Смеяться над людьми - прекрасный способ не убивать их чаще, чем требуется.Макс Фрай.
Свеженазначенный архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, духовный глава Англиканской церкви, заменитель Папы Римского для 25 миллионов жителей Земли, в рамках международных гастролей первой своей зарубежной поездки посетил Святую Землю. Надеясь личным примером подтолкнуть представителей различных религий к сотрудничеству и взаимопомощи, Джастин Уэлби попросил о встречах с представителями разных конфессий, в том числе - с главами иудейских общин Израиля.
Тут заканчиваются розовые сопли с сахаром и начинается суровая правда жизни.
Как известно, существуют две основных весьма разных субэтнических группы евреев:
ашкеназы и
сефарды. Эти группы очень отличаются друг от друга. Среди ашкеназских евреев можно назвать Альберта Эйнштейна, Джона фон Неймана, Ричарда Фейнмана, Генриха Гейне, Зигмунда Фрейда, Кафку и других; а среди сефардов - Бенедикта Спинозу, актёра Энрико Масиаса и кошмарного поп-певца Эяля Голана, на чём список заслуживающих внимания сефардов можно считать законченным. Не вдаваясь в подробности различий между этими двумя группами, я только скажу, что каждая из них считает себя единственно истинными евреями, а всех остальных - в лучшем случае примазавшимися. Положение осложняется существованием эфиопских евреев фалаша, которые уверены, что истинными евреями являются именно они, потому что Ковчег Завета после разрушения Первого Храма
был перенесён в Эфиопию, причём почему-то в православную церковь, - видать, курьер адресом ошибся, - и
самаритян, которые знают, что только они и есть настоящие евреи. И это я ещё не вдавался в подробности различных направлений, течений и сект у ашкеназов и сефардов, когда каждые три человека, собравшись вместе, считают, что только они несут свет и радость истинного учения, а все остальные - вероотступники и еретики, которых надо хоронить за оградой кладбища. Это самаритянам хорошо, их всего 800 человек, они всех своих сектантов в лицо знают.
Священник в незнакомом городе ищет почту. Первый местный житель, попавшийся по пути, - наркоман с косячком в зубах. Священник спрашивает дорогу у него. Наркоман вяло раскрывает глаза и машет рукой:
- Налево… Налево… И направо.
Священник решает отплатить услугой за услугу:
- Сын мой. Я вижу, ты добрый молодой человек. Зачем же ты губишь свою душу, употребляя эту богомерзкую траву? Прислушайся, сын мой. Приди ко мне. И я укажу тебе путь в Царствие Небесное…
Наркоман давится дымом:
- Куда?! Папаша! Какое Царствие, какой путь! Ты ж и на почту дорогу не знаешь…
Так вот, поскольку ашкеназы и сефарды вместе уживаются примерно как огонь с парами бензина (и прошу не считать мою аллегорию намёком на то, что количество наркоманов среди сефардов в разы больше), в основной управляющей структуре иудаизма - Главном Раввинате Израиля - существуют два параллельных главных раввина, по промышленности и по сельскому хозяйству сефардский и ашкеназский. Каждый из них является высшим духовным лицом для соответствующей общины. По крайней мере, такова теория. На практике главный сефардский раввин часто является марионеткой
рава Овадии Йосефа, духовного лидера израильских сефардов, знаменитого своими скандальными высказываниями, - например, он сказал, что Холокост был наказанием господним для евреев Европы за то, что те отошли от истинных еврейских законов, (читай - от сефардских). Парадоксально, но за это эпохальное заявление духовное лицо так и не получило в физическую морду.
Завершив этот тяжёлый, но необходимый экскурс в политический мир израильского иудаизма, я лично сходил и помыл руки, а теперь возвращаюсь к визиту архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби.
Итак, у израильского иудаизма две главы, как у орла на российском гербе. Значит, и встречаться Джастин Уэлби будет с обоими. Сказано - сделано. Встречи были запланированы на прошедший четверг. И не состоялись.
Главный ашкеназский раввин Йона Мецгер не может встретиться с архиепископом, потому что сидит под арестом: полиция подозревает его во взяточничестве, обмане и отмывании денег. Следует уточнить, что Йона Мецгер однажды уже проходил подозреваемым по обвинению во взяточничестве, и против него велось уголовное расследование, но юридический советник правительства закрыл дело.
Главный сефардский раввин Шломо Амар сейчас находится в Испании и не хочет возвращаться в Израиль. Он опасается незаконного давления, которое неизбежно будет оказано на него ввиду приближающихся выборов новых главных раввинов, которые состоятся в июле. Место очень сладкое и хлебное, и борьба за него идёт нешуточная, в качестве методов убеждения используются пистолеты и гранаты. Вот Шломо Амар и решил переждать тяжёлое время на курортах Испании.
Следующий по списку претендент на встречу - Арие Дери, лидер религиозной партии «Щаз» «Шас» - отсидел три года за взяточничество. Отсидел бы и больше, но правительство его пожалело. От встречи с христианином Арие Дери отказался.
Израильские журналисты полагают, что новый архиепископ Кентерберийский получил исчерпывающее представление о духовных лидерах религиозной общины, с которой он хочет налаживать межконфессиональный диалог.