Несколько материалов о путче. Ельцин

Aug 24, 2011 21:39



Бакланов: Варенников с самого начала занимал принципиальную позицию. Он постоянно слал нам телеграммы, требуя арестовать Ельцина. Но, повторяю, этим должны были заниматься силовики. А они не только не арестовали, но, более того, выпустили его 19 августа с госдачи. Ельцину ведь по статусу была положена охрана. Но когда он вернулся от Назарбаева на дачу, его не только не "закрыли" там, не изолировали, по крайней мере, но спокойно выпустили в Белый дом. Как это можно было делать?!
http://www.fontanka.ru/2011/08/19/018/

- Вы планировали провести аресты?
Стародубцев: Не аресты, а задержание одного-единственного человека - Ельцина, да и то только после того, как он заявил, что не признает ГКЧП. Если бы мы планировали аресты, то сначала арестовали бы по-тихому, а только потом объявили чрезвычайное положение. Но мы надеялись, что Ельцин смирится и не будет выступать. А когда оказалось, что он оказывает сопротивление, решили его все-таки задержать, но было поздно.
http://www.mk.ru/politics/interview/2011/08/18/615539-dve-versii-odnogo-perevorota-.html

Ельцин: ...тогда, 19-го, я позвонил ему. Это был один из моих самых первых звонков из Архангельского. Я напомнил ему наш старый разговор. Грачев смутился, взял долгую паузу, было слышно, как он напряженно дышит на том конце провода. Наконец, проговорил, что для него, офицера, невозможно нарушить приказ. И я сказал ему что-то вроде: я не хочу вас подставлять под удар...
Он ответил: "Подождите, Борис Николаевич, я пришлю вам в Архангельское свою разведроту"... Я поблагодарил, и на том мы расстались. Жена вспоминает, что я положил трубку и сказал ей: "Грачев наш""...
Далее Б.Н. в своей книге пишет, что позиция Грачева многое решила в провале путча - все это правильно, конечно. Но вот деталь. "Рота от Грачева" (уже после того, как Б.Н. срочно уехал в Белый дом) все-таки прибыла. Руководил ею, как без труда определили оставшиеся в доме сотрудники охраны Ельцина, офицер КГБ Зайцев. Руководитель "Альфы" Карпухин в это время (с шести утра!) стоял со своим подразделением из той же группы "А" в лесу и провожал глазами машину Ельцина. Приказа об аресте президента России от своего непосредственного руководства он так и не дождался. Одна "группа захвата" опоздала, другая не успела.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1489478
Рядовые сотрудники групп «А» и «В» действительно не хотели никого убивать. Но решали не они, решал тогда только один человек - председатель КГБ СССР Крючков. И он, как стало известно в ходе расследования The New Times, не принял принципиального решения перейти к активным действиям как минимум дважды. Первый раз - в момент, когда на даче Ельцина в Архангельском собралось все руководство мятежной Российской Федерации. Анатолий Собчак в своих воспоминаниях эмоционально пишет о том, что в этот опаснейший для Ельцина и его команды момент «Альфа» просто опоздала их захватить. Но Группа «А» никуда не опаздывала. 60 бойцов самого известного в СССР спецназа КГБ во главе с самим Карпухиным были от Ельцина и членов российского правительства на расстоянии нескольких сотен метров: они скрытно расположились на рубежах атаки и были полностью готовы к штурму. По словам Карпухина, он лично пять раз связывался с Крючковым и запрашивал добро на захват. Больше того, перехватив переговоры Карпухина с шефом КГБ, офицеры охраны из Девятого управления КГБ (ныне - ФСО), закрепленные за дачей Ельцина, связались с Карпухиным и попросили «не мочить своих». «Если надо, мы их тут сами повяжем!» - обращались офицеры личной охраны к коллегам «ашникам». Но Крючков почему-то добро не дал.
http://newtimes.ru/articles/detail/42501

По сообщению аналитика Ленгли Фрица Эрмарта, процитированного Строубом Тэлботтом в мемуарах, «не было свидетельств о каких-либо перемещениях, которые надо было ожидать перед путчем. Заговорщики не провели серьезной подготовки: не было ни массированного передвижения войск и танков, ни перерыва в работе средств связи, ни глушения западных радиопередач, ни облавы на популярных руководителей реформ». Источники американцев докладывали, что «танки и бронетранспортеры на улицах Москвы не проявляли признаков боевой готовности к захвату политической власти». По словам Тэлботта, Колин Пауэлл, в то время председатель Объединенного комитета начальников штабов США, позвонил министру обороны США Дику Чейни, находившемуся в этот момент в самолете № 1 вместе с президентом Бушем: «Что-то происходит, но происходит не по учебнику. Этих парней послали в Москву без поручений!» Обескураженность американцев понятна: опыт в организации государственных заговоров у КГБ был, и неплохой. Тот же Карпухин получил Звезду Героя за умелый штурм дворца Амина в Афганистане, а среди командного состава «Вымпела» было немало офицеров, отвечавших за подготовку и проведение операции «Шторм 333»**Кодовое название операции по проведению государственного переворота в Афганистане, осуществленной сводными отрядами офицеров КГБ «Гром» и «Зенит» в декабре 1979 года., ставшей мировой классикой в практике осуществления государственных переворотов. Так что людей, знавших глубинные основы организации государственных заговоров не в теории, а на деле, под рукой у Крючкова хватало. Одна из главных загадок ГКЧП - почему Крючков не использовал их потенциал?
http://newtimes.ru/articles/detail/42501

Еще один вопрос: почему председатель КГБ Крючков не арестовал Ельцина на даче в Архангельском и позволил ему уехать в Москву, в Белый дом, хотя спецназ КГБ мог элементарно его остановить?
Горбачев: Думали договориться - я уверен. Ходила делегация заговорщиков к Борису, московская часть заговорщиков, но он не согласился, не пошел на переговоры. Но встреча с людьми Ельцина была. Янаев вышел на Хасбулатова, они же вместе когда-то работали, говорит ему: «Вам не нравится Горбачев, и нам он не нравится. Давайте организуем встречу с Борисом». Борис отказался.
http://newtimes.ru/articles/print/42505

Еще одна загадка: как мог многоопытный Крючков, помогавший Андропову подавлять венгерское восстание 1956 года, допустить, чтобы переворот - а это прежде всего ответственная спецоперация - возглавили не контролирующие себя пьяницы и случайные люди, названные Дмитрием Язовым «бражкой» ГКЧП? Ведь добрая половина путчистов в самый ответственный момент устроила грандиозную пьянку... Как мог Крючков не видеть, что переворот превращается в оперетку?
http://newtimes.ru/articles/detail/42501

Хасбулатов: Утром мы приехали к Лукьянову. Я взял с собой Руцкого и Силаева (вице-президента и председателя правительства РСФСР. - М.З.). Поговорили очень хорошо. Лукьянов сказал, что сделает все возможное, чтобы избежать кровавой развязки. И подчеркнул, что он не входит в ГКЧП, в заговоре он не участвовал, а отдыхал, и его вывезли в Москву на вертолете. Вообще даже большая часть членов ГКЧП не была в курсе планов председателя КГБ Крючкова. Только он и премьер Павлов заранее знали о заговоре. Сейчас есть легенда, что Грачев - некий герой, который перешел на сторону свободы. На самом деле все было не так. Если бы министр обороны дал приказ - то и Грачев, и Громов этот приказ, безусловно, выполнили бы. Грачев так и сказал Ельцину: будет приказ - пойду штурмовать. Но приказ не был отдан потому, что гэкачеписты не хотели проливать кровь. Можно сколько угодно писать, какие мы герои, но главное в другом. Дело даже не в нерешительности этих военных. Просто тогда были другие военные, воспитанные на доктрине, что армия у нас народная, что нельзя стрелять в народ, что надо его защищать, что функция военных - защита от внешнего нападения. Они не были готовы бездумно отдавать и выполнять преступные приказы.
http://www.mk.ru/politics/interview/2011/08/18/615539-dve-versii-odnogo-perevorota-.html

Грачев в этот момент вынужден вести двойную игру. Как абсолютно трезвомыслящий человек он лихорадочно ищет выход из создавшейся ситуации.
Идея с "ротой охраны", которая одновременно и заблокирует Ельцина, и не даст никому пролить лишнюю кровь, кажется ему по-прежнему привлекательной. Он посылает в Белый дом подразделение десантников во главе с генералом Александром Лебедем.
Лебедь ("с особым поручением от Грачева") расставляет своих людей по периметру Белого дома, с некоторым снисходительным цинизмом выслушивает доклады "оборонцев", затем входит в кабинет к Ельцину. Его задача (инструкция Грачева!) - убедить Ельцина "не делать глупостей". Мужская харизма у Лебедя не слабее ельцинской: тяжелый голос, бритый затылок, мощный торс - словом, настоящий спецназ.
- Ну, вот смотрите, Борис Николаевич,- говорит он.- Чем обшит ваш кабинет? Это ж сплошной пластик. Все здание в пластике. А если сюда попадет хотя бы один зажигательный снаряд? Здание в секунды заполыхает, из окон начнут выпрыгивать люди...
Ельцин молчит. Делать ответный ход еще рано.
Он показывает Лебедю другие кабинеты, подводит к окну, проходит по коридору. Прощаясь, тихо спрашивает:
- Ну, хорошо, Александр Иванович, а что бы вы делали на моем месте?
Не демократ, не "республиканец", просто честный служака, вдруг говорит Ельцину: армия выполняет приказ, но чей приказ? Горбачев, и это официально объявлено, временно отстранен. Возьмите на себя командование вооруженными силами.
Как?
- Поскольку Верховного главнокомандующего нет... объявите себя Верховным главнокомандующим.
После этого Лебедь уходит из Белого дома, оставив уже свою "роту охраны".
Б.Н., не задумываясь, выпускает указ, в котором объявляет себя главнокомандующим всеми вооруженными силами на территории России...
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1489478

Грэм: ...одновременно мы заметили некоторые странные вещи. Десятки тысяч людей вокруг Белого дома. Что это за переворот, если народу позволяют собраться на площади? Перемещения Бориса Ельцина и его команды из Архангельского в Белый дом. И там была телефонная связь! Президент Буш хотел связаться с Ельциным, и он моментально ответил. Ну как это, если переворот? Поэтому уже в конце 19-го, самое позднее в начале дня 20 августа мы пришли к заключению: это не революция, не государственный переворот, это путч, и он обречен.
http://www.ria.ru/interview/20110816/418510382.html

Павел Грачев позвонил своему непосредственному начальнику, министру обороны СССР, члену ГКЧП Дмитрию Язову.
Смысл его вопроса был прост: что делать дальше?
- Пошли они на х...- сказал Язов.- Я больше в этом г... не участвую.
Грачев понял приказ начальника и начал вывод войск из столицы.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1489478

Второй раз Крючков отказался от использования Группы «А» в момент собственного пленения 22 августа 1991 года в аэропорту Внуково-2 после возвращения из Фороса. И опять прикрепленные к Крючкову офицеры спецназа не собирались сдаваться и отдавать шефа без боя. - Подчиняйтесь! - приказал шеф КГБ старшему «ашнику» Коростелеву. - Да мы же их порвем! - попытался возразить старший из прикрепленных от Группы «А» офицеров. - Сдайте оружие! - в приказном порядке снова потребовал от «ашников» Крючков. Легенда о том, что группы «Альфа» и «Вымпел» не подчинились приказу ГКЧП, впоследствии позволила этим подразделениям выжить, но к истинному положению дел она не имеет никакого отношения. «Вымпел», и особенно более близкая к Крючкову «Альфа», напрямую подчинявшиеся главе Комитета, могли стать тем самым хрестоматийным для России отрядом «офицеров императорской гвардии», способным осуществить устранение или арест ельцинской команды. Но их об этом никто не попросил. Почему? Недоумевала не только элита советского спецназа КГБ.
http://newtimes.ru/articles/detail/42501

Бакланов: ...повторяю, если бы я ставил себе задачей захват власти, а другие члены ГКЧП мне присягнули, я бы действовал по-другому. Но ГКЧП был коллективным органом, а коллективный орган действует иначе. К тому же в ГКЧП не было консолидации. Лукьянов, например, занимал очень мягкую позицию, в то время как от Верховного Совета зависело очень многое. Язов постоянно говорил о том, что войска предназначены для борьбы с внешним врагом, а не с внутренним. А позиция Крючкова мне до сих пор непонятна. Получилось, что страны нет, а Комитет государственной безопасности весь в белых перчатках. Между тем именно он в первую очередь и отвечал за то, чтобы арестовать Ельцина и отправить его в "санаторий".
http://www.fontanka.ru/2011/08/19/018/

Если бы не череда загадочных смертей, так или иначе связанных с путчем, все действительно было бы похоже на дурацкий водевиль, и к версии о «патриотическом гуманизме» не было бы претензий. Но количество «самоубийств» после 19-21 августа зашкаливает... Так, за полтора дня до своей гибели за помощью к спецназу ГРУ обратился один из членов ГКЧП министр внутренних дел Борис Пуго. По словам источника The New Times в Главном разведывательном управлении, Пуго была выделена спецгруппа численностью 5 человек из состава т.н. «подсолнухов» - боевиков ГРУ, специализирующихся на похищении и устранении особо охраняемых лиц противника. Но по невыясненным причинам группа получила приказ сперва выдвинуться на конспиративную квартиру, а когда разведчики наконец прибыли, чтобы взять под защиту охраняемое лицо, то нашли уже мертвого Пуго и его умирающую супругу. Почему Борис Пуго за несколько часов до «самоубийства» искал для себя профессиональную альтернативную охрану? Почему не верил своим телохранителям из числа прикрепленных офицеров «девятки»? Почему обратился в ГРУ - к традиционному сопернику КГБ?... В субботу, 24 августа, в своем кремлевском кабинете повесился маршал Ахромеев, занимавший по словам других путчистов самую агрессивную и наступательную позицию. Почему маршал, имевший личное табельное оружие, повесился?... 26 августа, на пятый день после провала путчистов, с балкона своей квартиры выбрасывается управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина. На кресле у рабочего стола он оставляет папку с документами, содержащую подробную информацию о коммерческом использовании денежных средств КПСС, организованную специально подготовленными сотрудниками спецслужб как внутри страны, так и за рубежом. Дело по факту самоубийства Кручины выводится в отдельное производство и немедленно засекречивается... 6 октября из окна своей квартиры в возрасте 81 года выбрасывается предшественник Кручины на посту начальника Управления делами ЦК КПСС Георгий Павлов. 17 октября с балкона 12-го этажа падает бывший завсектором международного отдела США Дмитрий Лисоволик. И наконец, в Матросской Тишине предпринимается попытка физической ликвидации Владимира Крючкова... «Как рассказывали сидевшие с Крючковым зэки, в тот день пришла новая медсестра. Она должна была закапать Владимиру Александровичу традиционные глазные капли. Сокамерники Крючкова еще удивились, что это была новая медсестра, которую они раньше никогда не видели. После первых же капель Крючков потерял сознание, и у него произошла остановка сердца. Сразу после этого «медсестра» с «каплями для глаз» исчезла. Крючкова «отлили» сидевшие вместе с ним зэки. Они начали обильно промывать ему глаза и оказали неотложную медицинскую помощь»...
http://newtimes.ru/articles/detail/42501

После провала путча начались странные смерти - людей, связанных с деньгами партии: управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина, его предшественник Павлов, другие…
Горбачев: Николай был хороший человек, я давно его знал… Он покончил жизнь самоубийством, правда, говорят, рядом с телом нашли связки документов… Они попали в свою же ловушку. Или в которую их завели. Ты должна понимать: золото партии - это было золото всей страны… Потом по указанию Ельцина все искали деньги и счета - Горбачева. Ничего не нашли.
http://newtimes.ru/articles/print/42505

В самый разгар кризиса 1998 года одного из авторов пригласили коллеги - ветераны из СВР, чтобы он рассказал о возглавляемых им детских и молодежных проектах нефтяной компании ЮКОС. Встреча состоялась на одной из конспиративных квартир, затерянных в многочисленных московских переулках, примыкающих к Лубянской площади. Когда презентация закончилась, уже прощаясь, один из инициаторов встречи решил напоследок подбодрить докладчика: «Потерпи еще пару лет. Скоро в Кремль придет наш человек». Тогда эта фраза показалась автору самоуверенным бредом. http://newtimes.ru/articles/detail/42509

Ельцин, путч, спецслужбы, Собчак

Previous post Next post
Up