Моё отношение к идеям Tony Seba
Раз в месяц меня спрашивают, что я думаю про прогнозы Тони Себа, ибо я в курсах рекомендую внимательно знакомиться с его материалами, а в курсе "Системный менеджмент" даже приведён его портрет (
https://aisystant.system-school.ru/lk/#/course/systems-management/2023-05-17/8156). Я собираюсь "5. Теорию стратегирования" двинуть в "Методологию", а "4. Практику стратегирования" в "Системном менеджменте" оставить как "Методы орг-стратегирования". Так что самое время ответить, что поменялось за год с момента выпуска прошлой версии "Системного менеджмента" в части отношения к идеям Tony Seba. Основные замечания тут:
-- собственно прогнозы Tony Seba ничем не отличаются от любых других прогнозов: там есть идея, что если его теория верна, то 1. вот такие-то события произойдут, и 2. в такое-то время (и в случае Tony Seba время даже важно: речь идёт о скоростях распространения новых методов работы, поддержанных новыми технологиями/инструментарием, и поэтому время тут -- часть прогноза).
-- в курсе я рекомендую ориентироваться не на собственно прогнозы Tony Seba, но на его теорию. В ней есть несколько важных положений, опирающиеся в какой-то мере на "теорию S-образных кривых", которая и сама критикуема (но тут не будем приводить эту критику): 1. Технологии (методы работы, поддержанные инструментарием) развиваются по экспонентам кривых распространения, в свою очередь, распространение технологий определяется их ценой -- и вот цены на ключевые технологии экспоненциально падают. Ключевое тут слово "экспоненциально", и его не учитывают все прогнозисты, которые неизменно садятся в лужу с "линейными" прогнозами. 2. Подрывы идут там и тогда, где и когда происходит (а она неизменно происходит) конвергенция: цены на несколько технологий падают настолько, что становится доступным продукт с применением нескольких технологий. 3. Все эти аргументы про "субсидии", "политическое сопротивление" и т.д. дают локальные замедления, но драматические подрывы идут по чисто экономическим, а не политическим причинам.
-- да, я считаю, что всё идёт примерно так, как говорил Tony Seba, плюс-минус пара лет на ковид и развал экономических связей в связи с войнами горячими и торговыми (скажем, США-Китай). Хотя тот же Tony Seba в блоге писал, что после краткого шока в связи с новой ситуацией с энергоносителями и ограничениями экспорта-импорта описанный им тренд замены технологий просто получит новый скачок.
-- отдельно приходится говорить о том, что Tony Seba рыночник, надо только читать его оригинальные работы. Никакого социализма, а всё происходящее по его версии только подстегнёт конкуренцию, а не ослабит её. Так что приходится отдельно выдерживать дискуссию про его теорию в части политэкономии, отдельно -- по части собственно конвергенции технологий. То есть он обсуждает эволюционные шаги и общую идею эволюции. Конечно, у эволюции нет конкретных сроков, но дальше там та же идея, что идея прогресса и оптимизма в изложении Стивена Пинкера -
https://ailev.livejournal.com/1574477.html (только у Стивена Пинкера показано, что смотреть надо на длинных графиках, а Тони Себа говорит, что в технологическом, а не этическом прогрессе смотреть надо на графиках примерно десятилетних, этого масштаба хватит, чтобы заметить крутые изменения).
-- если брать содержательную сторону его прогнозов, то он говорит о "подрыве всего" (и дальше рекомендую просто читать материал в курсе по ссылке в этом абзаце, в разделе по ссылке и нескольких следующих разделах там есть на ссылки на работы Tony Seba).
Поводом очередного разговора служат два вопроса:
-- массовые сообщения в прессе о том, что крупные производители бросают свои проекты электромобилей и откатыватся хотя и не к дизелям и обычным бензиновым автомобилям, но всё-таки к гибридным автомобилям.
-- обсуждение того, что будут делать правительства, ибо они то субсидируют (скажем, электромобили), то наоборот, что-то запрещают (например, торговлю теми же электромобилями мимо дилеров, "с завода", а ещё там много привходящих -- типа запрета электросамокатов в некоторых городах, луддитские выходки с беспилотниками и т.д.). Я думаю, что этот вопрос не требует специального ответа. Экономика интересная штука: в тех же США нельзя продавать непастеризованное молоко, так появился отдельный рыночек "молока для домашних животных" - тут закон оказывается бессилен. Tesla организовала прямую продажу своих машин мимо дилеров, воспользовавшись законом о землях племён --
https://www.cbsnews.com/sacramento/news/automaker-tesla-is-opening-more-showrooms-on-tribal-lands-to-avoid-state-laws-barring-direct-sales/. Люди крайне, крайне изобретательны. Хотя надо признать, что эта изобретательность свойственна и властям. Но тренд - понятен, дешевизне электротранспорта и транспорта без людей трудно что-то противопоставить "политического". В каких-то городах пошли по линии популизма и запретили уже прокат электросамокатов - но ведь это вызвало просто волну публикаций, которая показала на цифрах, что там не правы. И в каких-то городах принципиально проигнорировали петиции граждан, которым эти самокаты кажутся вредными. К счастью, мирового правительства пока нет, и можно смотреть, что происходит в местах с разным отношениям к "просьбам трудящихся". На то, что "социализм всё равно победит, люди восстанут", я бы не надеялся. В одной стране да, бывает (скажем, в России так было в 1917 году) а в сотнях стран -- нет. Даже в случае ковид-эпидемии можно теперь смотреть на пример скандинавских стран, которые не поддались панике, и в следующий раз (а он, конечно, будет) безумных запретов будет меньше. Социализм в его разных формах ползуч, но не всемогущ, голос разума всё-таки побеждает -- и поэтому всегда можно смотреть на образец того, что может дать та или иная политика.
Что же с прогнозом по электромобилям?
Во-первых, до 2030 года, когда произойдёт окончательный и бесповоротный переход на электромобили по прогнозам Tony Seba, ещё есть шесть лет, так что время ещё есть. Электромобили занимают уже более чем существенную часть рынка, это уже не проигнорируешь -- с практически нуля пяток лет назад, когда Tony (впрочем, и Elon Musk) объявлял эти прогнозы до 15%-20% сейчас. Всё-таки хорошо бы вспоминать, почему пяток лет назад электромобилей было практически 0% на рынке, а сейчас уже 15% во многих местах, а кое-где и все 20%. Провал в тех местах, где снимают субсидии, есть -- но откат не до нуля. Экспонента, она от субсидий слабо зависит - это один из пунктов Тони Себа. Там всё в физику упирается, в первые принципы. С редкими землями - ну, это ж тоже временное ограничение. Не нужны были редкие земли - их никто и не искал. Сейчас нужны -- и редкие земли быстро окажутся не такими уж редкими. Вот что с литием (хотя литий и не "редкая земля", это я как химик говорю -- но для экономистов это "редкое благо") в России (
https://dela.ru/news/285435/), но ведь в других странах массово происходит ровно то же самое! Плюс массово происходит поиск технологий батарей, не использующих редкие (в химическом, а также экономическом смысле слова) земли.
Это таки похоже на экспоненту, даже если учитывать, что на год-два прогнозы Tony Seba отличаются по датам и процентам. При этом с ДВС и дизелями никаких чудес особых не происходит (кроме перехода на гибриды), просто смена моделей. С электромобилями чудеса по-прежнему происходят, с каждым поколением батареек.
Объяснение массового исхода крупных автопроизводителей с рынка электромобилей простое: у Tesla огромный запас по прибыльности. Каждый раз, когда конкурент вылезает со своим электромобилем, Tesla тупо снижает цену. И конкурент оказывается убыточным, ибо сбросить цену не может. Поэтому все конкуренты (кроме китайцев, которые вполне себе конкурируют с Tesla) ломанулись не столько назад, сколько в гибриды, чтобы удержаться хоть чуть-чуть в зоне спроса и выгодности. Но там они пробудут не очень долго, ибо на подходе и новые батарейки, и новые типы двигателей (они идут от робототехники и авиации, где моторчики должны быть какие надо моторчики - и схалявить не удаётся). Так что читать надо про "крупные производители пошли назад в ДВС" как "крупные производители не справляются с новыми реалиями и потихоньку теряют рынок".
Гибриды - это временное решение, хотя и тут интересные подвижки в традиционных двигателях, но они не такие радикальные, как в электродвигателях. Топливные элементы пока плохо работают (десятки лет как плохо работают), с батарейками всё сильно лучше, и там дикие инвестиции, просто они не так часто публикуются. Батарейки везде нужны, не только в автомобилях, поэтому масштабы побольше, вложений побольше, прогресс там потихонечку идёт. Что касается электрозаправок, то в Тесла было уволено почти всё подразделение по заправкам - и это, думаю, не случайно. Заправками они будут заниматься, но как-то по-другому и меньшим числом людей. Батарейки, кстати, тоже можно грузовиками и поездами возить, как и бензин. Или проводами-трубопроводами, как и нефть. Почитайте новости батарейной промышленности и новости инвестиций в новые типы батарей. Удивитесь: там вложений не меньше, чем в проекты беспилотников. Миллиард на каждый раунд, почему бы и нет.
Tony Seba ожидал крутого подрыва не столько от самих электромобилей (замена автомобилей с ДВС 1:1 электромобилями), сколько перехода к TaaS бизнес-модели (transport-as-a-service), грубо говоря -- такси, а с учётом беспилотников это будут robotaxi. Что тут? Всё то же самое и с роботакси. Одни фирмы расширяют зоны своего присутствия, а другие фирмы - бесславно уходят с этого рынка.
"Межотраслевые переливы капитала", как называют деинвестирование подорванных/disrupted новыми технологиями отраслей и инвестирование в новые технологии, активно идут. Вот ещё один миллиард в беспилотные автомобили - Motional (и инвестирует Hyundai):
https://techcrunch.com/2024/05/05/hyundai/, вот ещё один миллиард поплыл в сторону беспилотников:
https://wayve.ai/press/series-c/. У Tesla презентация концепта их роботакси Cybercab назначена на 8 августа -
https://www.theverge.com/2024/4/5/24122384/tesla-robotaxi-reveal-date-elon-musk-august-8.
Вот ещё почти миллиард госльгот от Иллинойса для Rivian на завод по второму поколению электромобилей,
https://techcrunch.com/2024/05/02/rivian-827-million-incentives-r2-illinois/ (при этом помним, Tony Seba говорит, что все эти субсидии или препятстствия не ломают тренда, в случае экспонент -- это разница в год-два, несущественна. Скажем, космический транспорт: SpaceX имеет госфинансирования своих разработок существенно меньше, чем ему приписывается критиками, погуглите).
И ещё китайские проекты не спят, просто о них по-английски не так много пишут. И тут то же самое: большинство роботакси-стартапов крупных производителей авто не справились, ибо старый подход к делу не работает в новых делах. Это общее для многих и многих отраслей. Из свеженького -- в AI у Гугля был неплохой старт (демонстрация заказа слота времени в парикмахерской через неживого ассистента в 2018 году), но тоже сейчас явные проблемы по сравнению с той же OpenAI. Хотя в автомобилестроении роботакси-стартап Waymo когда-то был основан именно Google, но продолжает успешно развиваться он не как стопроцентная дочка Гугла, там участвуют множество венчурных фондов --
https://en.wikipedia.org/wiki/Waymo.
То есть разные бизнесмены (те, кто привлекает деньги инвесторов) по-разному оценивают перспективы бизнеса электромобилей и беспилотников, а также переход к TaaS: кто-то хотел бы попасть в новый мир, но не с чем, кто-то честно считает, что "всё останется, как было, а Tony Seba врёт", кто-то вообще приходит сбоку (как Tesla) и неожиданно для всех начинает преуспевать.
Я хорошо помню множество очень крупных организаций, которые не справились с переходом на новые технологические платформы. Из недавних примеров, что у всех в памяти - Nokia с их неудачным переходом с телефонов на смартфоны. Впрочем, этот переход затронул много больше фирм, Motorola ведь тоже не выдержала этого перехода. Более того, такие переходы с одних технологий на другие часто ещё сопровождаются небольшим (ну, или огромным, как в случае интернета) инвестиционным пузырём -- и когда такой пузырь лопается, возникает интересный эффект кажущегося (а не реального) прекращения инвестиций. Удивительно, но там есть два давно замеченных эффекта:
-- разоряются после лопания пузыря отнюдь не все старые фирмы, и даже не все новые. Скажем, в цифровой фотографии Nikon и Canon не разорились, а Kodak -- разорился. То, что "автомобилестроители уходят с рынка электромобилей" -- это ОК, у них будут ещё и ещё попытки, если им, конечно, удастся устоять в войне с конкурентами вроде Tesla и BYD.
-- основные инвестиции в отрасль приходят уже после лопания пузыря: когда инвесторам становится понятно, куда вкладывать большие деньги безопасно. Так что для меня "всё идёт по плану", просто инвест-пузырь лопается - но выжившие сожрут всё, и очень быстро. Когда интернет-пузырь лопнул 10 марта 2000 года, отнюдь не все интернет-компании были деинвестированы. Самые большие инвестиции обычно приходят в отрасль после того, как её пузырь лопнет. Вот, например, мы имеем Гугл и Амазон как "пережившие лопание пузыря".
Обычное дело: смена технологических укладов в какой-то отрасли может быть отслеживаема либо по росту новичков, либо по падению старичков. И опасно отслеживать только падение старичков, можно всё прозевать, например, сделать ошибочный вывод "крупные фирмы деинвестируют свои вложения в роботакси". Кто-то деинвестирует, а кто-то и инвестирует.
TaaS
Модели TaaS приходят, но сама форма их прихода оказывается необычной. Огромное число передвижений по городу уходит в курьерские службы, "съездить в магазин за хлебом". А там общая экономия из-за оптимизации перевозок по сложным маршрутам. И после замены курьеров роботами транспортная нагрузка сильно снижается в том числе и по грузопотокам. Не надо ходить в магазины даже для примерки, в соседнем доме у меня пункт выдачи заказов Wildberries с семью примерочными. Я взял семь видов тапочек, они пришли на следующий день - шесть оставил, одну пару забрал. Это норма. Мышка моя (потерял в Турции) была заказана в аэропорту перед прилётом, пошла из Электростали через сортировочный центр в Мытищах - и получил эту мышь меньше чем через сутки после заказа (а мышка редкая, не во всяком магазине купишь, с инерционным колёсиком M705). Жизнь меняется сразу на многих системных уровнях.
Курьеры после робкой попытки езды на электросамокатах в Москве массово перешли на электровелосипеды. Вчера мимо меня лихо промчался мужик на громко жужжащем скейтборде (легче электроколеса, легче электросамоката, но по сути - тот же электросамокат без руля, вот не знаю, можно ли на нём прыгать. Судя по внешнему виду - вполне можно сигать с бордюрчиков). Цифры показывают (а цифры эти регулярно всплывают, когда обсуждают запросы граждан тех или иных городов на запрет электросамокатов, впрочем граждане просят и запрета беспилотного транспорта, и запрета космических стартов из-за угрозы популяциям диких хомячков в районе стартплощадки, и даже запрет на AI), что идёт существенная разгрузка городских улиц от транспорта за счёт ровно вот этих электросамокатов и электровелосипедов.
На смену тренду централизации такси-сервисов приходит и тренд децентрализации. В московских аэропортах теперь процветает бизнес "по цене яндекс.такси" - его используют примерно так же, как цену на биржевые товары. Через биржу обычно идёт буквально шесть-семь процентов товаров, но внебиржевая торговля ориентируется на цены биржи, это написано во всех учебниках биржевой торговли (имеются ввиду товарные биржи прежде всего, но и на других рынках всё то же самое, например, на рынках ценных бумаг). Вот то же самое начинается в такси. Цену берут у Яндекс.такси как "биржи" (с учётом текущего спроса в данном месте, запрос делается водителем "частного такси", как будто он пытается заказать такси!), а о сделке договариваются мимо биржи -- ориентируясь на цену, которую показал сервис такси-маркетплейса. Я так уже ездил из аэропорта, удовольствие всем сторонам - деньги переводятся по СБП (номер телефона водителя), тут тоже технология помогает. Риски компенсируются для водителя тем, что он не платит бирже, а для пассажира - что он не ожидает неопределённого времени подгона авто, ибо вот оно, уже стоит, решена проблема "последних ста метров" в такси в труднодоступных местах.
Вся пирамидка этих системных уровней базируется на нижних уровнях. В Москве сейчас курьеры передвигаются уже исключительно на электровелосипедах весьма брутальной конструкции. Ибо они оказались всепогодными, а самокаты не выживают в снегу и при сильном дожде. Электровелосипеды выжили, просто "ножные велосипеды" - к концу дня курьер будет без ног. Этой массовой пересадки курьеров именно на электровелосипеды никто не мог предположить ещё пару лет назад, но вот оно - и явно видно на улицах.
Время доставки из Яндекс.лавка примерно 20 минут, время доставки из "Пятёрочки" (сеть продуктовых магазинов) - до получаса. Промтовары расхожие - 2 часа, промотовары редкие - до суток, промтовары габаритные и очень редкие - могут идти три дня через полстраны. И потом приезжают или в пункт выдачи с сервисом не хуже магазинного (поглядеть, вернуть без оплаты, проверить-примерить перед покупкой, легко сдать после двухнедельного пользования) или прямо на дом, если знаешь, когда будешь точно дома сидеть. Жизнь изменилась, существенно. Уже изменилась, ничего ждать не надо.
Переход на TaaS косвенно подтверждается и тем, что у Tesla продажи в первом квартале упали: «Tesla в первом квартале 2024 года продала 386 810 электромобилей, сообщила (
https://ir.tesla.com/tesla-vehicle-production-deliveries-and-date-financial-results-webcast-first-quarter-2024) пресс-служба американского автопроизводителя. В первые три месяца 2023 года продажи Tesla составили 422 875 штук. Тем не менее Tesla вернула мировое лидерство по продажам, опередив китайскую BYD (300 114 штук)»,
https://www.forbes.ru/biznes/509491-prodazi-elektromobilej-tesla-v-godovom-vyrazenii-upali-vpervye-s-2020-goda. Для меня это коррелирует с прогнозом Tony Seba: электромобилей потребуется меньше, чем авто с ДВС, причём в разы. Их не будет производиться столько же, сколько традиционных автомобилей, их будет производиться меньше чуть ли не впятеро. И Элон Маск неоднократно говорил, что автомобили менее перспективны в плане роста Tesla, чем роботы.
Но у Tony Seba было не только про автомобили
Да, Tony Seba говорил про "подрыв всего", а не только автомобилей -- и причиной там конвергенция (то есть совместное использование в одном бизнесе) самых разных технологий. У него там и падение спроса на уголь и нефть (при этом нехватка энергоносителей из-за войн торговых и горячих только чуток притормозит тренд, замена произойдет быстрее). То, что он предсказывает, пока вроде бы тоже идёт по графику, хотя есть множество особенностей в реализации в разных местах -- но переход на солнечную энергию и энергию ветра повсеместен, а про атомные станции опять вроде бы вспомнили. Ну и следующий такт будет -- переход на термоядерную энергию.
Батарейки тут тоже часть уравнения, они входят в прогноз Tony Seba и по электромобилям, и по возобновляемой энергии -- это один из примеров "конвергенции технологий", несколько ключевых технологий делают подрыв многих секторов.
AI Tony Seba тоже поминает как ключевую технологию, но специфически ничего про это не говорит. Да это вроде и так понятно: "интеллект, хоть искусственный, хоть естественный нужен там, где сейчас используется естественный интеллект", то есть вообще везде, где сейчас работают люди. И понятно, что тут тоже начинаются политические разговоры, а не только "чисто экономические", тоже будут ограничивать быстрое развитие отрасли -- под разными предлогами (см., например, проект закона Калифорнии SB-1047,
https://t.me/ai_newz/2724). Но это временные препятствия, люди уже обсуждают, что наверняка будут просто оффшорно обучать модельки -- мирового правительства пока нету, и не предвидится. Люди изобретательны в обходе регулирования.
И робототехника -- это те же батарейки, датчики (тоже экспоненциальная технология) и моторчики (эффекторы, актуаторы, они ж не только в автомобилях!). Дальше помним, что по Элону Маску, на человека будет приходиться по паре антропоморфных роботов. И тут тоже явно надувается пузырь, каждый день мы видим демонстрацию способностей очередного робот-стартапа, одни из которых выступает сама Tesla.
Точная ферментация -- это подрыв животноводства и освобождение огромного количества сельскохозяйственных земель. Конечно, там тоже подрываемый бизнес сопротивляется. Флорида уже приняла закон, запрещающий выращивание "мяса в реакторе", ровно чтобы сохранить текущую технологию,
https://www.inc.com/jennifer-conrad/florida-just-became-first-state-to-ban-lab-grown-meat.html. По Tony Seba -- это тщетные попытки, экономика всё это перемелет, белок будет дёшев -- и не из животноводства и растениеводства. А вот то, что освобождаются земли -- вот это будет подрыв под многими другими отраслями, иногда неожиданный (скажем, резко уменьшится потребность в тракторах, удобрениях и даже ветеринарах).
Но тезис Себы, что важны не отдельные технологии, а "конвергенция" - и это приведёт к подрыву всего, остаётся верен.
Так что я советовал бы готовиться к тому, что придётся довольно часто менять сферу своей занятости, адаптироваться к непрерывно меняющейся тематике проектов. Миллионы людей поменяют свою занятость, дело отнюдь не только в том, что лет через шесть традционные автомобили на двигателях внутреннего сгорания заменятся электромобилями, включая беспилотники. Подрыв будет всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, вообще всего. Перестройка и глобальные переливы капитала между отраслями, масштабы не меньше, чем во времена перестройки в СССР -- когда никто не ходил к психологам жаловаться, что "выгорели" на работе (на которой чаще просто чай пили, чем работали), а просто взялись работать -- и очередной "стабилизец" госкапитализма образовался сильно попозже, а в ходе самой перестройки люди работы меняли как перчатки и учились-учились-учились новому. Вот это всё повторится, как раз году к 2030 будет самый разгар. И это даже без учёта паники по поводу прихода AI, который "отберёт все работы".
Вот презентация Tony Seba перед арабскими шейхами в ОАЭ, октябрь 2023 --
https://www.youtube.com/watch?v=7eJKTYc_v-I, получите удовольствие. Конкретные даты его прогнозов с точностью до года не так уж важны, ибо он говорит про теорию, свой framework, но часть прогнозов таки сбываются с точностью до года -- и он об этом упоминает.