Возвращение... ПИТОЕВЫ

May 12, 2010 02:48

В справочнике 1913 года указаны 3 адреса, по которым жили представители семьи Питоевых: Питоев В.И. - Саперная, Ефрейторский туп.№ 9 , Питоев И.Е. - ул.Лермонтова № 20, Питоев К.Е. - ул Ртищевская № 16. А начиналось всё в Сололаках, в доме на ул.Паскевича, где жил глава семьи Егор Питоев, принадлежавший дворянскому сословию, человек весьма состоятельный, который занимался крупными поставками продовольствия в армию. У него было пять сыновей и дочь. Его сыновья закончили гимназию в Тифлисе и он отправил их продолжить учебу в Париж. Юноши получили прекрасное европейское образование.
После смерти отца, семейный бизнес было решено передать Исаю, который не только возглавил торговую фирму ,,Исай Егорович и Ко,,, но и значительно расширил дело, занявшись рыбным и нефтяным бизнесом. Авторитет его в деловых кругах был очень высок, современники отмечали, что его ,,промышленная и коммерческая деятельность была безупречна в смысле этики,,.
В одной из деловых поездок в Ставрополь Исай Егорович познакомился с Ольгой Маркс, актрисой местного театра и своей будущей женой. Очевидно, его выбор был не случаен. Исай Егорович был большим поклонником искусства, в годы учебы брал уроки игры на скрипке и мечтал продолжить это занятие, но долг перед семьей оказался выше. Однако, до конца своих дней он поддерживал людей искусства и многое сделал для развития музыкальной и театральной культуры Тифлиса.
Его брак с Ольгой Маркс был счастливым и скоро он убедил переехать в свой дом её семью. Отец Ольги к тому времени скончался и в Тифлис переехала её мать с тремя детьми: двумя сёстрами и братом Ольги. В большом гостеприимном доме Питоевых появился домашний театральный кружок, который быстро разрастался и скоро число его членов достигло 70-ти. В домашних спектаклях играла вся семья, даже единственная дочь Исая и Ольги, маленькая Маргарита.
Младший брат Исая, Иван, вернувшись из Парижа, почти сразу включился в местную театральную жизнь. С 1882 по 1886 год он являлся директором оперного театра, который уже не имел своего помещения и располагался во временном. Условия были не самыми лучшими, но это не смущало Ивана Егоровича. Он попросил брата выделить ему долю из семейного капитала и на эти деньги перестроил и значительно расширил театр. В 1882 году газета ,,Кавказ,, писала:
«Такую затрату, сделанную сверх текущих расходов, не делал ни один из тифлисских антрепренеров, а между тем все они получали от казны вспомоществование... Г-н Питоев не только не получает от казны никакой субсидии, но, напротив, сам затрачивает на улучшение казенного театра из собственного кармана... Что заставило г-на Питоева взяться за такое очевидно убыточное предприятие - мы не знаем... ясно, что г-н Питоев взял театр как любитель из любви к делу и... на свою антрепризу не смотрит как на статью дохода» .
Зрителей, пришедших на премьерный спектакль ждал не только прекрасно отремонтированный театр, но и сюрприз. Среди заброшенного старого театрального реквизита сгоревшего театра Тамамшева, Иван Питоев нашел случайно уцелевший занавес, выполненный по эскизам князя Г.Гагарина, большого знатока византийского и мавританского стиля. Питоев передал занавес театральному декоратору Стефанини, который его отреставрировал и уникальный занавес украсил обновленную сцену театра.
Шли годы, подрастало младшее поколение семьи Питоевых. Дочь Исая Егоровича , Маргарита, вышла замуж за офицера Белецкого. Она стала актрисой и извесна под этим именем. Сын Ивана Егоровича Питоева и Лидии Михайловны (в девичестве кн.Бебутовой), Георгий (Жорж), после окончания гимназии, поступил в Московский университет. Педагоги отмечали его блестящие математические способности, но, очевидно, математика не очень увлекала юношу, как и в Тифлисе, он все вечера проводил в театре.
В 1905 году семья Ивана Питоева переехала в Париж, а Жорж продолжил учебу на юридическом факультете Сорбоны. Однако и здесь, он не смог жить без сцены. Первые роли он сыграл в русском Артистическом кружке, который создал в Париже его отец.
В 1908 году Жорж уехал в Петербург, где его актерский дар был замечен и высоко оценен В.Комиссаржевской. Решение связать свою жизнь с театром было окончательно принято Жоржем и в 1911 году он решил продолжить учебу в Германии, где в Хеллерау прошел курс ритмики в школе Э.Жак-Далькроза. В течение года осваивал навыки художника-декоратора и механика сцены и уже 1912 году организовал свой театр автора-драматурга ,,Наш театр,,.
В 1913 году в Париже скончалась его мать и он вернулся во Францию. Здесь, накануне 1-й мировой войны, Жорж встретил дочь смотрителя тифлисского казенного театра , Людмилу Сманову, выпускницу Тифлисского пансиона святой Нины, которая приехала в Париж учиться языкам и пению.
В 1915 году Жорж и Людмила поженились и переехали в Швейцарию. Их объединяла не только большая любовь, но и беззаветная преданность театру. Впервые Людмила сыграла в спектакле мужа в 1916 году. Уже через два года была создана первая компания Питоевых, получившая название ,, Театр Питоевых,,, который давал спектакли в пригороде Женевы - Пенлеве и других городах Швейцарии. Трижды их театр гастролировал в Париже.
В 1922 году театр Питоевых переехал в Париж, а в 1923-м состоялось их первое европейское турне. Театр пользовался огромной популярностью, но его душой были Людмила и Жорж. "Они жили в тени; в тени снов, любви к своим детям и к театру. Если они покидали эту тень, они бросались к огням рампы с безумной неосторожностью ночных бабочек. Они сгорали там, один и другая", - написал о семье Питоевых их близкий и преданный друг Жан Кокто.
"...Питоев всегда отдавался целиком, телом, душой, нервами, кровью. Это не было ни искусством, ни театром, это была жизнь...", - вспоминал работавший у Питоева в 20-е годы Антонен Арто. : "Жорж Питоев - кем же он был? Актером? Режиссером?.. Невозможно придумать ему точное определение. С поистине жреческой самоотверженностью, отдавшись служению театра, он открыл подлинный смысл театра, его духовность и предназначение, которое сродни религиозному культу. Это был святой театра .Жорж Питоефф,, (Жан Кокто).
Видные представители французской интеллигенции Анатоль Франс, Жан-Ришар Блок, Роже Мартен дю Гар, Игорь Стравинский, Андре Антуан, Фирмен Жемье, Жан Копо, Кокто... поддерживали тесные связи с театром Жоржа Питоева. Вместе с выдающимися французскими режиссерами Ш.Дюлленом, Л.Жуве и Г.Бати, Питоев, в 1927 году, участвовал в создании ,,Кортеля четырех,,, который ставил своей целью преобразование театральной культуры, они стояли у истоков современного французского театра. ,,Из всех нас, гением обладает он,,, - говорили они о Жорже Питоеве.
Постоянное нервное напряжение и тяжелый гастрольный график не могли не сказаться на здоровье Жоржа. В 1939 году он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Ему было 54 года. После смерти мужа, Людмила жила в Швейцарии, а во время 2-й мировой войны в Канаде. После войны она вернулась в Париж и играла в восстановленных спектаклях своего мужа, и сына Саши, занималась педагогической деятельностью.
Последние годы жизни Людмила Питоева жила в Швейцарии, где и была похоронена рядом с мужем.
В память о Людмиле и Жорже, как их любовно называли парижане, на фасаде театра ,,Матюрен,, установлена мемориальная доска. Имя Питоевых носит и старый театр в Женеве.
Жорж и Людмила Питоевы вырастили семерых детей, которые отличались литературной и артистической одаренностью. Самым талантливым была Саша, который ещё в ранней юности играл в спектаклях отца. После его смерти, Саша восстановил несколько его спектаклей. Он стал основателем товарищества Питоевых в Париже и владел театром ,,Модерн,,, снимался в кино, был удостоен премий Мольера и Племана.
Во время одной из встреч с Эльдаром Рязановым, французская актриса Марина Влади сказала, что всегда мечтала о таком доме, какой был у Питоевых во Франции. Я бы хотела добавить... и в Тифлисе, где корни этой семьи и истоки любви к театру.









Тифлис. Семья Питоевых.



Тифлис. И.Питоев в любительском спектакле.



Тифлис. Артистическое общество. Летнее помещение. Карточная беседка



Тифлис. Артистическое общество. Эстрада и летний павильон.



Тифлис. Артистическое общество. Раковина для оркестра.



Жорж Питоев



Людмила Питоева. Рисунок П.Пикассо.



Жорж Питоев в роли Гамлета



Людмила и Жорж Питоевы в спектакле ,,Гамлет,,

Тифлис. Театр. Питоевы.

Previous post Next post
Up