May 24, 2012 23:38
Побывал на конференции по инженерному образованию в школе управления Сколково, где высказал пару тезисов:
1. Кто держит целое многочисленных кусочков образовательной мозаики из самых разных курсов в области инженерии и инженерного менеджмента? И если нет того, кто держит "образовательное целое", может не нужно делать классического инженерного захода на создание "системы инженерного образования в одной отдельно взятой стране"? Ведь бывают еще и неинженерные деятельности (исследования, религизоные отправления, семейная жизнь, разрастание городов, становление характера и т.д.). Ну, или нужно предъявить классические "заказчика, бюджет и сроки" для системной инженерии, и в случае предъявления -- тогда да, это системная инженерия "системы образования", но и тогда -- покажите мне, кто там инженер по требованиям, кто системный архитектор, кто делает верификацию и валидацию...
2. Совершенно упущена возможность образования без классических образовательных институтов -- например, образовательный консалтинг, когда люди нужной квалификации готовятся прямо на рабочем месте в реальных проектах, из сотрудников, которые есть (альтернативы: набирать таких людей с нужной квалификацией из подходящих ВУЗов, набирать таких людей на рынке труда "с улицы", отдавать работу на аутсорсинг в консалтинговые фирмы с такими людьми -- все эти варианты с новыми профессиями типа "интеграция данных жизненного цикла" не проходят). И тут нужно сказать, что такое образование сейчас по факту есть (я рассказал про примеры с нашим участием, но в зале нашлись ещё производственники, у которых был похожий опыт), но оно отсутствует на всех радарах образовательной тусовки, ибо в нём зачастую даже слово "тренинг" не используется, не используются учебники (ибо они ёще не написаны), не решаются учебные задачи-упражнения (ибо обучение ведется сразу на "боевых" примерах, в лучшем случае на "опытных зонах" с одновременным разворачиванием нужной инфраструктуры).