На сегодня у меня такое видение "длинных" (шестидневных) тренингов системного мышления в инженерии и менеджменте:
Первые два дня -- системное мышление, общее для всех программ:
1. Как определить свою систему среди чужих1.1. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы
-- Понятие воплощения системы
-- Театральная метафора: стейкхолдеры и многерица
-- Практика «Кто у вас был на последнем совещании?»
1.2. Целевая и использующая системы
-- Системная холархия
-- Потребности, требования, ограничения (архитектура)
-- Разнообразие видов целевых систем
1.3. Как определить целевую систему
-- Примеры определения целевой системы
1.4. Мини-сессии по определению целевой системы
-- Практическое занятие на примерах систем участников
2. Жизненный цикл системы или проекта?
2.1. Определение системы
-- Определяемые базовые структуры: компоненты, модули и размещения
-- Понятие требований
-- Понятие архитектуры
2.2. Понятие жизненного цикла
-- понятие жизненного цикла системы и проекта 1.0
-- Жизненный цикл 2.0: это про обеспечивающую систему
-- Понятие о практиках и методологиях
2.3. Вид жизненного цикла
-- V-diagram
-- Agile-циклы
-- Отличие инженерного и менеджерского представления о ЖЦ
2.4. Системная схема проекта и многомерный жизненный цикл
-- Системная схема проекта
-- Синхронизация изменений воплощения системы, определения системы, возможностей, стейкхолдеров, команды, работы, технологий.
Далее два набора разных четырёхдневных тренингов -- для системной инженерии и системного менеджмента:
А) Системная инженерия:
3. Моделеориентированная инженерия требований
3.1. Дисциплина инженерии требований
-- понятие требований, потребностей, ограничений
-- целеориентированная инженерия требований
3.2. Типовые практики
-- user story, use case и use case 2.0
-- MBRD (model-based requirements discovery)
-- MPV (main parameters of values)
3.3. Языки моделирования
-- естественноязыковые шаблоны (ISO 29148)
-- требования в SysML, Julia, Modelica
-- модели целеполагания предприятий (ArchiMate 3.0)
3.4. Автоматизация инженерии требований
-- управление требованиями
-- работа с естественным языком
4. Моделеориентированная инженерия системной архитектуры
4.1. Дисциплина системной архитектуры
-- архитектурные стандарты (прежде всего, ISO 42010)
-- архитектурные языки (SysML, AADL, Modelica, Julia)
4.2. Практики системной архитектуры
-- практики функционального анализа и модульного синтеза
-- DSM (design structure matrix)
-- ТРИЗ+ для решения архитектурных задач
4.3. Архитектурное мультифизическое моделирование
-- архитектурное проектирование в современных САПР
-- экосистема Modelica
4.4. Особенности архитектуры предприятий
-- работа архитектора предприятия
-- обзор языка архитектуры предприятия OpenGroup ArchiMate 3.0
5. Управление жизненным циклом5.1. Инженерный менеджмент
-- управление жизненным циклом против управления работами
-- agile и lean в "железных" системах
5.2. Управление конфигурацией и изменениями
-- идентификация, классификация и кодирование объектов
-- PDM и PLM системы
5.3. Управление информацией
-- федерирование информации жизненного цикла
-- моделирование инженерных данных
5.4. Проверка и приёмка в жизненном цикле
-- инженерные обоснования и assurance case
-- автоматизация тестирования/испытаний
6. Инженерия киберфизических систем
6.1. Киберфизические системы
-- подход NIST к киберфизическим системам
-- сети и устройства: интернет вещей, интернет машин, смартгрид
6.2. Архитектура киберфизических систем
-- традиционная архитектура на базе ТАУ и алгоритмов движения
-- выучивание зрительно-двигательной (visuomotor) координации
6.3 Экстремальная инженерия
-- тотальная автоматизация: проектирования и производства
-- перед началом жизненного цикла: концептуальное проектирование
-- бессмертные системы: от ремонтов по состоянию к непрерывной модернизации
6.4. Киберфизическое производство
-- станки и заводы как киберфизические системы
-- advanced manufacturing, industrie 4.0
Б) системный менеджмент (с выходом на стратегирование):
3. Проекты, процессы, программы или задачи?3.1. Инженерный менеджмент
-- инженерия предприятия
-- роль корпоративного софта
-- разнообразие "управлений"
3.2. Особенности управления разработкой
-- метафора потока
-- проект? процесс? кейс?
-- DEMO
3.3. Архитектура и задачи
-- метод контрольных вопросов
-- события и контрольные точки
3.4. Лучшие практики "управлений" (проектами, процессами, задачами)
-- где "запасы", которые нужно минимизировать в разработке?
-- TOC
-- lean 2.0 и kanban
-- lean startup
-- с чего начнёте у себя?
4. Развитие и совершенствование
4.1. Развитие и совершенствование
-- развитие: постановка практик
-- гранулярность и модульность как ключ к развитию
-- совместимость практик
4.2. Моды и поветрия на практики
-- моды и поветрия (примеры)
-- тренд в развитии практик: автоматизация, вплоть до полной
-- дилемма инноватора
4.3. Циклы совершенствований
-- постановка практик
-- Бойда (сражения с конкурентами)
-- Дёминга (управление качеством)
-- POOGI (process of on-going improvement, ускорения хода работ)
4.4. Учёт и контроль как фундамент изменений
-- Операционный учёт: управление конфигурацией целевой системы (ALM, PLM, ERP, EAM)
-- управление конфигурацией обеспечивающей системы: архитектура предприятия
5. Архитектура предприятия5.1. О самом главном
-- понятие архитектуры целевой системы
-- архитектура предприятия
-- штабная работа: чем занят архитектор
5.2. Архимейт по-русски
-- почему Архимейт, три его уровня
-- формула "выполнитель -- что делает -- с чем"
-- свободный архитектурный моделер Archi
5.3. Как описать деятельность
-- организационные роли и оргместа
-- практики, процессы, события
-- объекты и рабочие продукты
5.4. Как описать корпоративный софт и "железо"
-- моделирование прикладного софта
-- моделирование оборудования, системного софта и компьютерных сетей
6. Стратегирование6.1. Стратегия и стратегирование
-- что такое стратегия
-- что такое стратегирование
-- тест на стратегию ("что мы немедленно прекращаем делать")
6.2. Представление стратегии в Архимейт
-- целеориентированная инженерия требований
-- стейкхолдеры, интересы, оценки, цели, принципы, контрольные точки
-- стратегия и её реализация в архитектуре предприятия
6.3. Стратегия по Голдратту
-- стратегическое дерево: от миссии к деталям
-- типовые стратегии Голдратта
-- узел стратегического дерева: события, практики, обоснования, жертвы
6.4. Экономичный стартап (Lean Startup)
-- предпринимательство
-- холст бизнес-модели вместо бизнес-плана
-- эксперименты с продуктом и стратегические виражи (pivots)
Тем маркетинга, финансов в текущем варианте нет, даются другие акценты, системные -- возможность помыслить предприятие как целое, одновременно удерживать в мышлении целевую+использующую системы и обеспечивающую систему/жизненный цикл.
И, чтобы был более понятен замысел, приведу ещё несколько вариантов продолжения двухдневки системного мышления (хотя это вряд ли будет реализовано в ближайшее время):
В) программная инженерия
Г) инженерия психики (см.
openmeta), личностное развитие
Д) инженерия систем машинного обучения и обучения машин (machine learning и machine teaching)
Е) системный фитнес, танцевальное и спортивное мышление