В очередной раз прошел однодневный семинар по стратегии и стратегированию -- пожалуй, единственный "типовой продукт" TechInvestlab. Содержание было немного модифицировано (порядок изложения, конечно, другой -- тут просто группировка по темам. Важно, что участникам уже было что-то известно про системный подход и GTD, это существенно повлияло на изложение):
1. Почему стратегию лучше иметь, нежели не иметь (без стратегии будет очень нервно: либо вы планируете, либо вас планируют --
http://ailev.livejournal.com/568125.html, пункт 1). Броуновское движение против целенаправленного движения. Стратегия, как маленькое черное платье (Jeanne Liedtka). Отличия языка описания деятельности (работы, продукты, акторы) и стратегии (цели/результаты/мотивации, метод/средства/решения-solutions/работы).
2. Основной половой признак стратегии: тест Портера -- сфокусированность против "чем бы еще заняться". "Отказной лист" как обязательная часть стратегического описания. Фокусирующая (альтернатива "тушению пожаров" со списками "что бы еще можно было сделать") стратегия Голдратта против стратегии "тотального улучшения" Six Sigma, кайдзен и Lean, их взаимоотношения. Списки дел, распределение ресурсов. Мультитаскинг: "стратегия надкусывания".
3. Стратегии -- становящиеся и разрабатываемые, discovered и invented. Ретроспективное придание смысла. Бытовое стратегирование (по аналогии с бытовым трансом, который все видели, но мало кто различает) и его связь со становлением стратегий. Невидимость/видимость стратегирования: стратегия и архитектура vs стратегическое описание и архитектурное описание. Где живут стратегии, и где живут стратегические описания (у начальников, у аналитиков, линейных менеджеров, или "во всем коллективе").
4. Собственно понятие стратегии -- что это? Минцберговские 5Ps -- perspective, plan, ploy, pattern, position. Неважность подгонки предлагаемых идей под какую-либо каноническую форму стратегии. Неважность даже самого использования слова "стратегия", обозначающего столько всего разного (опять же -- бытовое стратегирование).
5. Провал стратегий: это или действительно провал, или повод сменить/подстроить стратегию. "Разработка стратегии" как приближение момента ее провала. Порочные практики типа стратегического управления. Переход акцентов со стратегии на стратегирование. Стратегирование как осознанность, как рефлексия. Письменное стратегирование ("не гроссмейстеры"), коллективное стратегирование. Коммуникационный смысл стратегии, "табло". Презентационная важность стратегии (обоснование).
6. Независимость формы от содержания ("если у вас нет знаний и интуиции, то никакие средства их оформления вам не помогут"). Техники оформления стратегий против техник креативного мышления (мозговой штурм) для создания/открытия стратегий.
7. Стратегические виды моделей: сделать невидимое видимым, "выкинуть из головы в экзокортекс". Стратегические модели как "табло". Стратегические модели как "корпоративные GTD". Построение карты результатов и действий (strategy and tactic tree) по Голдратту (подробное изложение метода), как презентационная и коммуникативная практика стратегирования. Логика как основная коммуникативно-оформительская дисциплина: названия элементов неважны, важна суть.