попробуем сделать проект под названием «Альтернативные выборы», проект, позволяющий выразить интересы подавляющего большинства граждан нашей страны. В результате выборов появятся новые органы - органы народного представительства, органы экспертного обсуждения, органы политического согласования.

Осуществление этого проекта, как и весь поединок с мафиозной властью, не обещает быть простым. Он может быть трудным и долгим. Но проект «Альтернативные выборы» хорош еще и тем, что он не гарантирует ее победителям ни власти, ни теплых мест, ни дач, ни лимузинов. Наоборот, победители таких выборов многим рискуют. У них впереди гарантировано другое - возможно, годы противостояния мафиозной власти с гигантскими ресурсами. Но в рамках такого проекта быстро выяснится, какие кандидаты выдвигаются у нас для того, чтобы действительно работать для своих граждан, для своего народа, для своей страны, а какие - для того, чтобы «согреться», для галочки в биографии: «участник президентских выборов».

Возможно, подобные идеи альтернативных выборов высказывались и раньше. Но свою современную жизнь эта идея начала, похоже, именно летом 2007 г.

Идея оппозиционных праймериз была опробована осенью и зимой 2007 г. во время выборов среди активистов Общегражданского движения кандидата от объединенной оппозиции для президентских выборов 2008 г. На оппозиционных выборах тогда заметное число голосов получили Г.Каспаров, М.Касьянов, В.Геращенко.

Весной 2008 г. идея альтернативных выборов была применена при частичном избрании среди активистов Общегражданского движения делегатов левой, патриотической и либеральной курий Национальной Ассамблеи. В последующем в рамках Национальной Ассамблеи под руководством Д.Билунова были разработаны принципы альтернативного избирательного законодательства.

Позже, осенью 2012 г., в выборах КС российской оппозиции приняли участие делегаты Национальной Ассамблеи Д.Быков, Г.Каспаров, С.Удальцов, А.Илларионов, А.Пионтковский, С.Давидис, Л.Развозжаев, Д.Билунов, И.Тютрин, А.Рыклин, Р.Доброхотов, К.Янкаускас, Н.Ляскин, А.Удальцова, С.Гуляев, Е.Васильева, К.Лебедев, А.Сахнин, К.Косякин, Ю.Мухин.

В апреле 2008 г. была опубликована вышеупомянутая статья А.Навального и М.Гайдар:

«Если политическая ситуация такова, что свободных выборов, на которых могли бы конкурировать оппозиционеры, нет, то нужно провести выборы самим. Бессмысленно ждать от властей (даже в преддверии возможной и мифологической «оттепели») создания условий для «нормальной работы

оппозиции».

Правда, цель таких выборов по предложению авторов указанной статьи несколько отличалась от цели выборов в предложении, сделанном мной. В отличие от целей создания правовой основы нового общества и начала формирования демократических институтов власти авторы статьи в «Ведомостях» выступали за другое - за получение лидерами «поддержки населения» и «признание победителя проигравшими»:

«...от отсутствия конкуренции прежде всего страдает сама оппозиция: нельзя определить, какие лидеры, подходы и идеологии лучше воспринимаются населением. То же касается и «новых лидеров». Назначить человека на должность лидера невозможно. Сами «новые лидеры» не могут доказать, что их время пришло... Борьба с властью действительно делает политика оппозиционером. Но этого недостаточно, чтобы претендовать на власть от имени народа... Победа на таких выборах должна выявить... того лидера, который возьмет на себяответственность в борьбе за власть. Проигравшие должны признать победителя и поддержать его... Конкурентная борьба выявит новых политиков, которым не нужно будет идти на поклон к партийным бонзам и договариваться с ними. Они будут обращаться напрямую к избирателям».

В мае 2011 г. вышла книга Л.Волкова и Ф.Крашенинникова «Облачная демократия». В октябре 2011 г. авторы этой книги презентовали свой проект «Демократия - 2», опробованный затем во время сезона парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг.

31 июля 2012 г. Оргкомитет протестных действий сформировал Центральный выборный комитет под руководством Л.Волкова и объявил о начале кампании по выборам в Координационный Совет российской оппозиции.

Августовская статья 2012 г. также пронизана идеями определения политических лидеров и получения этими лидерами персональных полномочий:

«Потому что это и есть публичная политика: хочешь сидеть в президиуме с важным видом - вперёд на выборы... Так и только так мы решим вопрос о том, кто популярен, а кто нет. Какая идеология доминирует, а какая маргинальна... Такие выборы - единственный шанс для новых активных людей проявить себя и занять лидирующие позицию».

22 октября 2012 г. в результате первых в истории России альтернативных общенациональных выборов был избран Координационный Совет российской оппозиции в составе 45 членов. Именно этим людям в своей работе и предстоит определить, какой именно модели будет следовать новоизбранный орган - модели максимально широкого представительства реально существующих в обществе разнообразных взглядов и интересов или же модели подчинения этих взглядов и интересов тем или иным политическим лидерам.

П.С.

Виктор Корб справедливо обращает внимание на то, что его предложения об организации альтернативных гражданских выборов были обнародованы еще в октябре-ноябре 2006 г.

Статья «Построим новую страну» от 7 октября 2006 г.:

«...выстраивать «с нуля» всевозможные системы реального самоуправления, восстанавливать навыки и механизмы общественных дискуссий, формировать действенные гражданские институты, способные решать реальные проблемы людей, независимо и вопреки неэффективному коррумпированному государству - все это можно и нужно делать. Необходимо восстанавливать и механизмы реальных выборов - не в нынешние нелигитимные органы власти, а в новые гражданские: учиться правильно выбирать представительные структуры (советы), осваивать навыки коалиционного взаимодействия при формировании исполнительных структур (кабинетов), избирать гражданских арбитров, воссоздавать независимые СМИ…»

Статья «Строить новую Россию» от 14 ноября 2006 г.:

«Мы не должны откладывать важнейшие действия по мобилизации гражданского ресурса на потом. Участвуя в заведомо недемократических "выборах, похожих на парламентские", мы соглашаемся с укреплением режима путем все большей и большей его легитимизации. Мы должны немедленно развернуть деятельность по формированию в России системы новой реальной легитимности. Говоря совсем просто - провести в 2007 году альтернативные всеобщие гражданские выборы... Систематическая масштабная организация альтернативных гражданских выборов, в том числе: гражданских лидеров, гражданских омбудсменов, гражданских (народных) Советов, комитетов, теневых правительств и других необходимых институтов политической самоорганизации и самозащиты гражданского общества. При формировании всех институтов, безусловно, требуется соблюдение гражданско-демократической легитимности, не допускающее никаких форм "самозванства"».

гражданское движение, координационный совет, выборы, демократия

Previous post Next post
Up