Архимейт по-русски. Организация деятельности при поддержке "софта" и "железа"

Mar 10, 2012 13:42

1. Архитектурное описание предприятия: как сделать видимой организацию работ

Архитектура предприятия -- это то, как оно организовано. Как организовано (архитектура) -- это кто над чем работает (кто за что ответственный), и кому эта работа нужна. Предприятие всегда как-то организовано, хорошо или плохо. Организация (архитектура) предприятия невидима (она -- "логический объект"), но можно сделать вполне видимое архитектурное описание. Если есть архитектурное описание, то можно его использовать для обсуждения организации предприятия всеми заинтересованными в этой организации сторонами (включая компетентных в вопросах организации людей) -- и тогда есть шанс, что организацию удастся улучшить. Если документированного на каком-нибудь отчуждаемом из головы носителе информации архитектурного описания нет, то каждый имеет какое-то (не спрашивайте, какое) описание в каком-то (не спрашивайте, в каком) виде в собственной голове, и даже в ходе одного разговора это описание может у одного человека меняться три-четыре раза. При обсуждении организации работ предприятия у всех гарантированно будут разные представления о договоренностях, а результат работ по таким договоренностям описан в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Даже если договорились об "оргструктуре" (единственное, что обычно документируют при таких разговорах), это только маленький кусочек того, о чём правильно было бы договариваться.

Архитектурное описание состоит из ряда диаграмм, по которым люди водят пальчиком, чтобы понять устройство организации и затем договориться, что нужно в организации поменять. Архитектурное описание прежде всего -- это инструмент для заключения договорок важных людей (заинтересованных сторон -- стейкхолдеров) по поводу важных аспектов организации работ, затрагивающих интересы этих стейкхолдеров. Не нужно путать организационные регламенты (в которых написано и важное, и не очень важное, и вообще много слов) с архитектурным описанием, в котором есть только самое-самое важное (то, что если изменить -- то нужно будет менять и много чего остального), зато выраженное максимально формально с целью избежать ошибок.

Для описания архитектуры предприятия используется специальный язык Архимейт. Этот язык позволяет записать самое важное, что есть в организации предприятия -- и проигнорировать мелкие детали.

Сразу оговоримся, что в Архимейте можно описывать только организацию работ для офисного планктона. Никаких объектов реального материального производства в Архимейте описать нельзя, описывается только информация об этих объектах. Никакой варки картофеля, никаких переносов чушки со станка на станок -- только и исключительно информация обо всём этом. Архимейт идеален для банков и страховых компаний, штаб-квартир (из которых реальных цехов не видно), проектных бюро (где тяжёлые балки есть только в компьютерных моделях и бумажных распечатках) и даже штабов строек (где занимаются раздачей поручений и учётом сделанного, но сами руками ничего не делают). А вот те части предприятия, которые занимаются не учётом закручивания гаек, но реально закручивают ржавые гайки, получив их со склада, описать Архимейтом нельзя. Зато складской учёт изобразить, или проектирование и учёт работ -- пожалуйста.

Архитектор -- это тот, кто придумывает такую достигающую поставленные цели архитектуру, которая удовлетворит все заинтересованные стороны, всех стейкхолдеров. Эту архитектуру он придумывает, описывает в виде Архимейт-диаграмм, и согласовывает её с разными важными людьми. Сам момент описания архитектуры на Архимейте неважен. Те, кто просто пишут на Архимейте (испанском, суахили) под диктовку, не могут называться архитекторами, они просто писари (писцы). Ну ладно, архиписари (архиписцы). Архитекторы -- это те, кто придумывает что записывать про организацию, а не как это выразить в Архимейте хитрыми значками.

Для многих людей, назначенных архитекторами (особенно для тех, кто пришёл "из программистов" или "из сисадминов"), оказывается полной неожиданностью неминуемый переход от изображения на Архимейте результатов разных интервью в качестве "архитектурного описания as is" к сочинению "архитектурного описания to be" и немедленно следующему плотному общению с начальством по поводу превращения свежесочиненных диаграмм Архимейта в организационную реальность предприятия. Архимейт поможет вам в вашем деле не больше, чем спеллчекер и умение управляться со стилями Ворда в получении нобелевской премии по литературе.

Вы предупреждены.

2. Деятельность, "софт", "железо"

Самым-самым важным в предприятии Архимейт считает наличие трёх уровней работ, на каждом из которых уменьшается человеческое начало: деятельности, "софта" и "железа". Деятельность без "софта" архаична и беспомощна, "софт" без "железа" мёртв. "Железо" без работы программ -- бесполезное железо, а программы без использования их в деятельности людей тоже никому не нужны. Так что в архитектуре предприятия обязаны быть представлены все три уровня выполнения работ в их взаимосвязи.

На каждом уровне есть свои выполнители работ, и свои объекты работ. Собственно, работа заключается в том, что выполнители изменяют как-то объекты работ. Выполнители работ и объекты работ обычно представлены существительными, работы -- глаголами и отглагольными существительными. Важно, что объекты работ сами ничего выполнять не умеют, они пассивны. А вот выполнители активны, они-то и трудятся над объектами. "Кто-то" (выполнитель работы) что-то делает (работа) с чем-то (объект работы).

Уровень деятельности содержательный. Люди за информацией видят те объекты окружающего мира, которые эта информация изображает. Смотрят на прогноз погоды и видят завтрашнюю погоду (а не описание погоды, на которое они смотрят), смотрят на отчёт о стройке и видят количество реальных этажей (а не собственно отчёт, на который они смотрят), смотрят на отчёт о прибылях и убытках и видят ту самую прибыль (не обращая внимания, отчёт этот на экране или на бумаге). У людей есть интересы и цели, они могут быть ответственными (должны обещать, что выполнять некоторые поручения других людей), у них есть полномочия (могут выдавать некоторым другим людям поручения на выполнение работ). Целенаправленная деятельность, удовлетворяющая интересам и целям каких-то людей-стейкхолдеров, есть только на этом уровне.

Уровень "софта" -- это обработка информации, заключенной в данных. Из одних данных программы делают другие данные, отличающиеся как форматом, так и содержанием. Никто никому ничего не обещает (обещать программы не могут, это могут только люди в их деятельности) и не даёт поручений (поручать могут только люди). На этом уровне известно, что означают данные в реальном мире: ведь опасно к килограммам прибавлять километры. Главная задача уровня программ -- чтобы нужным способом обработанные данные оказались в нужный момент у нужных ответственных, выполняющих какую-то роль в предприятии.

Уровень "железа" -- это бездушный мир, в котором никакой обработки данных уже нет, а есть только хранение и пересылка данных. Конечно, на уровне "железа" тоже есть программы (системный софт), но они уже другого рода -- тут уже никто не знает, что означают эти данные в реальном мире. Задача "железа", как и любого оборудования -- хранить адресуемые как-то байты, не вдаваясь в их смысл, пересылать эти байты по запросам прикладных программ, а также хранить сами программы и давать им возможность выполняться.

3. Элементы и отношения
Предприятие в Архимейте описывается в виде элементов (изображаются разными значками), находящихся друг с другом в каких-то отношениях (разные отношения изображаются в виде по-разному рисуемых соединительных линий между значками элементов). Архимейт ценен тем, что предлагает для описания работы предприятия всего
-- 16 типов элементов для уровня деятельности,
-- 7 типов элементов для уровня программ,
-- 9 типов элементов для уровня оборудования,
-- 11 типов отношений, в которых элементы могут находиться друг с другом, и показ развилок (вида "и" и "или") для этих отношений.

Если вы собираетесь как-то менять предприятие в реальной жизни (а иначе зачем вы вообще стали рисовать диаграммы Архимейта, отражающие его архитектуру?), то для этого можно использовать ещё:
-- 7 типов элементов для целеполагания и обоснования изменений в организации
-- 4 типа элементов для проектирования перехода к новой архитектуре

Еще есть комментарий и отношение связи комментария с какими-то другими элементами, а также рамочка для группировки элементов.

Вот и весь Архимейт, 54 понятия. Но не нужно обольщаться его простотой. В Великом и Могучем тоже всего 33 буквы.

4. Нужен не ты, нужен твой сервис.

Важно, что никакие работы на предприятии не делаются просто так, они все кому-то зачем-то нужны. Сервисы -- это полезные для каких-то других выполнителей (точнее, полезные для работ этих выполнителей) работы, видимые "снаружи" какого-то куска предприятия. Для потребителей сервисов абсолютно неважно, как организовано выполнение этих работ: кто с чем работает, чтобы выставить сервис для внешнего потребления. Для них важно только, по каким каналам (электронная почта, окошечко с девушкой, телефонный звонок и т.д. вели это деятельность) и интерфейсам (если это "софт") будут предоставлены эти сервисы.

Есть сервисы "железа", предоставляемые "софту", и программные сервисы, предоставляемые деятельности. Три уровня предприятия склеены именно этими сервисами -- из каждого уровня главным образом видны только сервисы других уровней. Можно просто не показывать ничего, кроме сервиса: именно сервисы позволяют абстрагироваться от подробностей устройства предприятия, именно сервисы реализуют системный подход и делят всю систему на части. Современные архитектуры сервис-ориентированы.

Эти части системы одновременно функциональны (назначение сервиса -- выполнить какую-то функцию по отношению к использующей его системе, сервисы -- это то, как работы выглядят "извне" подсистемы) и модульны (то есть взаимозаменяемы, если сохраняется функция). Так, можно заменить всё "железо", и "софт" этого не заметит, если сервисы "железа" остались прежними. Так же и с "софтом": замени его хоть весь, но если программные сервисы останутся теми же, то деятельность это не заметит -- все те же функции софта будут доступны в деятельности. В принципе, это относится и к самому предприятию: если оргсервисы, которые предприятие оказывает окружающему миру (а объединение таких оргсервисов и связывающего их соглашения об уровне обслуживания называется оргсервис-продуктом) будут выполняться совсем по-другому организованной деятельностью, которая пользуется совсем другим "софтом", который в свою очередь работает на совсем другом "железе", то клиенты этого не заметят. Этим и пользуются архитекторы предприятия: они описывают предприятие, а потом потихоньку меняют деятельность, "софт" и "железо", поддерживая предоставление критически важных сервисов. Это и называется сервис-ориентированным подходом: разделять (разные уровни работы сервисами) и властвовать. Предприятие склеено сервисами, а для архитектора оно этими сервисами разделено.

Стремление разделять и властвовать у архитекторов так велико, что они разделяют сервисами и работы даже одного и того же уровня. Например, легко представить себе программы, оказывающие сервис не людям, а другим программам. Или "железо", смысл существования которого -- служить (оказывать сервис, т.е. "работать для") другому оборудованию.

Для предоставления внешне видимой работы-сервиса нужно выполнить много-много извне невидимой внутренней работы -- изменения объектов работы выполнителями работ. Наличие этой границы внутреннего и внешнего рассмотрения ("черного ящика" с невидимыми внутренними выполнителями, работами и объектами против "прозрачного ящика", когда они отлично видны) -- это наличие границы системы. Архимейт моделирует системы, разделяя части/уровни предприятия сервисами (хотя про "системы" в спецификации Архимейта и не сказано явно ни слова, только намёки).
Previous post Next post
Up