Честно говоря, в школе я никогда не понимала изучение произведения в контексте "что хотел сказать автор".
Это что, кто-то забрался к нему в голову и выяснил, что именно он хотел сказать? Или может интервью устроили? [...с призраками...] Сомневаюсь. В большинстве случаев это личные домыслы критиков на основе биографии самого автора.
А о собственных впечатлениях, которые намного ярче чьих-то мыслей и остаются у человека навсегда, на уроке и говорить-то было нельзя.
В общем, мне этот момент никогда не нравился.
Я не сомневаюсь, что есть авторы, которые сквозь призму своих произведений действительно хотели донести какие-то мысли. Но их пожалуй единицы. А большая часть писателей пишут в свое удовольствие. Просто потому, что не могут не писать. Поэтому и получается хорошо и читается прекрасно.
Сейчас я понимаю, что биографическая информация об авторе, а также представления об эпохе, в которой он жил и писал, помогают понять произведение намного лучше. Но к такому пониманию произведения нужно прийти самому и потом можно обсуждать на уроке. А в школьные годы, благодаря скучнейшей подаче этой информации, я ее пропускала мимо ушей. И в итоге просто наслаждалась произведениями. Что ни говори, а программные произведения были прекрасными.
Сейчас я прохожу белорусскую и русскую литературу по второму кругу со своей дочкой.
К счастью, относительно литературы у нее еще нету этого жуткого стереотипа "если по программе - значит скучно", и читает она с удовольствием.
Не знаю, рассказывали ли им когда-нибудь об эпохах, в которые жили авторы произведений.
Но биографии знать просят. В учебнике их нету, поэтому ищутся они отдельно.
Этим-то я и занималась сегодня на досуге.
Забавно, но сегодня, с высоты прожитых лет, все эти цифры и события чужой жизни предстают совсем в ином свете: они создают атмосферу, оживают и в момент чтения я представляю себе не какого-то абстрактного писателя, а живого человека. Со своими мыслями, чувствами, стремлениями.
Одной такой биографией я впечатлилась.
"пазнаёміўся з нелегальнай рэвалюцыйнай літаратурай, уключыўся з грамадскую дзейнасць, вёў тлумачальныя гутаркі з сялянамі. У 1905 годзе склаў петыцыю пінкавіцкіх сялян з патрабаваннямі да памешчыка, за гэта на пачатку 1906 года быў пераведзены з Пінкавіч на працу ў Верхменскае народнае вучылішча"
"Актыўна ўдзельнічаў у нелегальным настаўніцкім з'ездзе (9.7-10.7.1906) у Мікалаеўшчыне, з'езд разагнала паліцыя і ... забаранілі настаўнічаць."
"без адпаведнага дазволу адкрыў прыватную школу."
"Неўзабаве быў арыштаваны і 15.9.1908 года асуджаны на 3 гады турэмнага зняволення."
"абвінавачваўся ў ажыццяўленні праграмы Усерасійскага саюза настаўнікаў, скіраванай, на думку ўладаў, на падрыў існага ... грамадскага ладу, а таксама ў складанні адозвы да настаўнікаў, якую не пісаў, але сапраўднага аўтара не выдаў."
"Па вызваленні (1911) з верасня ... без дазволу навучаў дзяцей чыгуначнікаў"
Не глядя на его имя, я бы сказала "Что ж за человека-то такой!" И как его пустили к детям????
Я вдруг ясно представила себе картинку такого учителя у моей дочки... Нет уж, спасибо.
А на самом деле он "Народны паэт Беларусі, Акадэмік АН Беларусі, Заслужаны дзеяч навукі Беларусі".
Это Якуб Колас, если кто не догадался.
Вот такая бурная жизнь остается за кадром, рождая прекрасные произведения.