После «Левиафана» я шел на «Нелюбовь» с опаской. «Левиафан» вызвал отторжение - фильм о быдле, где практически нет ни одного положительного героя, который вызывал бы симпатию. Мат, грязь, разруха, коррупция, обман, ненависть, унижения - ярко и омерзительно показано российское дно.
Когда же я смотрел «Нелюбовь», я недоумевал, вспоминая часто попадающиеся крайне негативные отзывы на этот фильм. В чем только Звягинцева не обвиняли: и в ненависти к русским, и в нелюбви к людям вообще, и в холодном препарировании - режиссер-патологоанатом, мол.
Ничего этого я не увидел, а увидел совсем другое.
Да, это фильм про нелюбовь. Но в то же время именно этот фильм - о любви, о том, что каждый кадр кричит, как все в ней нуждаются, как все ее ищут, мучаются без нее и не могут найти, не зная, как, где и что искать.
В этом фильме нет отрицательных персонажей. Этот фильм одновременно страшен и понятен тем, что там все герои - самые обыкновенные обыватели. Оглянитесь вокруг, посмотрите в зеркало - это все мы. Обычные, недовольные, скучные, злые, смеющиеся и занимающиеся любовью (или сексом, когда как), потом снова злые, потом снова скучные, и так год за годом. Работа-начальник-корпоратив- выпивка-супермаркет-дом-телевизор-секс-сон - и новый круг…
У нас над головой живут соседи, муж, жена, ребенок (или два) - я не могу пока их идентифицировать. Если я и встречаю их в подъезде, то не могу понять, те ли эти муж и жена, который практически ежедневно орут друг на друга - зло, визгливо, огрызаются, упрекают друг друга в бесконечных прегрешениях. А по выходным они заводят караоке и гнусаво, фальшиво поют одни и те же песни, так, что у меня сводит скулы от отвращения. Недавно они завели собачку.
Люди как люди, таких миллионы вокруг в России. Посмотрите на героев фильма - они ссорятся, ненавидят друг друга, им наплевать на сына, они скандалят с матерью, мать вращает бешено глазами, матюгается и выгоняет их вон. А потом родители кричат от горя и муки без своего ребенка, старуха-мать смотрит вслед изгнанным детям, после своих злобных криков, и ее лицо меняется - ей горько, она недоумевает, почему все так получается, почему она вместо того, чтобы обнять дочь и пожалеть - опять с ней ссорится, и почти начинает рвать на себе волосы.
Они все не плохие люди - они просто заблудились. Потому что, как верно обронил один скучно-правильный герой фильма: нельзя жить в нелюбви. Это мука - жить друг с другом без любви, но когда начинаешь искать другую любовь, то последствием этого часто становится крушение какой-то другой любви: теряешь ребенка, мать или бывшего любимого человека.
Больно и так и так. И выхода не находится. И об этом фильм, и в этом его сила.
Любовь - это дар. Откуда берется этот дар, почему он дается тут, а не там, почему с этим человеком, а не с тем, и почему этот дар забирается - нет на это ответов. Этот дар трудно удержать, и что бы там ни говорили нудные православные проповеди в виде жвачки о «возрастании в любви», о том, что надо молиться, поститься и исповедоваться почаще, и тогда любовь появится или сохранится в разрушающейся семье - все оказывается чушью. Или любовь есть, и ее смогли сберечь, или сохраняется только картинка для вида - вроде бы есть благочестивая семья, да только счастья и любви внутри нее нет. И никаким православием эту любовь не вернуть.
И еще этот фильм - гимн поисковым отрядам. Самое трогательное впечатление оставляют эти мужественные люди, которые бросают все и мчатся искать пропавшего ребенка. И это тоже - о любви.
Ну и пара штрихов мимоходом в фильме тоже хороши: «православный шариат» на работе папаши - то, к чему стремится нынешний тренд «духовно-нравственного патриотического воспитания» в духе барской усадьбы с благочестивыми холопами, крестящимися строем, и «Россия», в спортивном костюмчике бегущая на одном месте под звуки Киселев-ТВ, бегущая в никуда, с бессмысленным потерянным лицом…
Сильный фильм. Не гениальный, не потрясающий до глубин души, но сильный. Потому что - человечный.
Читайте также:
Поддержать «Ахиллу»:
Яндекс-кошелек:
410013762179717 Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
PayPalhttp://ahilla.ru/v-poiskah-lyubvi/