Вчера во время беседы об Арцахе с vaykuneci и varujeans у меня возник вопрос: «Как долго прерывалось армянское присутствие, например, в южных районах Арцаха, ну там hорадиз и пр.?» Вайкунеци ответил: «Лет пятьсот
( Read more... )
Ты знаешь, написать НОРМАЛЬНУЮ историю Армении - это огромный труд, который до сих пор не сделан. Чего стоит только 2-3 страницы отводимые на период с падения Киликии и до 1919.
Такое ощущение, что вся история в провалах, лакунах - от Аршакидов до Багратидов, от Багратидов до Рубенидов, от Рубенидов до Сефевидов - сплошные темные места.
Да и весь ТОН описаний истории - крайне жалистливый, все-то время нас вырезали и рассеивали. Что жутко контрастирует с историями Грузии, кстати. И формирует в корне неправильное понимание армянскости как в нынешней ситуации так и в исторической перспективе.
Это очень важный период, который сделал нас такими, какие мы сейчас есть. Может армяне диаспоры корнями уходят в Сис 15го века, но мы - именно в это поздне-тюркское время.
Խորենացուն էլ դիր էդ ցուցակի մեջ: Ամոթ ինձ, որ նոր եմ իմանում իհարկե, բայց արդեն 2 դար է հայ ու այլազգի «գիտնականներ», նրանց մեջ նաեւ շատ լուրջ պատմաբաններ, որ ավելի մեծ ցավ է պատճառում, փորձում են Խորենացուն հանել 5րդ դարից ու բերել մինչեւ 9րդ դար, կպցնել «կեղծ Մովսես» անունը, Տարոն գավառից նրա ծննդավայրը բերել մինչու Սյունիք, ու սարքել մեծ կեղծարար, որի գրածների հիման վրա էլ «սարքվել» է Մեծ Հայքի գաղափարը:
Հակառակ այդ բոլոր կեղծարարների՝ Մեծ Հայքի գաղափարը ուրիշ, ոչ հայ հեղինակների մոտ էլ կա։ Նույն Երվանդունիների գոյությունը երկար ժամանակ փորձում էին որպես հեքիաթ ներկայացնել։ Այնուամենայնիվ այլ աղբյուրներ էլ հայտնաբերվեցին, ուր խոսվում էր Երվանդունիների (Оронтиды) մասին։
Поскольку речь идет о достаточно болезненном вопросе, мне хотелось бы сразу сделать ряд важных деталей. Начиная с 8-го века демографический ареал распостранения армянского этноса на равнинах Арцаха и Утика начинает сужаться. После сельджукских, монгольских и тамерлановских нашествий сельское армянское население практически покидает эти равнины, поскольку никакой возможности для обороны или хотя-бы места для убежища они предоставлять не могли. Постоянно кочующие племенные массы тюркского и частично курдского происхождения использовали кур-араксинскую низменность как богатые зимние пастбища. Армянское население сохранялось в городах: Партав, Байлакан. Большая же часть армян переместилась в горные и предгорные области Арцаха, в Бун Агванк (юго-восточная оконечность склонов Капкохского (кавказского) хребта - Куткашен, Варташен, Заркаран, Нуха, Шемаха и т.д., где они сохраняли процентное большинство вплоть до событий 1905-1918 гг. При Кара и Аг Коюнлу равнины Ковсакана, приараксинская часть Дизака уже лишилась своего оседлого коренного
( ... )
Comments 17
Такое ощущение, что вся история в провалах, лакунах - от Аршакидов до Багратидов, от Багратидов до Рубенидов, от Рубенидов до Сефевидов - сплошные темные места.
Да и весь ТОН описаний истории - крайне жалистливый, все-то время нас вырезали и рассеивали. Что жутко контрастирует с историями Грузии, кстати. И формирует в корне неправильное понимание армянскости как в нынешней ситуации так и в исторической перспективе.
Reply
Да, по-моему это очень интересный период.
Reply
Reply
Ամոթ ինձ, որ նոր եմ իմանում իհարկե, բայց արդեն 2 դար է հայ ու այլազգի «գիտնականներ», նրանց մեջ նաեւ շատ լուրջ պատմաբաններ, որ ավելի մեծ ցավ է պատճառում, փորձում են Խորենացուն հանել 5րդ դարից ու բերել մինչեւ 9րդ դար, կպցնել «կեղծ Մովսես» անունը, Տարոն գավառից նրա ծննդավայրը բերել մինչու Սյունիք, ու սարքել մեծ կեղծարար, որի գրածների հիման վրա էլ «սարքվել» է Մեծ Հայքի գաղափարը:
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment