Обычная жизнь великих писателей. Что хотел сказать автор.

Feb 01, 2015 23:25

Честно говоря, в школе я никогда не понимала изучение произведения в контексте "что хотел сказать автор".
Это что, кто-то забрался к нему в голову и выяснил, что именно он хотел сказать? Или может интервью устроили? [...с призраками...] Сомневаюсь. В большинстве случаев это личные домыслы критиков на основе биографии самого автора.
А о собственных впечатлениях, которые намного ярче чьих-то мыслей и остаются у человека навсегда, на уроке и говорить-то было нельзя.
В общем, мне этот момент никогда не нравился.Я не сомневаюсь, что есть авторы, которые сквозь призму своих произведений действительно хотели донести какие-то мысли. Но их пожалуй единицы. А большая часть писателей пишут в свое удовольствие. Просто потому, что не могут не писать. Поэтому и получается хорошо и читается прекрасно.
Сейчас я понимаю, что биографическая информация об авторе, а также представления об эпохе, в которой он жил и писал, помогают понять произведение намного лучше. Но к такому пониманию произведения нужно прийти самому и потом можно обсуждать на уроке. А в школьные годы, благодаря скучнейшей подаче этой информации, я ее пропускала мимо ушей. И в итоге просто наслаждалась произведениями. Что ни говори, а программные произведения были прекрасными.

Сейчас я прохожу белорусскую и русскую литературу по второму кругу со своей дочкой.
К счастью, относительно литературы у нее еще нету этого жуткого стереотипа "если по программе - значит скучно", и читает она с удовольствием.
Не знаю, рассказывали ли им когда-нибудь об эпохах, в которые жили авторы произведений.
Но биографии знать просят. В учебнике их нету, поэтому ищутся они отдельно.
Этим-то я и занималась сегодня на досуге.

Забавно, но сегодня, с высоты прожитых лет, все эти цифры и события чужой жизни предстают совсем в ином свете: они создают атмосферу, оживают и в момент чтения я представляю себе не какого-то абстрактного писателя, а живого человека. Со своими мыслями, чувствами, стремлениями.

Одной такой биографией я впечатлилась.

"пазнаёміўся з нелегальнай рэвалюцыйнай літаратурай, уключыўся з грамадскую дзейнасць, вёў тлумачальныя гутаркі з сялянамі. У 1905 годзе склаў петыцыю пінкавіцкіх сялян з патрабаваннямі да памешчыка, за гэта на пачатку 1906 года быў пераведзены з Пінкавіч на працу ў Верхменскае народнае вучылішча"

"Актыўна ўдзельнічаў у нелегальным настаўніцкім з'ездзе (9.7-10.7.1906) у Мікалаеўшчыне, з'езд разагнала паліцыя і ... забаранілі настаўнічаць."

"без адпаведнага дазволу адкрыў прыватную школу."

"Неўзабаве быў арыштаваны і 15.9.1908 года асуджаны на 3 гады турэмнага зняволення."

"абвінавачваўся ў ажыццяўленні праграмы Усерасійскага саюза настаўнікаў, скіраванай, на думку ўладаў, на падрыў існага ... грамадскага ладу, а таксама ў складанні адозвы да настаўнікаў, якую не пісаў, але сапраўднага аўтара не выдаў."

"Па вызваленні (1911) з верасня ... без дазволу навучаў дзяцей чыгуначнікаў"

Не глядя на его имя, я бы сказала "Что ж за человека-то такой!" И как его пустили к детям????
Я вдруг ясно представила себе картинку такого учителя у моей дочки... Нет уж, спасибо.

А на самом деле он "Народны паэт Беларусі, Акадэмік АН Беларусі, Заслужаны дзеяч навукі Беларусі".
Это Якуб Колас, если кто не догадался.

Вот такая бурная жизнь остается за кадром, рождая прекрасные произведения.

литература, школа, рассуждения, образование

Previous post Next post
Up