В этом году на 13 лебедевских чтениях (материалы:
http://ailev.livejournal.com/1348413.html) я сделал аж два доклада:
1. Безлюдные (дез)организации.
Слайды (
https://www.slideshare.net/ailev/ss-76163369):
Видео (33:19 -- 1:09:49):
https://vimeo.com/218291695.
Этот доклад я делал по сути в третий раз, первые два были перед сообществом блокчейна (версия на два с половиной часа --
http://ailev.livejournal.com/1329314.html). Доклад был внеплановый, заболел
vvagr и я по просьбе Оргкомитета подменил его с докладом на похожую тематику (у Виктора был план доложить "Личность в цифровом мире", обновлённую версию его доклада
https://www.slideshare.net/vvagr/ss-75058938 /
https://youtu.be/V4l9hADe1e8).
2. Предпринимательство: кейс NVIDIA.
Слайды (
https://www.slideshare.net/ailev/nvidia-76162889):
Видео (1:10:01 -- 1:42:02):
https://vimeo.com/218291695.
На этот доклад меня раскрутил Оргкомитет: кейс современного крупномасштабного технологического предпринимательства и современные схемы, на которых оно сегодня обсуждается (конечно, в докладе было ещё и замечание, что жизнь богаче любых моделей -- и ни в какие схемы или теории стратегирования не укладывается). Первый же там слайд отсылает к работе Г.Лебедева, который отметился и в машинной графике -- в 1987 году он опубликовал статью с описанием самого быстрого в мире алгоритма стирания невидимых линий.
Сами Чтения прошли выше любых ожиданий, в убийственном сочетании пары ведущих тем:
-- AI и информационные технологии как крупнейшее изменение в системе добровольных обменов: отношения добровольного обмена будут опосредоваться компьютерными агентами разной степени тупости и разной степени лояльности к разным принципалам -- становится сложно описывать получающееся общество, ибо оно становится не совсем человечно по самым разным важным для повседневной жизни аспектам, меняется понятие "человека", "личности", его идентичности, границ, телесности и т.д.. Современное предпринимательство изо всех сил развивает соответствующие технологии, эти изменения идут "бегом".
-- оригинальное понимание либерализма, как решающего проблемы благосостояния (а не свободы!) и собственности. Блок про теорию и практику собственности получился особенно мощным. Часть докладчиков говорила о "контроле" как более базовом праксеологическом понятии, а разговор про "собственность" выводила в тимологию (разве что не "психологию" -- зависящую от человеческих пристрастий, обычаев, оценок, "ненаучную" сферу), а часть настаивала на фокусировании общественной политической дискуссии как раз на вопросах собственности, ибо разговариваем же с живыми людьми -- а для них всё это про "собственность"! Неформальный вывод всех докладов этой серии: нужно вернуться к основаниям либерализма и как-то их переформулировать, в том числе это даст возможность продуктивно выйти в том числе и в политическую действительность. Господа "учёные" и следующие за ними "интеллектуалы" (которые сами идеи не порождают, наукой не занимаются, но с удовольствием порассуждают на предложенные учёными темы и растолкуют их остальным людям, а сегодня ещё и растолкуют их машинам в рамках машинного обучения -- и те поймут!) собрались сделать какой-то шаг, планировали исследования и готовились к предъявлению идей "когда они потребуются". Типа "вот начнёт быстро-быстро всё меняться, тут и мы подоспеем с обновлённым разговором про собственность и контроль".
Это и есть для меня самая интересная интрига момента: одна тусовка собирается пересмотреть некоторый старинный набор идей, почистить его и поблистить, вернуться к основаниям и стать вновь актуальными для общественной жизни, а другая тусовка со страшной силой разваливает привычный мир, в котором эти все рассуждения могли бы быть осмысленными -- ибо человек будет в этом мире уже не совсем человеком (хватит и IoT c робототехникой, персональных и коллективных ассистентов с AI для проблематизации -- даже изменения генетической природы человека, экстракорпорального рождения и бессмертия для обсуждения не нужно), общество и добровольные обмены -- не совсем обществом с классическими добровольными обменами, общественная жизнь совсем другой, нежели её можно сейчас представить. Из человеков и нечеловеков возникают какие-то другие сущности, они начинают проявлять эффекты эмерджентности, на другом системном уровне.
Идеологи считают, что ничего принципиально не поменяется, ибо праксеология верна (как и любая другая аксиоматика), а резко меняющуюся тимологию можно перестроить под нужды момента. А жизнь будет менять эту самую тимологию так, как и в голову сейчас этим праксеологам не приходит -- и с этой тимологией ширнармасс будут "разбираться" (и отнюдь не только изучать!) люди со всей мощью предиктивной аналитики. А предпринимательство с удовольствием предоставит для этого инфраструктуру -- подставьте вместо коммерческой рекламы политическую в текст "Мультипликаторы всё. Остальные на очереди",
http://ailev.livejournal.com/1344482.html.
Так что чтения получились -- огонь! Практические, хлёсткие, бодрые, теоретические, проблематизирующие, призывающие к интеллектуальному действию.